Православные храмы

Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…

Храм святителя Феодосия Черниговского (на Чернобыльской улице)

В 1986 году, сразу после аварии, жилой массив Беличи начал активно…

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…

Публикации

Великий князь киевский Юрий Долгорукий (К 850-летию со времени кончины)

850 лет прошло со времени смерти великого Киевского князя Юрия Владимировича…

Дивен Бог во святых своих. О прп. Лаврентии Черниговском

Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 г. в…

Торжество соборного разума

21 апреля в Житомире начались торжества, посвященные 15-летнему юбилею…
Младшая школьная группа - дети этого возраста покинули замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, где общаются с другими детьми, обретая друзей и врагов, учатся самостоятельно делать выбор и принимать решения. Они познают, что закон — это не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, нормы общения других детей. Все, что дети раньше принимали как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям.

 

Скачок в умственном развитии

Ребенок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудиться еще не научились.

В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Слушая библейские рассказы, они спрашивают о том, что Бог хочет сделать с миром. Один семилетний мальчик, выслушав историю грехопадения, спросил: “Ну почему же Бог не сделал Адама и Еву такими, чтобы они не хотели Его ослушаться?”

Появляется и более ясное представление о справедливости, чем то, которое наблюдалось раньше, возникает четкое разграничение “моего” и “чужого”. Идея справедливости носит ветхозаветный оттенок: в этом возрасте дети склонны делать упор на законность, а не на прощение. Поэтому они начинают не только фантазировать, но и сознательно и целенаправленно лгать, чтобы избежать неприятных последствий своих проступков.

Вместе с чувством законности и сознательных “преступлений” возникает и развивается более тонкое чувство: сострадание, желание защитить слабого, приятие определенных моральных норм и готовность выдержать определенные испытания для их соблюдения. Я помню семилетнюю девочку, которая с группой детей ходила в храм в течение продолжительных служб Страстной седмицы. “Тебе не хочется посидеть?” — спросила я. Она торжественно посмотрела на меня и шепнула в ответ: “Не всегда надо делать то, что нам хочется!”

Дети в этом возрасте способны искренне раскаиваться в своих проступках.

 

Рассказы из Библии

Для нас важно пробудить в ребенке сознание присутствия Божия, Его участия в нашей жизни, нашей связи с Ним. Этой цели могут послужить библейские рассказы, которые говорят именно об этой реальности, о реальности встреч с Богом. Задача родителей, учителей воскресной школы — разъяснить смысл рассказа или события так, чтобы он стал понятнее детям в свете их собственного жизненного опыта.

Дети могут воспринимать Бога как Творца вселенной. Религиозное значение эта идея получит только в том случае, если дети ощутили в какой-то мере красоту и чудесность окружающего мира. Важно научить их удивляться естественным событиям.

Дети могут воспринимать Бога как нашего защитника и покровителя. Многие библейские рассказы говорят о Божией помощи в минуты опасности, о том, как Бог допускал людям пострадать в течение некоторого времени, но всегда помнил о них и обращал их страдания во благо. Дети должны осознать, что для того, чтобы человек вышел на верный путь, он должен подвергнуться испытанию.

 

Научите ребенка молиться

Весьма непросто научить ребенка молиться. В более раннем возрасте молитва ограничивалась действием: встать перед иконой, опуститься на колени, перекреститься, повторить определенные слова. Теперь ежедневная молитва заключается не только в обязательном повторении молитв, заученных наизусть (занятие не бессмысленное, потому что оно формирует отношение к молитве как к определенному долгу, правилу), но и в периодических молитвах-просьбах от всей души: “Пожалуйста, Господи, сделай так, чтобы завтра была хорошая погода”, “Пусть мне на день рождения подарят велосипед!”, “Вылечи ее!”. Полезно предложить ребенку помолиться о чем-то действительно важном: о том, кто серьезно болен или попал в беду. Можно поблагодарить Бога за какой-то особенно хороший подарок, попросить помощи Бога в затруднительной ситуации.

 

Воспитание на литургии

Детям этого возраста трудно посещать храм. Они меньше мешают взрослым и уже привыкли к службе, но часто им бывает просто скучно. Поэтому полезно вкратце объяснить ребенку смысл службы. Интерес к тому, что дети видят в храме, можно обострить, изучая архитектуру здания, назначение и смысл богослужебных предметов. Если они что-то узнают о святых и событиях, изображенных на иконах, то им будет о чем подумать, глядя на них. Понимая смысл литургии, ее главные моменты, им будет легче следить за богослужением.

Учителя и родители могут привлечь внимание ребенка к отдельным эпизодам церковной службы. Как часто священник читает Евангелие? Как и когда он выносит чашу? Сколько раз он выходит из алтаря во время литургии? Эти и другие вопросы можно задавать ребенку перед службой, попросив дать ответ по ее окончании.

Детям от семи до десяти лет можно немного больше рассказать о смысле Причастия. Главное внимание нужно уделить повествованию о Тайной Вечере и тому, что сделал и сказал Иисус Христос. Можно объяснить смысл приношения даров, опираясь на уже усвоенные понятия (дети в этом возрасте любят получать и дарить подарки). Святое Причастие — это дар Христа нам, священная пища, священная трапеза, которую Он разделяет с нами, чтобы мы могли жить с Ним. Мы принимаем этот дар, стараемся преподнести Ему наши маленькие подарки, если живем так, как хотел того Он.

Эти мысли лучше вплетать в рассказы и примеры, а объяснения необходимо, по возможности, сокращать и упрощать. Если ум ребенка впитает эти образы — будет заложена основа дальнейшего духовного роста.

 

Первая исповедь

В этом возрасте ребенок впервые идет к исповеди, и это большое событие в его литургическом опыте. Те три таинства, которые он получал до сих пор, не требовали его понимания. Но Таинство Покаяния требует личного участия и разумения. Ребенок семи-восьми лет достиг “возраста разума” и способен сознательно выбирать между добром и злом, может грешить и каяться. Соответственно этому меняется основная задача христианского воспитания: важно развить в ребенке способность распознавать проявления греха в обычной жизни.

Дети от семи до десяти лет понимают необходимость послушания. “Быть хорошим” — означает слушаться родителей и учителей. Не повиноваться — значит “быть плохим”. Они понимают и принимают деление на “честное” и “нечестное” — обычно в форме протеста против нечестного обращения с ними: “Учитель несправедлив!”, “Ты обманул!”. Дети склонны расценивать храбрость и смелость как добродетель, достойную восхищения. Они считают, что “грех” — это нарушение каких-то правил или когда совершается что-то запрещенное. Важно помочь им осознать, что грех — это всегда некий разрыв в отношениях с другими, а не просто нарушение правил.

Лейтмотив покаяния — желание восстановить прежнюю связь с Богом, и Бог всегда, в любом случае, готов простить нас.

Подготовка ребенка к первой исповеди — важная часть пастырской работы. Именно священник может решить, когда ребенок готов к исповеди. Некоторые дети могут подготовиться раньше, другие позже. Самое главное, чтобы первая исповедь не стала порогом, за которым обрывается частое причащение.

Дети этого возраста, как правило, либо думают: “все в порядке — пускай я скверный, но Бог простит”, либо впадают в крайнее отчаяние и растерянность. До сих пор ребенку всегда казалось, что он (она) поступает хорошо. Теперь появляется сознание того, что человек может стараться быть хорошим, но у него ничего не выходит, и он “поступает плохо”. Отношение ко злу имеет в себе решающее значение для всей жизни человека, и впервые оно вырабатывается в этом возрасте.

Очень трудно помочь ребенку осознать, что и безразличие (“я ничего, мол, не могу с собой поделать!”), и отчаяние — ошибочны и греховны. Ребенок должен научиться различать плохое в себе и все же пытаться победить его. Он может добиться победы с Божией помощью и с помощью других людей, хотя безгрешным не станет никогда.

 Светлана Куломзина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me