Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Публикации

“Ибо мы не себя проповедуем…” (2 Кор. 4, 5)

Миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности…

И стали называться они христианами... История Антиохийской Православной Церкви

Исторический путь Антиохийской Церкви начался с первых опытов апостольской…

“И где бы я ни шел, я все стою у дверей”

Разбивать стереотипы — работа неблагодарная. Но некоторые из них настолько…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Почему “без Церкви нет спасения”?

Церковь есть Богом установленное общество верующих во Христа, соединенных между собой одной православной верой, одним учением Христовым, священноначалием и Таинствами. Главой Церкви является Сам Господь Иисус Христос, согласно словам ап. Павла: “И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви” (Еф. 1, 22). Христос обещал верующим в Него ниспослать Духа Святого, что и исполнил в день Пятидесятницы. Действием Святого Духа Церковь преисполнена благодати. От Христа члены Церкви получают освящение Таинствами посредством священноначалия, в Церкви утверждаются в истинной вере, что и ведет ко спасению.

Тезис о том, что вне Церкви нет спасения, имеет свое основание в православном представлении о единстве Церкви и восходит к св. Киприану Карфагенскому. В состоянии единства Церковь удерживает приобщение к Таинствам церковным. Вселенская Церковь образована взаимным евхаристическим общением епископов — глав Поместных Церквей. Таинство Причастия является критерием принадлежности к Церкви. Христос есть Спаситель, и спасительная сила Божия передается людям посредством Его Тела — Церкви, которая есть “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3, 15). Поэтому вне Церкви не может быть критерия истины, т.к. вне Церкви нет полноты благодати Святого Духа, правильного толкования Св. Писания и святоотеческой традиции духовного совершенствования.

 

 ?Какими аргументами можно доказать истинность нашей Православной Церкви?

Православная Церковь, будучи наследницей христианства апостольских времен и свято храня чистоту этой веры, как непосредственно преподанной Господом нашим Иисусом Христом, является истинным христианским вероучением. Свою ревность в отстаивании чистоты апостольской веры, как главного критерия истинности, Православная Церковь объясняет теми заповедями, которые дал Иисус Христос апостолам, а они своим ученикам, о сохранении христианского учения в неизменном виде до скончания века: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 19–20). О важности сохранения христианского учения говорит и ап. Павел: “Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 7–8).

О неизменности учения Православной Церкви, первоначально данных истин, утвержденных догматов и канонов может говорить тот факт, что в принятый в IV веке Символ веры, кратко излагающий истины христианства, не было внесено никаких дополнений и изменений. Основываясь на словах ап. Павла, Православная Церковь основным источником христианского вероучения признает Божественное Откровение — Св. Писание: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3, 16) и Св. Предание: “Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес. 2, 15). О верности Православия вере апостольской свидетельствуют не только отечественные святые, но и многие неправославные западные богословы и ученые.

 

?Что для христианина должно являться основанием веры? Ведь то, что нам подсказывает сердце, не всегда правильно, а если человек начинает напряженно рассуждать, у него могут появиться помыслы сомнения. Итак, что следует положить нерушимым основанием нашей веры?

Сущность веры точно определил ап. Павел: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1). И далее он говорит, что “без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11, 6).

Для воцерковленного православного христианина истинность его религии, как Божественного Откровения, не вызывает сомнения. Эту уверенность дает ему Сам Господь, посылая благодать Святого Духа через Таинства, установленные в Церкви.

В силу поврежденности человеческой природы первородным грехом, сердце, как чувственный орган, не может быть точным указателем истинности. С другой стороны, никакие научные доказательства бытия Божия и истинности христианства не способны обратить неверующего человека к вере. Как говорит Христос о таких людях в притче о богаче и Лазаре: “…если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк. 16, 31). И сердце, и разум могут лишь подтолкнуть человека к поиску Истины.

Сущностью христианской веры является вера в то, что Иисус Христос есть Спаситель, спасающий каждого верующего в Него человека от греха и его следствия — вечного осуждения праведным судом Божиим, по словам ап. Иоанна Богослова: “…вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную” (1 Ин. 5, 13).

Веру же людям дает Сам Бог, по свидетельству Спасителя: “…никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего” (Ин. 6, 65). Он всегда дает ее тем, кто стремится Его найти, как говорит Христос в Своем поучении о молитве: “Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам” (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

 

?Как смириться с тем, что большинство твоих близких и слышать не хотят о Церкви? Стоит ли с ними вести дискуссии, проповедовать, если они настроены агрессивно?

Истина — понятие абсолютное. Спорить и дискутировать об этом не стоит. Человек к познанию Истины должен прийти самостоятельно. О вопросах веры ап. Петр, давая наставление христианам, говорит: “Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3, 15). А ап. Павел прямо говорит о том, что агрессия в разговорах о вере неприемлема: “Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины” (2 Тим. 2, 24–25). Необходимо молиться Господу о своих неверующих близких. Самой лучшей проповедью является жизнь христианина, ибо она неразрывно связана с его верой, как говорит св. Григорий Нисский: “Как веруешь, так и живешь”. Прп. Серафим Саровский также говорил о личном примере в проповеди христианства: “Стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя”.

 

?Святые отцы говорят, что Бог еще до нашего рождения знает нашу участь. Получается, что наше спасение зависит не от нас? Как же нам тогда нужно жить?

 Бог, как обладающий всеведением, знает участь каждого человека. Но из этого не следует вывод о предопределении еще до рождения участи человека к вечному осуждению или спасению. Человек, как образ и подобие Божие обладает свободой. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание. На первых страницах Библии, в книге Бытие, описывается призыв Господа к Каину, в котором подчеркивается именно его личный выбор: “Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним” (Быт. 4, 7).

О том, что спасение всецело зависит от свободной воли человека, Сам Господь говорит еще в Ветхом Завете, после дарования Закона израильскому народу: “Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего... любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете” (Втор. 30, 15–18). И далее Господь, по милосердию Своему, прямо указывает путь, однако не в повелительной форме, а в форме совета, учитывающего личную свободу: “Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30, 19).

В Новом Завете, на прямой вопрос богатого юноши: “Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” (Мф. 19, 16), Спаситель ответил: “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” (Мф. 19, 17).

Из приведенных примеров видно, что предопределение носит не безусловный, а условный характер. Участь человека зависит от его поступков. Господь дает заповеди, и от их исполнения, как необходимого условия, зависит спасение.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me