Православные храмы

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…

Публикации

Спiльне народження та спiльна загибель храмiв

У другiй половинi XIX столiття вiдбувався стрiмкий розвиток колишнiх околиць…

Духовный исполин и воин Божьей рати

Имя этого святого известно нам с детства. Славный богатырь Илья Муромец —…

Ученый, сын священника. Послесловие к фильму “Сто лет жизни Платона Севбо”

Минувшей осенью на телеканале “Глас” состоялась премьера фильма, посвященного…

Символично, что подготовка этого материала о миссии Украинской Православной Церкви в местах лишения свободы пришлась на подготовительные недели перед Великим постом.

В частности, первая приготовительная седмица называется Неделей о блудном сыне, и смысл ее состоит в научении людей умению распоряжаться собственной жизнью, творческими дарами, которыми наделен каждый человек от рождения. Духовный смысл этой евангельской притчи иллюстрирует трагедию личности, ушедшей “в страну далече” — в мир греха, падений и порочной страстности, в область “кромешной тьмы Египетской”, где царствует зло и духовная смерть.

 

В Бердичевской “особой”

Здесь, за бетонными заборами и колючей проволокой, под дулами автоматов часовых на вышках, под аккомпанемент сторожевых псов и лязг стальных запоров годами томятся несколько тысяч людей разного возраста и “профиля” преступлений. До недавнего времени их объединяла статья 26-я Уголовного кодекса Украины — “особо опасный рецидивист” (в последней редакции УК эта статья упразднена, “особая” зона переименована в так называемую колонию “максимального уровня безопасности”). В графах уголовных дел — мрачный букет преступлений, которым “несмь числа”: бандитизм, терроризм,  убийства, изнасилования и развращение малолетних, торговля людьми, оружием и наркотиками, каннибализм…

Часть уголовников, совершивших особо тяжкие преступления, по приговору суда отбывают определенный период срока в так называемой “крытке” — здании с камерным содержанием, находящемся на территории зоны. В отличие от остальных заключенных, которые могут относительно свободно передвигаться по зоне, они проводят годы жизни на железных нарах прокуренных камер, а глотнуть свежего воздуха имеют возможность лишь на кратковременных прогулках по асфальтированным площадкам, похожим на длинные клетки для хищников.

Такова реальность взаимоотношений общества с криминалом, таково извечное выражение философского вопроса о преступлении и наказании. Впрочем, время общественных перемен вносит свои обнадеживающие коррективы: железная карательная система тоталитарного режима постепенно рушится.

С января 2002 г. новый Уголовный кодекс Украины изменен в соответствии с европейскими стандартами со смягченной системой наказаний: понятие “рецидивист” отсутствует, а градация между “тяжелым“ и “легким” преступлением стала иной.

Автору этих строк запомнилось освящение Епископом Житомирским и Новоград-Волынским Гурием лагерного храма Покрова Божией Матери. В своей проповеди архиерей обратился к заключенным, собравшимся вокруг него. Он поведал присутствующим, что миссия Церкви состоит в том, чтобы освящать и просвещать мир и людей, живущих в нем, независимо от места их пребывания, что Церковь совершает богоустановленные Таинства, преображающие и обновляющие человека, что фундаментальным Таинством из основных семи является Таинство покаяния, и добровольное, осознанное покаяние человека пред Богом открывает путь к обновлению души, морали, разума и творческих сил.

Бритые люди в темных робах с надписями на груди внимательно слушали слова епископа, и казалось, что в серых лицах с печатью многолетнего греха и тюремной изоляции светилось понимание.

Все тюремные священники УПЦ — энтузиасты в своем деле. В Житомирской епархии это священник Зиновий Ромах, протоиерей Виталий Бойков, протоиерей Порфений Маркевич (родной брат Архиепископа Августина (Маркевича), курирующего работу между Департаментом Украины по отбыванию наказаний и УПЦ). Им приходится совмещать тюремную миссию с приходской деятельностью.

 

Коростышевский благочинный

о. Парфений за скудные средства прихода все же находит возможность ездить из Коростышева в Житомир, чтобы посетить узников, одарить их свечами, богослужебным вином, литературой, иконками. Как и владыка Августин, он полагает, что вопрос введения капелланства в вооруженные силы и места лишения свободы особенно актуален. Отцу Парфению неоднократно приходилось исповедовать “расстрельников” и тех, для кого высшая мера наказания заменена пожизненным заключением. Такие люди теперь будут находиться в Житомирской тюрьме № 8. Отец Парфений считает, что работа с этим контингентом должна быть особенно выверенной.

Пришлось услышать здесь и историю о местном тюремном библиотекаре Викторе Антонове, бывшем детдомовце, юнге одного из балтийских кораблей, который провел в тюрьме 48 лет. Споткнувшись на карманных кражах, он закончил преступную стезю статусом убийцы, имел 12 судимостей. Ныне он живет в местном доме престарелых и даже посещает церковь — Бердичевский городской храм.

 

На окраине древнего Львова

Львовская колония № 42 так называемого среднего уровня безопасности (по старому — “усиленного режима”) находится в черте города. Так что с верхних этажей соседних домов видна ее огромная территория — с вышками и колючей проволокой, выщербленными плацами, производственными ангарами и металлическими стенами-решетками, перегораживающими зону на отряды с таким расчетом, чтобы две тысячи человек не смогли соединиться в одну бунтующую массу.

После прогулки по “украинской Европе” — старинному Львову — лязг запоров с электрозамками, вышки с автоматчиками, специфический запах помещений и темные фигуры заключенных с землистыми лицами воспринимаются весьма контрастно. Все они утратили на разные сроки главное право на земле — право свободы. Поэтому в официальных сводках Департамента они фигурируют не как отдельные личности, а как “спецконтингент”. Так, очевидно, развивается цепочка греха: совершив его, человек лишается духовной свободы и становится рабом греха, затем общество лишает человека свободы и делает его рабом закона, который он нарушил.

Украинская Православная Церковь не случайно обращает  внимание именно на эту категорию людей, требующую первоочередной духовной помощи. За сухими цифрами статистики украинской криминальной преступности разворачивается ужасающая по своему драматизму картина. По сведениям пресс-службы Департамента, в настоящее время система исполнения наказаний Украины насчитывает 183 учреждения (исправительно-трудовые колонии разного режима — 131, колонии для малолетних — 11, следственные изоляторы (тюрьмы) — 33, лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) — 5), кроме этого существуют 709 отделений Департамента, которые контролируют людей, осужденных условно. В количественном составе заключенных это выглядит так: в местах лишения свободы ежегодно пребывает более 200 тыс. человек и 140 тыс. — осуждены условно, без взятия под стражу, из них более трех тысяч осужденных — несовершеннолетние. Причем, цифры имеют тенденцию роста: из заключения ежегодно освобождаются более 60 тыс. чел., а попадают в тюрьму около 80-ти тыс. На 100 тыс. украинского населения приходится 440 заключенных — наибольший показатель в странах Европы (кроме России и Беларуси, где статистика не менее устрашающая).

В пределах статьи, конечно, невозможно полностью осветить затронутую проблему. Но ее суть можно коротко определить так: государство, как и семья (впрочем, как и человечество в целом), — единый организм, который в случае бедствия интуитивно ищет выход. Одним из признаков поиска путей преодоления рассматриваемого социального бедствия является то, что государство в лице Департамента обратило свой взор к Церкви. Причем, не к сектантским формированиям, а к Православной Церкви.

25 ноября 1999 г. между Департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний и Украинской Православной Церковью в лице Блаженнейшого Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, заключено Соглашение о взаимодействии. Хотя сотрудничество началось намного раньше. Ныне практически во всех местах лишения свободы действуют домовые церкви, строятся часовни и храмы.

 

В колониях Слобожанщины

Харьковская область отличается наибольшим количеством мест лишения свободы: 12 исправительных учреждений, в том числе для женщин и для подростков.

Харьковская епархия Православной Церкви одна из первых в Украине проявила инициативу в работе духовенства с заключенными. Еще в начале 90-х годов Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил ряд священников на служение в тюрьмах и колониях различного режима. К нему обращались люди, родственники которых находятся в заключении, с тревогой о том, что в зоны приходят сектанты разного толка.

Согласно Европейским тюремным правилам (пункты 46, 47), “каждому заключенному, по мере необходимости, разрешается удовлетворять свои потребности религиозного, духовного или морального порядка. Никому из заключенных никогда не должно быть отказано в деле общения с официальным представителем какой-либо религии”. Но дело в том, что в Европе за решетку попадают люди, принадлежащие к определенной конфессии.

У нас картина иная: атеистическая система сделала все возможное, чтобы в обществе царило безверие. Следовательно, как говорил один литературный герой, “коль Бога нет, то и запретов нет. А значит — и преступления нет”.

Социально-психологическая служба Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний свидетельствует: в тюрьму попадают преимущественно люди, не получившие религиозного воспитания, хотя определенная часть из них называет себя верующими.

Украинский Департамент, созданный в 1998 г. с целью реконструкции криминально-исполнительной системы (по нормативам Совета Европы), в результате проведенной исследовательской работы пришел к выводу, что в процессе духовного возрождения заключенных особое место занимает Украинская Православная Церковь, как исторически традиционная для большинства заключенных, и проводящая психологические тренинги для женщин. По опросам отделений социально-психологической службы колоний Харьковской области, более 90% заключенных назвали себя православными верующими.

 

“…голуби целуются на крыше…”

При выходе из одной зоны мы увидели голубятню, а в ней — белых породистых почтовых голубей, которых так мало осталось в наших городах. Они мирно ворковали, а потом, под пронзительный свист парня в черной робе, взмыли высоко в небо. Так высоко, что превратились в крошечные точки.

И множество людей из-за колючей проволоки и железных решеток смотрели на них.

И вспомнились слова из монолога Мармеладова, который исповедовался в пивнушке Родиону Раскольникову и веру свою с покаянием вложил в такие слова: “А пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судья…” (Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”).

Житомир – Львов – Харьков

Сергей Герук, заслуженный журналист Украины

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua