Православные храмы

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм равноапостольных Константина и Елены, и свт. Димитрия Ростовского (на Подоле)

Памятник архитектуры позднего барокко. Перестроена в XIX в.,…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…
Публикации

Увидела свет книга о монахах Киево-Печерской Лавры, пострадавших за веру Православную

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Поэма о покаянии

У каждого народа и у каждой эпохи есть имена, символическое значение которых не…

Думи мої, думи... До 190-річчя з дня народження Тараса Шевченка

“Він був сином мужика — і став володарем в царстві духа. Він був кріпаком і —…

“Истерия” или богохульство? О новой театральной интерпретации Фрейда

Отношение Православной Церкви к театру и, шире, к лицедейству нельзя назвать однозначным.

Говоря об актерской профессии, можно подвергнуть сомнению наличие у актера собственного лица, поскольку он, играя роль, примеряет маски чужих личностей. Человек, скрывающий свою истинную суть, свое “я”, всегда приравнивался к потерявшему душу, и поэтому лицедейство Церковью не приветствовалось. Известно, что актеры считались людьми низшего сорта, и хоронили их за пределами городских стен.

Но, с другой стороны, театр, как одна из древнейших форм искусства, использовался в интересах христианской церкви, для ее популяризации в народе благодаря постановке библейских сюжетов, поэтому его никогда не пытались закрыть. Но случалось, что очень популярные актеры отказывались от игры на сцене именно по религиозным соображениям. Например, знаменитая актриса Екатерина Васильева, обратившись в Православную веру, ушла из театра.

Церковь способна помочь своей пастве отличить настоящее, облагораживающее искусство от богохульной мерзости.

Значительное театральное событие последних лет — спектакль “Истерия”, который входит в репертуар Театра украинской драмы им. Ивана Франко, — будет небезынтересным нашим читателям по двум причинам.

Во-первых, это первая постановка в Украине пьесы современного английского драматурга Терри Джонсона. Во-вторых, весьма актуальна и тема спектакля, повествующая о последнем периоде творчества знаменитого ученого и автора идей психоанализа Зигмунда Фрейда.

Немногие знают, что Фрейд — наш земляк. Он родился на территории современной Украины в городе Тисменицы Ивано-Франковской области в Галичине (тогда территория Австро-Венгрии) и провел здесь первые три года своей жизни. И весьма симптоматично, что роль Фрейда играет гениальный украинский актер Богдан Ступка.

Действие пьесы “Истерия” происходит в 1938 г. в Лондоне, куда Фрейд эмигрировал после того, как Вена была присоединена к нацистской Германии.

В основе сюжета пьесы — история ученого, который на грани своего земного существования оглядывается в прошлое и вспоминает всех тех, с кем был тесно связан. Вереницей персонажей проносятся в памяти Фрейда его личный врач Иегуда (в жизни — Макс Шур), дочь Анна, друг и постоянный оппонент Сальвадор Дали — классик сюрреализма, а также многочисленные пациенты, с которыми Фрейд до конца жизни проводил сеансы психоанализа.

Если не брать во внимание смысловую часть во многом ошибочных фрейдовских концепций, лежащих в основе спектакля, а сконцентрироваться на эстетике, то, без сомнения, украинская постановка пьесы удалась блестяще. Режиссер-постановщик спектакля Григорий Гладий и сценограф Владимир Ковальчук создали масштабное театральное полотно продолжительностью в четыре с половиной часа. Интересно, что оба — украинцы по происхождению, но живут и работают на Западе, где осуществляют постановки для ведущих театров мира, в том числе и для знаменитого “Комеди Францез” в Париже.

Примечательно, что режиссер Гладий поставил в центр повествования немощного Зигмунда Фрейда, умирающего от рака и переживающего внутренний конфликт — конфликт человека с Творцом.

Известно, что ученый отрицал существование Бога, утверждая, что Бог — это всего лишь психическая проекция наших представлений об идеальном Отце, покровителе, защитнике. В этом ключевом моменте и кроется опасность его учения для христианства. Ересь Фрейда состоит не в банальном богоборчестве, а в переносе Бога из сферы реальной, онтологической в сферу психическую, в сферу наших бессознательных желаний, инстинктивных стремлений верить во что-то высшее и запредельное.

Вместе с тем, Фрейд говорил, что религия очень важна для человечества на данном этапе его развития и бороться против нее не нужно, ибо со временем в ней просто отпадет потребность. Он считал, что благодаря религии существует мораль в обществе, но постепенно люди станут настолько высокодуховными, что им не нужна будет никакая религия. Как видим, Фрейд жестоко ошибался на этот счет.

Прогрессивные ученые-философы считали, что Библию нужно очистить от мифологических, “ненаучных” наслоений. Это подчеркнуто в спектакле. Фрейд в “Истерии” объясняет своему лечащему врачу, например, что переход через Красное море невозможен, несовместим с научным разумом. Врач — символ еврейской ортодоксальной среды, запретившей некоторые антирелигиозные, “опасные”, работы Фрейда, — критикует его за богохульные высказывания. Хотя в пьесе Фрейд совсем не опасен — его скорее нужно пожалеть как человека, лишенного всякой надежды на Творца, как уходящего в пустоту безверия.

Только что же ждало неверующего Фрейда за чертой 1939 года, года его смерти после инъекции дозы морфия? Пустота забвения, о которой он думал, или всевидящий Небесный Судия?

Андрей Морозов

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu