Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…
Мебель на заказ по индивидуальным размерам
Изготовление корпусной мебели по индивидуальному заказу, сборка, доставка
умнаямебель68.рф

Публикации

Торжество соборного разума

21 апреля в Житомире начались торжества, посвященные 15-летнему юбилею…

Знают ли православные Библию?

Вы не люди Библии! — упрекают православных адепты современных протестантских…

Благодатный огонь в Украине

Благодатный Огонь — это не только одно из великих чудес, но также символ Божия…
Младшая школьная группа - дети этого возраста покинули замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, где общаются с другими детьми, обретая друзей и врагов, учатся самостоятельно делать выбор и принимать решения. Они познают, что закон — это не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, нормы общения других детей. Все, что дети раньше принимали как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям.

 

Скачок в умственном развитии

Ребенок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудиться еще не научились.

В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Слушая библейские рассказы, они спрашивают о том, что Бог хочет сделать с миром. Один семилетний мальчик, выслушав историю грехопадения, спросил: “Ну почему же Бог не сделал Адама и Еву такими, чтобы они не хотели Его ослушаться?”

Появляется и более ясное представление о справедливости, чем то, которое наблюдалось раньше, возникает четкое разграничение “моего” и “чужого”. Идея справедливости носит ветхозаветный оттенок: в этом возрасте дети склонны делать упор на законность, а не на прощение. Поэтому они начинают не только фантазировать, но и сознательно и целенаправленно лгать, чтобы избежать неприятных последствий своих проступков.

Вместе с чувством законности и сознательных “преступлений” возникает и развивается более тонкое чувство: сострадание, желание защитить слабого, приятие определенных моральных норм и готовность выдержать определенные испытания для их соблюдения. Я помню семилетнюю девочку, которая с группой детей ходила в храм в течение продолжительных служб Страстной седмицы. “Тебе не хочется посидеть?” — спросила я. Она торжественно посмотрела на меня и шепнула в ответ: “Не всегда надо делать то, что нам хочется!”

Дети в этом возрасте способны искренне раскаиваться в своих проступках.

 

Рассказы из Библии

Для нас важно пробудить в ребенке сознание присутствия Божия, Его участия в нашей жизни, нашей связи с Ним. Этой цели могут послужить библейские рассказы, которые говорят именно об этой реальности, о реальности встреч с Богом. Задача родителей, учителей воскресной школы — разъяснить смысл рассказа или события так, чтобы он стал понятнее детям в свете их собственного жизненного опыта.

Дети могут воспринимать Бога как Творца вселенной. Религиозное значение эта идея получит только в том случае, если дети ощутили в какой-то мере красоту и чудесность окружающего мира. Важно научить их удивляться естественным событиям.

Дети могут воспринимать Бога как нашего защитника и покровителя. Многие библейские рассказы говорят о Божией помощи в минуты опасности, о том, как Бог допускал людям пострадать в течение некоторого времени, но всегда помнил о них и обращал их страдания во благо. Дети должны осознать, что для того, чтобы человек вышел на верный путь, он должен подвергнуться испытанию.

 

Научите ребенка молиться

Весьма непросто научить ребенка молиться. В более раннем возрасте молитва ограничивалась действием: встать перед иконой, опуститься на колени, перекреститься, повторить определенные слова. Теперь ежедневная молитва заключается не только в обязательном повторении молитв, заученных наизусть (занятие не бессмысленное, потому что оно формирует отношение к молитве как к определенному долгу, правилу), но и в периодических молитвах-просьбах от всей души: “Пожалуйста, Господи, сделай так, чтобы завтра была хорошая погода”, “Пусть мне на день рождения подарят велосипед!”, “Вылечи ее!”. Полезно предложить ребенку помолиться о чем-то действительно важном: о том, кто серьезно болен или попал в беду. Можно поблагодарить Бога за какой-то особенно хороший подарок, попросить помощи Бога в затруднительной ситуации.

 

Воспитание на литургии

Детям этого возраста трудно посещать храм. Они меньше мешают взрослым и уже привыкли к службе, но часто им бывает просто скучно. Поэтому полезно вкратце объяснить ребенку смысл службы. Интерес к тому, что дети видят в храме, можно обострить, изучая архитектуру здания, назначение и смысл богослужебных предметов. Если они что-то узнают о святых и событиях, изображенных на иконах, то им будет о чем подумать, глядя на них. Понимая смысл литургии, ее главные моменты, им будет легче следить за богослужением.

Учителя и родители могут привлечь внимание ребенка к отдельным эпизодам церковной службы. Как часто священник читает Евангелие? Как и когда он выносит чашу? Сколько раз он выходит из алтаря во время литургии? Эти и другие вопросы можно задавать ребенку перед службой, попросив дать ответ по ее окончании.

Детям от семи до десяти лет можно немного больше рассказать о смысле Причастия. Главное внимание нужно уделить повествованию о Тайной Вечере и тому, что сделал и сказал Иисус Христос. Можно объяснить смысл приношения даров, опираясь на уже усвоенные понятия (дети в этом возрасте любят получать и дарить подарки). Святое Причастие — это дар Христа нам, священная пища, священная трапеза, которую Он разделяет с нами, чтобы мы могли жить с Ним. Мы принимаем этот дар, стараемся преподнести Ему наши маленькие подарки, если живем так, как хотел того Он.

Эти мысли лучше вплетать в рассказы и примеры, а объяснения необходимо, по возможности, сокращать и упрощать. Если ум ребенка впитает эти образы — будет заложена основа дальнейшего духовного роста.

 

Первая исповедь

В этом возрасте ребенок впервые идет к исповеди, и это большое событие в его литургическом опыте. Те три таинства, которые он получал до сих пор, не требовали его понимания. Но Таинство Покаяния требует личного участия и разумения. Ребенок семи-восьми лет достиг “возраста разума” и способен сознательно выбирать между добром и злом, может грешить и каяться. Соответственно этому меняется основная задача христианского воспитания: важно развить в ребенке способность распознавать проявления греха в обычной жизни.

Дети от семи до десяти лет понимают необходимость послушания. “Быть хорошим” — означает слушаться родителей и учителей. Не повиноваться — значит “быть плохим”. Они понимают и принимают деление на “честное” и “нечестное” — обычно в форме протеста против нечестного обращения с ними: “Учитель несправедлив!”, “Ты обманул!”. Дети склонны расценивать храбрость и смелость как добродетель, достойную восхищения. Они считают, что “грех” — это нарушение каких-то правил или когда совершается что-то запрещенное. Важно помочь им осознать, что грех — это всегда некий разрыв в отношениях с другими, а не просто нарушение правил.

Лейтмотив покаяния — желание восстановить прежнюю связь с Богом, и Бог всегда, в любом случае, готов простить нас.

Подготовка ребенка к первой исповеди — важная часть пастырской работы. Именно священник может решить, когда ребенок готов к исповеди. Некоторые дети могут подготовиться раньше, другие позже. Самое главное, чтобы первая исповедь не стала порогом, за которым обрывается частое причащение.

Дети этого возраста, как правило, либо думают: “все в порядке — пускай я скверный, но Бог простит”, либо впадают в крайнее отчаяние и растерянность. До сих пор ребенку всегда казалось, что он (она) поступает хорошо. Теперь появляется сознание того, что человек может стараться быть хорошим, но у него ничего не выходит, и он “поступает плохо”. Отношение ко злу имеет в себе решающее значение для всей жизни человека, и впервые оно вырабатывается в этом возрасте.

Очень трудно помочь ребенку осознать, что и безразличие (“я ничего, мол, не могу с собой поделать!”), и отчаяние — ошибочны и греховны. Ребенок должен научиться различать плохое в себе и все же пытаться победить его. Он может добиться победы с Божией помощью и с помощью других людей, хотя безгрешным не станет никогда.

 Светлана Куломзина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me