Православные храмы

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…
Публикации

Духовное просвещение неслышащих

Недавно в Казани (Республика Татарстан, Россия) прошла научно-практическая…

Служение милосердия

Можно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был…

Херсонес и миссия христианства

На земле Херсонеса соединились судьбы свт. Климента Римского, равноапп. Кирилла…

Святитель Афанасий — заступник земли Слобожанской

Милостью Божией в этом году в составе паломнической группы мне довелось побывать в славном граде Харькове и посетить здешние святыни и благодатные места.

Более всего меня поразил своим величием и красотой кафедральный Благовещенский собор, в котором почивают нетленные мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского. Заходишь в этот храм — и восхищение наполняет тебя: прекрасная стенопись, резной золоченый иконостас. Когда приближаешься к Варваринскому приделу, перед глазами открывается удивительное зрелище: у правой стены собора под малым балдахином в сидячем положении находятся мощи свт. Афанасия, облаченные в желтые архиерейские ризы; лик святого скрывает белая митра. Возле усыпальницы — тишина и умиротворение, торжественное веяние победы над смертью.

 * * *

Свт. Афанасий родился в 1597 году в г. Ретимне на острове Крит. К сожалению, история не сохранила мирского имени святителя. Известно лишь, что он происходил из благочестивой греческой семьи Пателариев. Выдающиеся дарования этого рода воспеты в народных песнях и былинах. Отец святителя Григорий Пателарий был именитым ученым, философом и публицистом.

Будучи отроком, Афанасий учился в школе знаменитого в то время Аркадийского монастыря на Крите. Здесь он приобрел прочные знания и твердое убеждение в правоте восточной веры. “Я был,— вспоминал о себе святитель, — знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрономической премудрости, музыки и других искусств”. Свт. Афанасий превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками.

Святитель был весьма красив лицом: его открытый добрый взор сразу же располагал окружающих. Он — потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе — пользовался большим вниманием в высшем обществе Крита. При покровительстве правителя острова Тэафета-паши его ждала блестящая карьера.

Но шумная жизнь светского общества была не по душе юноше. Его влекла тихая благочестивая жизнь христианских подвижников Крита, святой горы Синайской и Афона, проводивших все время в молитвенных подвигах и этим путем достигавших духовного совершенства. Перед его мысленным взором вставали образы вселенских святителей: Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также учеников и проповедников Евангелия и толкователей Священного Писания. Добровольно оставив высокое светское общество, Афанасий отрекся от всех его “прелестей”, посвятив себя служению Богу, приняв образ смиренного инока.

Удаление от соблазнов мира, материальные лишения, связанные с принятием иноческого образа, подвижническая жизнь казались Афанасию недостаточными для того, чтобы достигнуть высот истинных пастырей и учителей Церкви. Он всецело устремил свою душу в умное молитвенное делание и отдался самосовершенствованию через чтение и изучение слова Божия. “О священная, чудная, пресветлая книга, — молился он в такие часы над Св. Евангелием, — молю тебя, просвети очеса души моея”.

 * * *

Монах Афанасий скоро стал известен в г. Канее как выдающийся проповедник и истолкователь Св. Писания. Он был вызван в Царьград и послан просвещать светом Христова учения валахов и молдаван. Переведенная святителем с еврейского на новогреческий язык, Псалтирь впоследствии хранилась в обители во имя св. ап. Иоанна Богослова на острове Патмос, а списки с нее — в разных монастырях святой горы Афон.

В 1631 г. за выдающуюся подвижническую и просветительскую деятельность свт. Афанасий был возведен в сан епископа, а затем — митрополита Фессалоникийского (Солунского).

Со времени возведения в сан епископа, а впоследствии — патриарха, для него начался путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титула. Господу угодно было испытать терпение и твердость веры патриарха Афанасия в унижении, но он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих.

Ближайшая к Царьграду Фессалоникийская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, была наиболее разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов — все это так поразило нового епископа, что он был готов отказаться от епископства. Но Господь укрепил его волю. “Возврата нет, — писал по этому случаю митрополит Афанасий, — волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться и положившему руку на орало — оглядываться назад”.

Душевные и телесные страдания подорвали здоровье святителя, и он желал теперь только одного — “в покое провести остаток дней своих”. Вскоре после отречения он отбыл в Молдавию, где начал строить Никольский монастырь в г. Галаце, надеясь найти там желанный покой. Но Господу было угодно иначе направить земной путь святителя.

В то время из балканских народов (сербов, молдаван, валахов, греков и др.) образовался союз с целью изгнать из Царьграда турок и навсегда освободить Христову Церковь от их ига. К этому союзу примкнули и украинцы. Союз поручил патриарху Афанасию поехать в Москву и убедить русского царя Алексея Михайловича встать во главе этого дела и за это владеть Царьградом и всей Грецией. Прозревая в своей миссии предуказание Промысла Божия, святитель охотно согласился на предложение союза и поехал в Москву.

Тяжел был путь, но Господь хранил силы Своего избранника. Пять месяцев длилось путешествие, и 16 апреля 1653 г., в субботу перед Пасхой, патриарх Афанасий благополучно прибыл в Москву. Его приняли здесь с подобающей честью, и он прожил в Москве до 14 декабря того же года.

Святитель достойно и со всем усердием исполнил поручение. “Сам Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, всехвальный святитель вселенский Григорий Богослов, — убеждал патриарх Афанасий царя Алексея Михайловича, — помогут тебе овладеть Царьградом. Город сей — слава мирская, похвала вселенной, царям держава, середина земли, земной рай, сад вселенной, небо украшено, пища человеческая всем прибегающим между востоком и западом, а восток там отстоит от запада всего на версту. Град сей создал первый царь благочестивый, святой равноапостольный Константин, он нарицается новым Римом. Там должно быть главе церковной, там должно быть и соборам вселенским, и великому царю — Самодержцу и Августу. Ваше державное царствие освободит Святой Животворящий Гроб Господень, Богоходимую гору Синай, святую гору Афон: и откроется тогда прехвальная гора София. Поражается ум человеческий красоте и величию ея. И будет в ней проповедоваться благочестие, и прославится Святая Троица, и воздвигнется на ней Святой Животворящий Крест Господень. Здесь ты нарицаешься царем и самодержцем Московским и всея России, а, овладевши Царьградом, ты будешь монархом всей вселенной, и поклонятся тебе короли всего мира. Ныне самое приятное время идти на освобождение Царьграда. Не опасайся, мужайся и крепись: помощницы твои непобедимы суть”.

Никто, кроме господаря Молдавии Василия Лупула и гетмана Украины Богдана Хмельницкого, не знал, что в Москву прибыл ходатай за восточную страждущую Христову Церковь. Москвичи приняли святителя как просителя милостыни на ее нужды. Его щедро одаривали на приемах, богато благодарили за служение, а когда он объявил, что строит в Галаце монастырь и не имеет средств закончить его, по особым челобитным святителя ему пожертвовали много денег, материалов и священных предметов. За это знатный нищий воздал Москве от богатств ума и сердца своего: указал путь к свету и знанию, принял участие в благоустроении русского богослужения церковного и помог царской семье силою своей молитвы о даровании наследника престола.

Убеждения святителя имели надлежащее воздействие, но завершению дела, на которое он звал и благословил русского царя, помешала начавшаяся в это время война между Россией и Польшей.

На обратном пути, в феврале 1654 г., патриарх Афанасий временно остановился в Лубнах, главном тогда городе левобережной Украины. Когда он подъезжал к Лубенскому монастырю, игумен отец Петроний с братией по чину, в священных ризах, встретили его. Когда игумен подошел к нему под благословение, Святейший Патриарх сказал: “Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погребсти”.

Предречение святителя о собственной кончине исполнилось через месяц его пребывания в монастыре: тяжелая дорога растревожила раны, полученные патриархом еще в Фессалоникийской тюрьме, вследствие чего святитель скончался 5 апреля, в среду на Фоминой неделе, “яко мученик, яко святитель, преподавая благословение всем христианам, которых за жизнь еще свою благословлял”.

Игумен, братия монастыря и свита патриарха погребли его в храме Преображения Господня под амвоном, перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов. Его облекли в архиерейские одежды, вложили в руку посох, посадили в кресла и вложили в каменную гробницу. На гробнице присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: “Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом”.

Поистине, доброта, милосердие, благодеяния и благотворения, снисходительность к немощи и недостаткам человеческим были для святителя теми высокими добродетелями, которые он одобрял в других и неизменно проявлял сам в счастливые и печальные дни своей земной жизни.

* * *

Почившего свт. Афанасия Господь благоволил прославить нетлением и чудесами. В 1662 г. Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. “Когда по благословению Киевского митрополита открыли гробницу, наполнилась церковь благовония, и обрели Святейшего Патриарха тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, пальцев двух или трех нет. Священная одежда, что была на святителе, с тела его спала и истлела, на чем сидел он кресла сгнили, целыми обрели только палицу да посох”. Мощи Святейшего Патриарха облекли в новые ризы и положили в церкви Преображения Господня.

В ознаменование чудес, происходивших до открытия честных мощей и при их открытии, на новой гробнице была сделана такая надпись: “Всемогущий и Непостижимый Бог почивающаго Святейшего Патриарха Константинопольского Афанасия прославити благоволил чудотвореньми плотию неистленна и благодати преисполнена во дни Благочестивейшаго Государя, Царя, Великаго Князя Алексия Михайловича. 1662 года, февраля 1 дня”.

С тех пор нетленные мощи Святейшего Константинопольского Патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения для верующих всей Православной Руси. Милосердный и любвеобильный при жизни  святитель не оставляет помощью вселенскую паству и после смерти. Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой Церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.

Вот что пишет бывший игумен Лубенского монастыря, прославленный святитель Белгородский Иоасаф, о своем видении и беседе во время этого видения со святителем Афанасием: “1740 г. октября 26 дня я видел такой сон: виделся святитель Христов Афанасий ходящим близ своей раки в полном облачении, которого я провожал под руку. После этого он снова возлег в свою раку, а я, грешный, оправлял его в ней и начал говорить такие слова: Святейший Патриарх, желаю я вашему святейшеству день празднственный уставить и подал об этом прошение преосвященному Рафаилу (что, действительно, так и было). На это Святейший вопросил: “А что же?”. Я ответил ему, что преосвященный сказал, что нельзя этого сделать, потому что об этом надо писать в Синод, и надо показать его чудеса. Тогда святитель сказал: “О, да; бывают здесь из Москвы...”. Я снова стал ему говорить: “Святейший Патриарх, накажи меня при жизни моей за грехи мои”. А он говорит: “Ведь я уже наказал; разве еще наказать?..” Потом положил на грешной моей голове руки и сказал: “Да благословит тя Господь от Сиона, живый во Иерусалиме...”, на чем я и проснулся. 1741 г., марта 1 дня, когда я немного днем заснул, виделось мне, что в церкви св. Софии Киевской я служу панихиду с преосвященным Рафаилом. Когда я совершал каждение церкви, при каждении горнего места с правой стороны снова явился святитель Афанасий, иже в Мгаре, в своей раке, святые мощи коего я с ужасом великим покидал; он простер свою руку, взял меня за руку крепко, я же начал вопиять: “Святейший Патриарх, моли Бога о мне грешном, да не отвержет меня Господь!”. А он сказал: “Отвержет, отвержет” и присовокупил такие слова: “яко же любит мя Отец, тако любит тя Сын...” Вместе с этим я проснулся”.

 *  *  *

В 1936 г., когда безбожники вскрывали святые мощи, в Харьков (тогда — столицу Украины) в числе других были привезены и святые мощи свт. Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений (поскольку святитель Афанасий по происхождению был греком) власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря всепромыслительной воле Божией мощи свт. Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 г., был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи свт. Афанасия и свт. Мелетия, Архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и поныне мощи свт. Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением нараспев акафиста свт. Афанасию.

Мы твердо верим, что по молитвам свт. Афанасия и свт. Мелетия Всемилостивый Господь сохраняет наш город Харьков и весь народ земли Слобожанской от всяких бед и напастей.

Особое Божие благоволение, по молитвам святых угодников земли нашей, проявилось 2 июня 1997 г., когда чья-то злочестивая рука учинила пожар на колокольне собора с расчетом, что огненная стихия уничтожит весь храм. Но десница Божия на глазах у всего народа отвела объятый пламенем падающий верхний ярус колокольни в сторону от собора. Таким образом был сохранен Свято-Благовещенский кафедральный собор и мощи святых угодников, в нем почивающие.

Слава Всемилостивому Господу и благодарение Его святым угодникам за проявленную неизреченную милость к нам и нашей благодатной святыне.

Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас!

 Подготовил Василий Дукач

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu