Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…
Публикации

Настоящее прощение – это подвиг

Мы способны воспринимать — и себя, и других — лишь искаженно. И мы…

Призвание — соединять человека с Богом

У священника нелегкая миссия: он несет людям слово Божие, наполняет будничную…

Что может быть прекраснее матери

Однажды мне удалось побывать на Круглом столе, посвященном вопросам отношения…

Не отвергайте благодать. Баптизм и Православие

По оценкам специалистов, в современном мире существует несколько тысяч сект. Такое их количество не случайно: этимология слова “секта” — нечто отделенное от целого.

Секта — это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой из них, мы обнаруживаем, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других.

 

Основание баптизма

Исторической причиной возникновения баптизма послужили отступления Католической Церкви от чистоты христианского учения и последовавшие за ними многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан.

Основателем баптизма является Джон Смит. В 1609 г., спасаясь от преследований англиканской церкви, он бежит в Голландию, где основывает свою первую христианскую общину.

Сначала он сам крестил себя через обливание, и лишь потом принял крещение от меннонитов, затем стал крестить членов своей новособранной общины. В 1639 г. община была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд.

 

Вероучение

В основе вероучения баптизма лежит вера в Бога, Троичного в Лицах. Баптисты признают прародительский грех, извращенную им человеческую природу, искупление от греха, проклятия и смерти, совершенное Христом на Голгофе. Но, исповедуя эти основные догматы христианства, баптизм вносит в них некоторые свои понятия, определения и заблуждения.

Для Вселенской Церкви главнейшим Таинством является Евхаристия, у баптистов же оно попало в число второстепенных вопросов. Вот как догматическое богословие ЕХБ (Евангельских Христиан Баптистов) рассматривает одну из кардинальных истин всего христианства: “Мы (баптисты) не признаем таинства пресуществления хлеба в Тело Христа и виноградного вина в Кровь Спасителя и того, что верующие якобы вкушают не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христа. ...Верующий человек... принимает вино не для очищения грехов, но как в воспоминание о крови Христовой, которой он очищен...”

Но баптисты забыли о словах апостола Павла: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” (1 Кор. 10, 16).

Этими словами ап. Павел выражает то, что христиане в Таинстве Причащения принимают истинное Тело и Кровь Христову, а не какой-то символ воспоминания о страданиях Спасителя.

Баптизм, признавая Священное Писание, отвергает Священное Предание, являющееся одним из основных источников христианского вероучения. Св. Предание — это большая часть учения и дел Христовых, которые не были записаны Его учениками и апостолами.

Иоанн Богослов, заканчивая свое Евангелие, говорит: “Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21, 25).

Ап. Павел повелевает блюсти Предание: “Стойте и держите Предания, котрым вы научены или словом, или посланием нашим” (2 Фес. 2, 15).

Баптисты, отвергнув чинопоследования православных богослужений, составили свои и, отказавшись от церковных молитвословий и песнопений, ввели сборники духовных песен, кантов, с названиями: “Любимые стихи”, “Песни Сиона”, “Гусли”, используемые ими при совершении преломления хлеба, крещения, брака и пр.

Из праздников Православной Церкви христиане-баптисты празднуют девять: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Неделю Ваий, Пасху, Вознесение и Троицу. Кроме того, в память об объединении баптистов и евангелистов основан праздник “День единства”. У баптистов также есть традиционный осенний “Праздник жатвы”, во время которого подводятся итоги миссионерской деятельности.

 * * *

Одно из главных положений, которое объединяет всех баптистов и  протестантов, — это понятие о личной вере. Если для православного человека вера означает доверие к Церкви, подчинение ее авторитету, повиновение ей и полное признание ее учения, ибо она, по Апостолу, “столп и утверждение истины” (1 Тим. 3, 15), то для сектантов всех направлений вера — это нечто свободное, независимое от какого бы то ни было авторитета: ни Церковь, ни догмат, ни что иное не имеют над ней власти.

В сознании православного человека искренняя и глубокая вера не отделима от дел. И спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя, но и усилиями самого человека, его добрыми делами. “Вера без дел мертва”, — учит ап. Иаков (Иак. 2, 20).

Спасение, по православному учению, есть, прежде всего, очищение человека от греховной скверны, достижение им святости, его обновление. Но нравственное возрождение человека возможно только под действием благодати Духа Божия, которая обильно подается в христианских таинствах.

Но не так учат баптисты: “Мы должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину — что спасает нас не Церковь, а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе”. Но разве можно Христа отделить от Церкви, которая есть тело Его и которую Он возлюбил и “предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5, 25–27).

Могла ли вся Вселенская Церковь отойти от истины и ниспасть со своей духовной высоты так низко, как изображают ее баптисты? Нет. Православное сознание, утвержденное на Божественном Откровении, ни в какой степени не может разделять подобные воззрения. Православный христианин знает и исповедует как твердую истину, что Святая, Соборная и Апостольская Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой предохраняет ее от всякого заблуждения и падения.

 * * *

Крещение, по учению баптистов, является простым обрядом и никакого сакраментального элемента не содержит. Отвергая невидимую, благодатную сторону церковных Таинств, баптизм не признает даров Святого Духа, подаваемых в Таинстве Крещения.

По учению Православной Церкви, в купели крещения человек очищается от всех грехов (первородного и личных) и из воды выходит чистым, оправданным, “ибо, — говорит св. Иоанн Златоуст, — не человек совершает происходящее, но Духа благодать, которая и природу вод освящает, и вместе с рукой иерея касается головы крещаемого”.

Ап. Павел, обращаясь к коринфянам, напоминает им о том, какими они были грешниками до купели крещения (см.: 1 Кор. 6, 9–10), но, приняв последнее, “омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (см.: 1 Кор. 6, 11). В крещении человек примиряется с Богом и из чада гнева Божия становится сыном Божиим по благодати, членом тела Христова — Церкви.

Кроме того, современный баптизм отрицает крещение младенцев. Курс догматического богословия баптистов учит: “Мы не веруем в присоединение к Церкви младенцев посредством Таинства Крещения без сознательного обращения и покаяния самого крещаемого. Мы признаем, что дети, не совершившие сознательных грехов, и без крещения принадлежат Царствию Божию и, в случае смерти, наследуют вечную жизнь”.

Но если бы крещение детей было излишним, то таковым было бы возложение рук Иисуса Христа на них (см.: Мф. 19, 13). Господь сказал, что “таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19, 14), и не нужно препятсвовать младенцам “родится от воды и Духа... и войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5).

Всякий беспристрастный искатель истины после ознакомления с вероучением сектантов может убедиться, что они не имеют никакой базы под собою, отделяясь от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Учение их несостоятельно, и они представляют из себя ничто иное, как только общество, собравшееся самовольно, самочинно, а не по воле Христа и Его Апостолов.

Подготовил Сергей Кононенко

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu