Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм апостолов Петра и Павла (на Нивках)

Первая Литургия отслужена 19 октября/1 ноября 2000 г. Храм…
Укладка плитки тротуарной на бетон
Продажа и укладка тротуарной плитки. Цены на сайте. Звони сечас
goldmandarin.kiev.ua

Публикации

Милости хочу, а не жертвы

Ребенку свойственна вера. Психологи утверждают, что в детстве человек не…

Золотые ворота

В 2005 году исполнилось 830 лет со дня постройки военно-оборонительных ворот во…

C.С. Аверинцев: “Будем просить у Бога, чтобы диалог поколений не прервался”

“Семья в постатеистическом обществе” — тема международной конференции, которая…

Святитель Игнатий Богоносец (с греческого — “носящий в сердце Бога”), епископ Антиохийский, родился, вероятно, в Сирии.

Будучи, по слову свт. Иоанна Златоуста, “общником апостолов в речах и неизреченном”, Игнатий был учеником Иоанна Богослова, а по смерти Еводия — вторым епископом Антиохийской Церкви со времени ее основания. Управляя церковью почти сорок лет, он был “образцом добродетелей, просвещал паству изъяснением Писания” и способствовал благоустройству богослужения, учредив антифонное пение. Во время гонения Домициана святитель “молитвой и постом, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, дабы не утонул кто-то из малодушных или неопытных”, и был готов на мученичество. Это желание к его искренней радости скоро исполнилось: по определению императора Траяна, прибывшего в Антиохию по случаю похода на парфян (в 107 г. или, быть может, в 117 г., что согласуется со свидетельствами языческих писателей о времени первого прибытия Траяна в Антиохию в 115 г.), святого в оковах отвезли в Рим и отдали на съедение зверям.

Творения святителя Игнатия, дошедшие до нашего времени, являются бесценным сокровищем для христиан. В своих посланиях, написанных по пути в Рим, святитель с поразительной глубиной и ясностью раскрывает многие вопросы веры и благочестия, вследствие чего эти послания стали неоценимым вкладом в развитие христианского вероучения и доныне остаются прекрасным наставлением в истине и жизни по заповедям Христа.

 

О Церкви и церковной иерархии

Предписывая покоряться Святой Церкви, свт. Игнатий объясняет значение Церкви Христовой, ставя союз с Ней необходимым условием спасения. Церковную иерархию он признает установлением не человеческим, а “определением Господа Иисуса Христа и Святого Духа” (Посл. к филад.; к магн. гл. III), а целью его — “всецелое освящение людей”. Можно сказать, что на иерархию он смотрит как на посредников между Богом и людьми в раздаянии даров благодати, как на орудия или органы освящения для человечества. Он указывает три иерархические степени: епископы, как представители Господа, пресвитеры, как представители собора апостолов, и диаконы, как служители Таинств.

“Старайтесь делать все в единомыслии Божием, ибо епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место апостолов, а диаконам вверено служение Христа” (Посл. магн., гл. VI; тралл. гл. II–III; к смирн, гл. VIII; к филад. гл. VII). “Как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной. Один Иисус Христос и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Христа. Никто да не обольщается! — кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих (см.: Мф. 18, 19) имеет великую силу, то насколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Потому, кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: “Бог гордым противится” (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5)… кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Держащийся чуждого учения не сочувствует страданию Христову. Бегайте же разделений, как начала зол” (Посл. к магн. гл. VII; к ефес. гл. V; к филад. гл. III; к смирн, гл. VII). “Без епископа никто не делай ничего относящегося к Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что он одобрит, то и Богу приятно… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь. Без них же (епископов, пресвитеров и диаконов) нет Церкви. Составляйте же из себя все до одного лик, чтобы согласно настроенные, дружно начав песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына” (Посл. к смирн, гл. VIII–IX; к тралл. гл. III–ХI; к ефес. гл. IV).

Несомненным внутренним признаком истинной Церкви святитель считает пребывание в Церкви Христа Спасителя как Средоточия или Главы ее, а внешним — пребывание в ней епископов при теснейшем единении иерархии и паствы. Св. Игнатий первым из святых отцов употребил в отношении Церкви название Кафолическая или Вселенская.

 

О Таинстве Евхаристии

В связи с учением об иерархии ясно излагается в творениях святого учение о Таинствах и, прежде всего, о Святой Евхаристии. Направленно оно, в частности, против докетов, отвергавших человечество Христа, и, следовательно, Евхаристию, как ни для чего не нужную.

“Они удаляются от Евхаристии и молитвы, ибо не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего, Который пострадал за наши грехи… отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться любви (с греческого — участвовать в Евхаристии), чтобы воскреснуть”. “Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю — Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная”. В этих словах содержится свидетельство святого Игнатия о веровании Церкви в присутствие истинного Тела и Крови Христовых в Евхаристии.

“Старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами, сослужителями моими. И только та Евхаристия должна считаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это... Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога, преломляя один хлеб — это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе; а кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия” (Посл. к смирн. гл. VII—VIII; римл. гл. VII; филад. гл. IV; ефес. гл. V, XIII, XX).

 

О Таинстве Покаяния

“Для неверующих и заблуждающихся есть надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. И те, которые, покаявшись, придут в единение Церкви, также будут Божии, дабы жить сообразно Иисусу Христу; ибо всех кающихся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископов. Верую, что Христос разрешит вас от всяких уз”. Посредничество иерархии, как условие действенности покаяния, низведения на кающегося грешника благодати Божией, вытекает не только из приведенного места, но и из всего содержания Посланий святителя и вообще из его учения о церковной иерархии (Посл. ефес. гл. X; филад. гл. III и VIII; смирн. гл. V и IX).

 

О Таинстве Брака

Уделяет внимание святой и рассмотрению учения о Таинстве Брака. Здесь, наряду с поучениями о девственной и супружеской жизни, он преподает пастырские наставления в Послании к Поликарпу, которое есть пастырским, посвященным обязанностям епископа и паствы.

“Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом, и братьям моим заповедуй, чтобы они любили сожительниц своих, как Господь Церковь (см.: Еф. 5, 25). Кто может в честь Господа пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия. А кто женится и выходит замуж, да вступают в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию” (гл. V).

Следует отметить, что второй брак в творениях мужей апостольских не приветствуется, хотя и считается терпимым (Посл. Поликарпа гл. IV; Пастырь Ерма, Зап. 4).

 Подготовил Василий Костюк

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me