Православные храмы

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…
Публикации

Феофания - островок молитвы

Пустынь Феофания произвела на душу мою отрадное святое впечатление, которого я…

Музыка и ее влияние на человека

Музыка в той или иной форме пронизывает всю историю человечества, начиная с…

Очевидность Бога в расширяющейся вселенной

Есть люди, слова которых могут сильно влиять на жизнь других людей, подвести к…

“Единственная — она, голубица моя”. О Церкви Божией

“Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами” (Песн. 2, 2)  “Есть только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют Ее” (Святитель Дмитрий Ростовский)

 

Целебные воды Иордана

Предлагаем всем любящим Бога, ищущим Его Царствия, войти в полноводный, прекрасный и животворящий поток Священного Предания, чтобы (если Господь соблаговолит) в полной мере ощутить жизнь Святого Духа в Церкви.  Для этого можно читать патерики — древний и печерский; труды Святых Отцов еще не разделенной Церкви; произведения всемирно-известных православных мыслителей XIX–XX стт., или наших современников, а также — радоваться другим жемчужинам из бесценного сокровища  Вселенского Православия.

Немало протестантов любят Писание и стремятся исследовать его, что несомненно, хорошо и полезно (см.: Ин. 5, 39; 2 Пет. 1, 19; 2 Тим. 3, 15–17). Но, как правило, исследователи-одиночки заходят в тупик или придумывают ложные доктрины, пытаясь “разрешить пророчества самому собою” вопреки предупреждению апостола Петра (см.: 1 Пет. 1, 20, 21). В этой связи рекомендуем, как нам кажется, верный и надежный способ избежать ошибок, не переставая уповать при этом на помощь Святого Духа. Откройте для себя уникальный труд православных богословов — “Толковую Библию под редакцией А. П. Лопухина”. Кто еще не знаком с нею, — будут приятно удивлены.

В “Толковой Библии” (имеются ввиду комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета) излагается не субъективная точка зрения одного человека или группы людей, пытающихся приспособить библейские изречения к доктринам своей церкви, причем обязательно “в духе нашего братства”, а нечто совершенно другое.

А. П. Лопухин, как и остальные члены редакционной коллегии, всегда корректны и  не “вламываются” в текст на правах “хозяев” Библии, но когда это необходимо, тактично отступают в сторону, предоставляя возможность высказаться признанным авторитетам. Это — Отцы Церкви, православные богословы, иудейские толкователи, известные ученые и специалисты, инославные теологи (если даже их точка зрения не совпадает с церковным взглядом на конкретную проблему). При исследовании тех или иных мест Священного Писания, членами редколегии учитывались достоверные научные данные в области истории, культуры, экономики, языка, права и другие факторы, помогающие пролить свет на рассматриваемый стих из Библии.

Кристально чистые воды Иордана (зрелого православного богословия), “возмущаемого Ангелами” (см.: Ин. 5, 2–4) способны исцелить каждого, кто подобно прокаженному Нееману или больному из купальни Вифезда (“дом милосердия”), с верою окунется в его глубины. При этом не стоит сомневаться и смущаться от того, что вокруг других ныряльщиков образуются грязные пятна, особенно, если это коренные обитатели прибрежной страны (лучше попытаться увидеть свои недостатки). Со временем спокойное, но могущественное течение Божией реки унесет всякую нечистоту, — необходимо только терпение.

Конечно же, стремясь познавать то, что Господь желает нам открыть, важно проявлять смирение, не пытаясь объять необъятное. Библейский муж постепенно вводил пророка Иезекииля в поток, вытекающий из под порога храма (см.: Иез. 47, 1–12): вначале “воды было по лодыжку”, потом “воды было по колено”, еще дальше по течению “воды было по поясницу”. И только по прошествии некоторого времени “тут был такой поток, через который я (Иезекииль) не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток” (Иез. 47, 5).

Так что слишком увлекаться не стоит, потому что “знание надмевает, а любовь назидает” (1 Кор. 8, 1). Наверное, поэтому  библейский муж “повел меня (Иезекииля) обратно к берегу этого потока” (Иез. 47, 6). И только на суше пророк увидел всевозможные Божии чудеса творения, как свидетельство облагораживающей силы вод потока.

“Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и нашим сынам до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего” (Втор. 29, 29).

Первая часть этого стиха убеждает нас не ломиться в закрытую дверь и не пытаться узнать прикровенное, то что может нам повредить. Далее Писание утверждает, что откровение обязательно дается детям Божиим для исполнения. Если же открывшееся нам нельзя претворить в жизнь или мы не желаем этого делать, то будем только надмеваться от полученных знаний.

В этой статье мы вместе с читателями придем на берег  духовного Иордана, чтобы зайти в воду хотя бы “по лодыжку” и попытаться взять в ладони несколько капелек живительной влаги для внимательного рассмотрения их при свете Солнца-Христа. Возможно Господь нам откроет нечто новое: “Воззови ко Мне — Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь” (Иер. 33, 3).

Примечание: комментарии из “Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина” в статье обозначаются аббревиатурой [Б–Л], авторский текст — инициалами [В. Ж.].

 

Превосходнейшая Песнь

“По свойству еврейской речи, в которой сочетание имени в единственном числе с тем же именем во множественном числе обыкновенно выражает превосходную степень определяемого словом понятия (ср. “раб рабов”, “Святое Святых” “небо небес”, “суета сует”), “Песнь Песней может означать только песнь превосходнейшую, наилучшую всех других песней (в своем немецком переводе Библии Лютер удачно выразил мысль этого понятия словом “Hohelied”, “высокая песнь”)… Песнь Песней является превосходнейшим произведением богодухновенной мудрости и священной поэзии” [Б–Л].

Далее комментатор (А. Глаголев) говорит о том, что в “Песни Песней” богоизбранный народ называется “невестою” и “лилиею” [В. Ж.].

“Однако принимая от синагоги… общую мысль аллегорического понимания книги “Песнь Песней”, Ориген изменяет эту мысль настолько, насколько речь иудея должна была измениться в устах христианина, именно на место неопределенного таргумического Мессии он поставляет Господа нашего Иисуса Христа, вместо Израиля — общество христиан или Церковь, иначе христианскую душу… Общая мысль толкования Оригена усвоена была и всеми известными отцами и учителями Церкви — свв. Григорием Нисским, Кириллом Иерусалимским, Епифанием Кипрским, Макарием Египетским, Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и др.

Св. Амвросий Медиоланский, напротив, дал совершенно независимое от преданий синагоги христианское аллегорическое толкование Песни Песней: по его мнению, Суламита Песни Песней есть аллегорический образ Богоматери. Взгляд этот многократно выражает Католическая Церковь в своих богослужебных чинах: употребляя Песнь Песней при богослужении, она обычно приурочивает чтения из нее к Богородичным праздникам (например, на Рождество Богородицы, Благовещение и Успение читается первая глава Песни Песней). В богослужении Православной Церкви чтения из книги Песни Песней не употребляются, но в канонах и вообще в службах в честь Богоматери Ей весьма нередко усвояются выражения из этой книги (“запечатленный источник”, “заключенный вертоград” и др.). Но общим и определенно выраженным православно-церковным толкованием книги Песнь Песней является изъяснение отношений Возлюбленного или Жениха и Возлюбленной или Невесты книги в смысле благодатного таинства союза Христа Бога и человечества — Церкви, причем, по церковному разумению, Песнь Песней есть наивысшее из всех ветхозаветных пророчеств о Мессии, даже как бы не пророчество, а историческое изображение Христа воплотившегося, вочеловечившегося и совершающего дело спасения человечества” [Б–Л].

Итак, мы убедились, что Священное Предание не только допускает различные толкования библейских образов, но и побуждает нас с уважением относится к инославной традиции, в данном случае — католической, если она находится в русле общецерковного Предания (В. Ж.].

В “Синопсисе” или обозрении священных книг св. Афанасия Великого читаем: “Все Божественное Писание пророчествует о сошествии к нам Слова и явлении Его во Плоти. Это составляет особый предмет воли Божией, и предвозвещение о том было преимущественным делом пророков и всего Божественного Писания… Все сии пророчества суть песни, а Песнь Песней как бы уже не пророчествует или предсказывает, но показывает Того, о Котором другие предвозвещали, как бы уже пришедшим и принявшим плоть человеческую. Посему Песнь Песней воспевает как бы брачную песнь на бракосочетание Слова с плотью” [Б–Л].

Потом комментатор подчеркивает необходимость признания в Песне Песней аллегории или иносказания с высшим религиозным смыслом [В. Ж.].

“Наконец, аллегорическое или иносказательное, небуквальное понимание Песни Песней являлось и является неизбежным вообще при всяком цельном представлении ее содержания; в последнем — при буквальном понимании — замечается целый ряд противоречий в положении главных действующих лиц и их взаимных отношений. Возлюбленный или Жених Песни Песней в одно и то же время и пастух, и виноградарь, и венчанный Царь; и Возлюбленная или Невеста является то пастушкою, то стражем виноградника, то царскою дочерью и царицею, равным образом во взаимных отношениях они являются то братом и сестрою, то женихом и невестою или мужем и женою; затем в характере и действиях Возлюбленной замечается также много взаимопротиворечивых черт: она и несовершенна и совершенна; будучи близкою возлюбленного своего мужа, она однако ищет его местопребывание и ищет его ночью по темным улицам города, при участии толпы Иерусалимских женщин, причем городские сторожа встречают ее, избивают и раздевают. Все эти различия и противоречия, неустранимые при буквальном понимании содержания Песни Песней, сами отсылают к иному, высшему или иносказательному ее толкованию.

Правда, общий хор аллегорических толкований… прерывался иногда диссонансом отдельных голосов, пытавшихся понимать и изъяснять содержание Песни Песней в прямом, буквальном смысле, но это были именно единичные мнения людей, так или иначе порвавших связь с общим преданием — синагогальным и христианско-церковным, и синагога и церковь встречали их полным осуждением” [Б–Л].

Даже на этом, казалось бы частном примере, очень четко прослеживается недопустимость отрицания Священного Предания и попыток “своевольничать”, т. е. пытаться разрешить библейские пророчества “самому собою”, вопреки Писанию. К сожалению, этим грешат протестантские теологи [В. Ж.].

“В новое время многочисленными сторонниками буквального понимания книги среди немецких библиологов, особенно известным библеистом Евальдом, развита была новая теория, по которой в Песне Песней воспевается непоколебимость чистой пламенной любви и торжество ее против всех обольщений почести и богатства; предмет любви Суламитянки здесь не Соломон, а простой пастух, ее соотечественник, с которым она временно была разлучена, взятая во дворец Соломона, но здесь она, несмотря на все ласки и обещания, осталась верною своему возлюбленному и наконец была отпущена к нему и соединилась с ним браком. Что эта гипотеза не имеет опоры в тексте Песни Песней (именно в указанных ее сторонниками местах: 1, 3–11; 6,  11,12; 8, 10) и вообще беспочвенна, это ясно” [Б–Л].

Автор статьи, обучаясь в пресвитерианской библейской семинарии также знакомился с “новой теорией”, так называемой, “гипотезой пастуха”, упоминаемой выше. Печально, что некоторые легкомысленные “девицы” и прочие приверженцы экзотической любви продолжают поиски своего “пастуха”. Мы же постараемся вникнуть в божественные отношения Невесты-Церкви с ее Возлюбленным-Христом [В. Ж.].

Комментатор приводит слова св. Афанасия Великого из его “Синопсиса”: “Вся сия книга наполнена разговорами ветхозаветной Церкви со Словом, всего рода человеческого со Словом, и церкви из язычников с Ним же, и опять — Слова с Нею и с родом человеческим” [Б–Л].

Очень интересны размышления Оригена о числе и характере лиц общества, описываемого в Песне Песней. “…Я кажется, различаю между ними четыре рода лиц: Жениха и Невесту, с Невестою общество девиц — подруг, с Женихом несколько товарищей. Одно говорится Невестою, другое Женихом, нечто — девицами, нечто товарищами Жениха. Ибо естественно, что на браках присутствуют с Невестою общество девиц, а с Женихом группа товарищей. Все это ищи не вовне, не вне тех, которые спасены через проповедь евангельскую. Под Женихом разумей Христа, под Невестою без пятна и порока Церковь — по Еф. 5, 27. В душах верующих девиц, сопровождающих Невесту, — уразумей тех, кои, хотя и верны Христу, однако же не таковы, как те, о которых было сказано выше, и представляются в некоторой только мере получившими спасение, а под мужами, сопутствующих Жениху, разумей Ангелов и тех, кои достигли в мужа совершенна” [Б–Л.].

Автор статьи предполагает, что сказанное Оригеном перекликается с мыслями ныне здравствующего епископа Каллиста (Уэра).

“В современном Православии, при всех внутренних трудностях и человеческих слабостях, продолжает жить подлинная, неискаженная Церковь апостолов и мучеников, Отцов и Вселенских Соборов. Эту живую преемственность можно назвать “полнотой” и “целостностью” или, что еще точнее, — “Преданием”. Православие обладает — не по человеческим заслугам, но по благодати Божией, — полнотой веры и духовной жизни, полнотой, в которой элементы догматики и молитвы, богословия и духовного делания составляют органическое целое. В этом смысле Православная Церковь — Церковь Священного Предания.

Мне хотелось бы особенно подчеркнуть слово “Полнота”. Православие обладает преизбыточествующей жизнью во Христе, но не монополией на Истину. Я не считаю, что между “светом” Православия и “тьмой” неправославия пролегла непреодолимая пропасть. Мы не думаем, будто коль скоро Православие обладает полнотой Священного Предания, другие христианские общины не обладают ничем. Напротив, мне всегда казались сомнительными безапелляционные утверждения о том, что таинства и благодать Святого Духа действуют только в видимых границах Православной Церкви. Владимир Лосский справедливо говорит, что несмотря на внешние разделения, неправославные общины сохраняют невидимую связь с Православной Церковью. Верная своему призванию искать спасения всех, Церковь Христова ценит каждую малейшую “искру жизни” в раскольнических общинах (неправославных — В. Ж.). Она свидетельствует, что, несмотря на разделения, они сохраняют определенную связь с единственным жизнеподательным центром, связь, которая — в той мере, в какой это касается нас, остается невидимой и находится за пределами нашего понимания. Есть только одна истинная Церковь, единственная подательница благодатных таинств, но существуют разные способы отделиться от этой одной истинной Церкви, равно как и различные степени ослабления церковной реальности за пределами ее видимых границ”.

Епископ Каллист продолжает: “Таким образом, по мнению Лосского, которое я полностью разделяю, неправославные общины в разной степени причастны к благодатной жизни Церкви. Однако они обладают лишь частью спасительной и живоначальной истины; вся полнота ее содержится только в Православии”.

Другими словами, некоторые трезвомыслящие и настойчивые “девицы”, “царицы” и “наложницы” в поисках вымышленного “пастуха” могут в той или иной степени, соединиться с Женихом через Церковь — Тело Христово [В. Ж.].

 

“Черна я, но красива”

“Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла” (Песн. 1, 4–5).

Итак, Невеста-Церковь “черна”, “смугла” и, одновременно, — прекрасна. Внешняя, кажущаяся или действительная чернота — это наши грехи, не имеющие ничего общего с природой Тела Христова и отторгаемые Им. Господь смотрит на Своих согрешающих чад, как мать — на тяжело больного ребенка, — с любовью. Иисус видит Свою Невесту очищенною от грехов через покаяние, без пятна и без порока (см.: Еф. 5, 27). Правда, лекарства, как известно, могут быть весьма горькими.

А. Глаголев передает мысли Оригена и Иеронима: “Она (Невеста) прекрасна, и можно даже указать, как прекрасна Невеста. Но мы спрашиваем, каким образом она, будучи черна и без белизны, прекрасна? Она принесла покаяние во грехах, обращение дало ей красоту, потому она воспевается прекрасною. Но так как она еще не очистилась от всей нечистоты грехов, еще не омыта в воде спасения, то называется черною; однако же она не остается навсегда в черном цвете. Она делается белою, когда стремится к большему и от низкого начинает восходить к высшему, и тогда говорится о ней: кто сия восходящая убелена?” (см.: Песн. 8, 5) — (“убелена” читается только по тексту “Септуагинты” и славянскому).

Поскольку Церковь Христова это Новый Израиль, то нам интересны и ветхозаветные “тени будущих благ”.

Как говорит комментатор, — “Подобным же образом Мидраш противоположность черноты и красоты объясняет о многоразличных грехопадениях и восстаниях Израильской общины в Ветхом Завете, например, о противлении евреев Богу в Египте и — очищением их кровью пасхального Агнца и обрезанием”.

Несмотря на многочисленные грехи и отступления древнего Израиля, он не перестал быть избранным народом Божиим.

А Глаголев пишет: “Объясняя далее, почему солнце особенно губительно повлияло на ее наружность, Невеста указывает на то, что “сыны матери” ее (т.е. сводные братья или даже родные) дали ей несродное и чуждое занятие — сторожить чужой виноградник, пренебрегая собственным. История дохристианского мира, как в иудействе, так и в язычестве, изобилует примерами того, как близкие по плоти нередко отклоняли истинных чтителей Бога и ревнителей правды Божией от царского пути их возвышенных стремлений в сторону занятий низменных и дел недостойных”.

В самый раз задуматься каждому из нас: царским ли путем идем, в добром ли сообществе пребываем, свой ли виноградник стережем? Другими словами, бодрствуем ли над собственными телом, душой и духом?

“Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман” (Иов. 15, 31–35).

В Библии Лопухина написано: “Ориген из вышеприведенного места Песни Песней делает применение к начальной истории христианской Церкви: “Посмотри на Павла, гонителя Церкви, и ты поймешь, каким образом сын своей матери враждовал против нее. Гонители Церкви принесли покаяние, и противники ее, возвратившись опять под знамена сестры, проповедовали веру, которую прежде опровергали”.

К сожалению, многие отвергают Православную Церковь на том основании, что видят только ее “черноту”. В этой связи приведем слова Владимира Лосского: “Разве многие узнали Сына Божия в муже скорбей? Нужно иметь очи, чтобы видеть, и чувства, раскрытые навстречу Духу Святому, чтобы узнать полноту там, где внешнее око видит одну ограниченность и недостаточность. Чтобы суметь распознать победу под видимостью поражения, силу Божию, в немощи совершающуюся, истинную Церковь в исторической реальности, нужно, по слову апостола Павла, принять “не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (1 Кор. 2, 12).

Несколько подробнее рассмотрим то место в Писании, где говорится о муже скорбей, упоминаемом В. Лосским (см.: Ис. 53).

Осознавая невероятность предсказания, с человеческой точки зрения, о том, что касается грядущего Мессии-Раба, а не Царя, пророк сокрушается: “Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?” (Ис. 53, 1).

Очевидно, это же недоумение можно отнести и к образу Невесты Христа, Его Церкви. Но кому открылась мышца Господня, тот и поверил…

Несмотря на то, что Исаия писал свою книгу за 600 лет до Рождества Христова, складывается впечатление, что пророк был у Креста во время голгофской казни. Исследуем, насколько сбывшиеся пророчества о Христе применимы к Его Телу — Церкви Божией. Наверное, мы вправе так поступать: “Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены” (1 Кор. 12, 26). Тем более, — когда страдает или славится Глава Тела…

“Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его; мы отвращали от Него лице свое” — (“Черна я и смугла, ибо солнце опалило меня” — Песн. 1, 4).

“Муж скорбей и изведавший болезни; Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; Он истязуем был. Но страдал добровольно, за преступления народа моего претерпел казнь” — (“Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены” — Песн. 5, 7).

“Он не сделал греха” — (“Вся ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на тебе!” — Песн. 4, 7).

“Не было лжи в устах Его” — (“Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим” — Песн. 4, 11).

Что касается последнего сравнения, то приведем некоторые другие высказывания и утверждения. В Послании восточных Патриархов написано: “Несомненно исповедуем, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет Ее от всякого заблуждения”.

Блаженный Августин утверждал: “Церковь не уклонится во веки веков, ибо Она есть предуставленный столп и утверждение истины”.

По словам святителя Феофана Антиохийского, — “Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые Церкви, в которых соблюдается учение истины”.

Святитель Киприан Карфагенский говорил: “Истинная, спасительная и святая вода Церкви (учение Церкви) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь, неповреждена, чиста и целомудренна… Те, кто отпал от Христа, погибнут по своей вине, но Церковь, которая верует во Христа и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадет от Него”.

По словам святителя Кирилла Иерусалимского — “Церковь без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям”.

Известный борец с ересями святитель Ириней Лионский говорил: “Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, то есть у тех, у кого находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровое, безукоризненное учение и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и хранят нашу веру в единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблуждения излагают нам Писания. Кто хочет знать истину, тот во всякой Церкви может усмотреть апостольское предание, возвещаемое во всем мире.

И мы можем назвать тех, кого апостолы поставили епископами, и преемников их даже до нас, которые ничему такому не учили и ничего такого не знали, что помышляют еретики”.

Кстати, иудейские теологи, не принимающие Иисуса Христа как  библейского Мессию, истолковывают 53-ю главу из книги пророка Исаии применительно к Израилю. Можно наверняка утверждать, что это верно только отчасти: древний Израиль страдал за грехи и отступления избранного Богом народа, а новозаветный — за отвержение Христа — Мессии.

И сразу же, чтобы ни у кого не появилось соблазна заглотнуть голый крючок пещерного антисемитизма, напоминаем слова апостола Павла, который, как и Сам Господь (по плоти) был “Еврей от Евреев” (Флп. 3, 5; см.: Рим. 1, 3; 9, 5): “Вам говорю, язычникам… Если же некоторые из ветвей (евреи, неверующие во Христа — В. Ж.) отломились, а ты, дикая маслина (нееврей, уверовавший язычник — В. Ж.), привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями… Не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя” (Рим. 11, 13, 17–18, 20–21).

Можно предположить, что и Церковь (Новый Израиль) распинаема и страдает за грехи своих неразумных чад.

Но как же все-таки разрешить проблему: Церковь без пятна и без порока — непогрешима и, вместе с тем, “черна и смугла”, то есть согрешающая? В каждом из рожденных свыше членов Церкви живет два человека: “ветхий” (“внешний”) и “внутренний”. Ветхий, хотя и распят (см.: Рим. 6, 6), но еще не умер, мешая “внутреннему” полностью отдаться Христу: “Если внешний наш человек  и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор. 4, 16).

Интересна доктрина Православной Церкви о водном крещении, в кратком изложении А. Осипова: “…Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя” — говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Но Крещением человек не превращается автоматически из “ветхого человека” (Еф. 4, 22) в “нового” (Еф. 4, 24). Очищаясь от всех грехов своих и уподобляясь тем первозданному Адаму, верующий в Крещении, тем не менее, сохраняет, по выражению преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и смертность, унаследованные от согрешивших прародителей, в нем остается “удобопреклонность ко греху”.

Даже в этом небольшом отрывке мы видим насколько важен боговдохновенный синтез Предания и Писания или, другими словами,—  Писания, как главнейшей составляющей Священного Предания.

Священное Предание и Священное Писание можно еще сравнить с короной-венцом на Главе Тела Христова, в которую вправлены драгоценные бриллианты-звезды (см.: Откр. 12, 1).

Вернемся к словам А. Осипова, где проясняется, по меньшей мере, два вопроса. Во-первых, не столь важно, в каком возрасте совершается водное крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, потому что Бог Слово все равно сеется и пребывает в крещаемом до времени. Во-вторых, сразу заметна несостоятельность доктрины о скоропалительном спасении при “покаянии”, то есть первом обращении к Богу (одномоментное “Я спасен!” не проходит).

“Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога” (1 Ин. 3, 9).

Итак, “внутренний” (“рожденный свыше”) человек не согрешает, а “ветхий” (“внешний”) продолжает грешить. Можно сказать, что сообщество (совокупность) “внутренних” (“рожденных свыше”) человеков и составляет Церковь Христову, “Невесту без пятна и порока”, покрытую “смуглостью и чернотою” “тлеющих ветхих” (“внешних”) “субъектов”. И все это происходит, к сожалению, одновременно…

Такова реальность, что мы, по нашим слабостям, часто уступаем похотям плоти (“ветхого”, “внешнего” человека), даже ап. Павел: “Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха” (Рим. 7, 25).

Но, несмотря на такой “духовно-плотский” порядок, мы не должны беспомощно опускать руки, но, уповая на милость Божию, — в страхе и трепете совершать свое спасение.

“Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8, 8–9).

Преподобный Серафим Саровский призывал своих духовных чад: “Стяжите Духа Божия!”

Для многих, наверное, будут интересными и покажутся удивительными высказывания отца Льва Жилле: “О странная Православная Церковь, столь бедная и столь слабая… чудом прошедшая сквозь все множество превратностей и тягот; Церковь противоположностей, столь традиционная и, в то же время, такая свободная, столь архаичная и, однако, живая, столь обрядовая и, вместе с тем, так глубоко личностно-мистическая; Церковь, где так бережно хранится бесценная евангельская жемчужина, хотя и нередко под слоем пыли… Церковь, о которой так часто говорили, что она не способна к действию, и которая, тем не менее, как никакая другая умеет воспевать пасхальную радость”.

Как говорит Д. Поспеловский в своей статье “Русское зарубежье и Православие”, — “Отец Лев Жилле, скончавшийся в Лондоне в 1980 году, известный по своим трудам как монах Восточной Церкви. Он начал свой путь экспериментальным психологом Женевского университета, затем принял постриг и сан в униатской церкви Львовской епархии, а в конце 20-х годов перешел в Православие”. Приведем место из Писания, которое, по нашему мнению, перекликается с тем, что ранее было сказано о Невесте Христа. Обращаясь к представителю (Ангелу, посланнику) Филадельфийской Церкви, Господь говорит:

“…Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего” (Откр. 3, 8–11).

Иисус Христос утверждает: “(ты) сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего” (Откр. 3, 8); и повелевает Своей Церкви: “держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего” (Откр. 3, 11). Православную Церковь часто упрекают в “несговорчивости”, “неуступчивости”, “традиционности”, “архаичности”, “ортодоксальности” (на многих языках мира это ее официальное название) из-за нежелания “модернизировать” богословие, церковные службы, вообще, — выйти за пределы Священного Предания или вовсе отказаться от него, чтобы “шагать в ногу со временем”. Но увы: “Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник” (Песн. 4, 12).

Наверное, за эту верность и неизменчивость (нежелание изменять Возлюбленному) Жених выделяет Свою Невесту из числа многих: “Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей” (Песн. 6, 8–9).

Внимательно прочитаем мессианские стихи из книги пророка Исаии, и еще раз убедимся в том, что церковь Господня — Его Тело — повторяет путь Своего Главы...

“Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” (Ис. 53, 10–12).

Не желать видеть невидимое легко, но, вместе с тем, — опрометчиво. Кому же Господь отверзет духовные очи, тот узрит великую тайну Божию: “Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее. Кто эта, блистающая как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?” (Песн. 6, 9–10). Последнее сравнение подтверждает название земной Православной Церкви — “воинствующая”, в то время, как Небесная — “торжествующая”.

Вечною любовью возлюбил Господь Свою Церковь. Никто и ничто не сможет отлучить нас от этой благодати (если любовь будет взаимной):

“Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением” (Песн. 8, 7).

 Владимир Жукотанский

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu