Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм праведного Иоанна Кронштадтского (в 1-й больнице Дарницкого района)

Община святого праведного Иоанна Кронштадтского была создана при…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…
Публикации

“Вера открывает нам перспективы будущего”

Интервью с Его Высокопреосвященством Архиепископом Переяслав-Хмельницким…

Михаил Литвиненко: “Верил, верю и буду верить всегда и непоколебимо!”. Регенту митрополичьего хора — 80 лет

Жизненный путь каждого человека непрост. Путь же христианина, пережившего почти…

Можно ли верить в домового?

Каждый из нас наверняка встречал людей, которые с гордостью заявляли: “Я видел…

На Чужой территории

Есть место, при упоминании о котором далеко не каждый человек может сохранять спокойствие. Тюрьма. Кто живет за ее оградой? Чем эти люди занимаются? Чего ищут в жизни? На что надеются?

Об этом размышляет настоятель Свято-Пантелеимоновского храма, расположенного на территории КИК № 69 города Кременчуга Полтавской области, священник Игорь Матвиенко.

 

— Отец Игорь, разговоры о тюрьмах и заключенных вызывают неприятные чувства, сопряженные со страхом. Как Вы думаете, почему?

— Мы сознательно создали для себя прочный стереотип заключенного, согласно которому человек, отбывающий наказание, — это зверь в человеческом подобии. Но стоит хотя бы некоторое время пообщаться с этими людьми, попытаться понять их, подружиться — и это представление тут же разбивается вдребезги. Даже сами офицеры внутренних войск говорят, что большинство заключенных — нормальные цивилизованные люди, мало чем отличающиеся от нас. Каждый человек создан по образу и подобию Божиему, и Господь на кресте пострадал не за отдельную касту избранных, а за все человечество.

Так что грош нам цена, если, забывая об этом, мы пытаемся унизить человека за то, что он когда-то совершил ошибку.

 

— Расскажите о вашем первом посещении тюрьмы.

— Первым впечатлением от посещения зоны у меня было глубокое разочарование в тех представлениях об этом месте, которые я имел раньше, будучи светским человеком. Дело в том, что наши понятия о тюрьме сформировались, в основном, благодаря художественным фильмам периода перестройки, авторы которых пытались изобразить заключенных в самом безобразном виде. На самом деле это нормальные люди. Да, есть исключения, но священники, как правило, об этом никому не рассказывают. Это для нас закрытая книга.

Со временем я заметил, что с заключенными очень просто говорить, потому что они умеют быть благодарными слушателями. Ребята нашей колонии понимают, “за что” сидят. От многих из них отказались родители, жены, дети, друзья. И вот, когда к ним приходит человек, который не обязан этого делать — рождается ответное чувство любви.

Есть люди, которые, выйдя на свободу, снова поскользнулись: стали воровать или употреблять наркотики, но чувство благодарности к священнику остается надолго. В будущем оно иногда спасает от ошибок и промахов. Более того, им бывает стыдно за себя. Некоторые, чтобы не огорчить батюшку, стараются не показываться ему на глаза. Одним словом, работая в тюрьме, я понял, что образ Божий не теряется в человеке, в каком бы положении он не оказался.

 

— Как начинался Ваш диалог с администрацией исправительного заведения и самими заключенными?

— Нынешнее руководство заинтересовано в том, чтобы всячески нам помогать. Начальник тюрьмы делает все, чтобы создать необходимые условия для нормального течения церковно-приходской жизни на территории колонии.

Предыдущее руководство не отличалось гостеприимством. Тогда нам отказали в предоставлении помещения под храм. Офицеры пытались запретить мне посещать колонию, поэтому приходилось беседовать с заключенными в коридорах, на подоконниках. В лучшем случае нам отводили махонькую комнатушку, в которой не то, чтобы проповедовать, но и дышать было нелегко. Но все же руководство не имело права не пускать меня к ребятам. Им мешал договор, заключенный между Синодальным отделом УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины и Государственным департаментом по вопросам исполнения наказаний. Офицеры понимали это, поэтому и пытались избавиться от меня, используя психологическое давление.

Костяк верующих ребят был сложен здесь еще до меня протоиереем Игорем Старыниным. О нем осталась в тюрьме хорошая память.

Первым заключенным, с которым я встретился, был Александр (сейчас он уже на свободе). Он бросился ко мне и со слезами на глазах стал радостно кричать: “Батюшка! Батюшка!” Постепенно наша община стала увеличиваться. Приходили в Церковь ребята в основном через скорби. Появилось много желающих узнать что-то о Боге, о Церкви, и даже креститься. В тюрьме я чувствовал себя служащим иереем…

 

— С какими вопросами заключенные обычно подходят к священнику?

— Как правило, впервые обращаясь к священнику, заключенные задают примерно такие вопросы: “Как правильно исповедоваться?”, “Как, выйдя на свободу, снова не упасть?” К сожалению, за время моей священнической практики только двое ребят, выйдя из тюрьмы, связали свою жизнь с Православной Церковью. Один сейчас несет послушание в монастыре, а другой стал прилежным прихожанином Свято-Троицкого храма города Кременчуга. Остальные же снова возвращались в свое криминальное прошлое. Поэтому эти два вопроса являются для них самыми болезненными и актуальными.

 

— Расскажите немного о церковно-приходской жизни вверенной Вам тюремной общины.

— Целый год прошел, прежде чем нам предоставили помещение под храм. Все это время мы ютились в маленькой комнатке. Старались ежемесячно причащать заключенных запасными Дарами, раз в год — проводить массовое Крещение, четыре раза — соборование, исповедь — по просьбе самих ребят. В этом году в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона в нашем тюремном храме была совершена первая Божественная литургия. Начиная с сентября, мы, с помощью воспитанников Духовных училищ, совершаем ее ежемесячно.

 

— Не боитесь ли вы временами за свою жизнь, находясь в тесном окружении заключенных?

— Честно говоря, несколько раз страх овладевал мною. Вот как это было впервые. Обычно я прихожу к ребятам, в которых я более-менее уверен. Но однажды меня попросили пройтись по отрядам. Не успел я сделать несколько шагов по узкому коридору, который отделяет друг от друга два ряда камер, как с нар стали соскакивать заключенные, что-то кричать, махать кулаками. Тогда я кропил их святой водой, потихоньку пробираясь к выходу…

Есть у нас один заключенный, профессиональный рукопашник, которого побаиваются даже охранники. Однажды мне пришлось беседовать с этим человеком наедине — в его камере. Он встретил меня сухой фразой: “Я попов не люблю”. Тогда я несколько раз мысленно распрощался с жизнью, но Господь так управил, что мы с ним поладили.

 

— Cреди заключенных есть талантливые люди, нередко с образованием. Скажите, смогут ли они, несмотря на свое прошлое, принести пользу обществу?

— Такие люди, конечно же, могут служить на благо общества. Тюрьма в некотором смысле стимулирует и совершенствует таланты, скрытые в глубине души.

Чтобы не сойти с ума в этой сложной среде, им приходится чем-то заниматься. Среди заключенных немало иконописцев, резчиков по дереву, причем, для своей работы они используют простейшие средства и инструменты. Иногда, глядя на их изделия, диву даешься.

Если все эти таланты выявить и объединить — они смогут принести неоценимую пользу обществу.

 

— И, наконец, отец Игорь, что бы Вы хотели пожелать своим собратьям — тюремным священникам, которые только собираются стать на этот нелегкий путь?

— В первую очередь, не обольщаться мечтой о легких победах. Если человек видит, как окружающие люди становятся лучше, и ему приятно ради Бога — это хорошо; если же ради себя — плохо. Даже если один из огромного множества на наших глазах станет на путь истинный, слава Богу. Уместно сказать, что терпение и смирение — главное, что необходимо тюремным священникам.

Нельзя, переступая порог зоны, надеяться на себя, иначе можно легко потерпеть поражение в борьбе с духами злобы поднебесной за души этих ребят.

 Беседу вел Александр Андрущенко

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu