Православные храмы

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…

Публикации

Благотворное сотрудничество

30 октября — 2 ноября 2006 г. в Москве состоялся Второй международный фестиваль…

Терроризм как богоборчество

Терроризм, по определению энциклопедий и энциклопедических словарей, — это…

О христианском целомудрии

Супружество Бог установил по двум причинам: для рождения детей (Быт. 1, 28) и…
В конце 2004 г. 15-летие своего возрождения отметил один из крупнейших в мире духовных центров Православия — Валаамский монастырь. С этой датой обитель поздравил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По случаю торжества были отслужены благодарственные молебны как в обители, таки на ее подворьях в Сортавале, Приозерске, Санкт-Петербурге, Москве и Сочи.

 

Споры о времени основания Валаамского монастыря

До сих пор в церковно-исторической науке не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. В ряде современных изданий указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания обители. Так, основание монастыря относят то к XIV в., то к началу распространения христианства на Руси — X–XI вв. Разноречивые сведения вызваны тем, что до нашего времени так и не найдено житие прпп. Сергия и Германа Валаамских, являющихся устроителями обители.

Во времена вражеских нашествий (XII, XVII вв.) монастырь переживал опустошения: уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. В результате этих бедствий было утрачено и житие прпп. Сергия и Германа Валаамских. О том, что в XVI в., во время нашествия шведов, уже были утрачены многие исторические документы свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 г. хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме.

Не будет противоречивым и совмещение двух взглядов на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI в. могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV–XV вв.

Согласно монастырскому преданию, в древние времена на Валааме жили язычники, поклонявшиеся богу Велесу (Ваалу). Первый из учеников Спасителя — св. ап. Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Об этом же свидетельствует и “Повесть временных лет” прп. Нестора Летописца. Согласно “Повести...”, святой апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Подвижник ХIХ в. свт. Игнатий (Брянчанинов) полностью разделяет такой взгляд, возражая сомневающимся: “Почему не допустить мысли, что Сам Бог внушил Апостолу это высокое, святое намерение, дал силу к его исполнению? Дикость, малоизвестность страны, дальность, трудность путешествия не могут быть достаточной, даже сколько-нибудь сильной причиной, чтобы отвергнуть это предание. Немного позже времен Апостольских ходили путями этими целые воинства: почему же не пройти ими Апостолу, водимому десницею Божиею и ревностию Апостольскою?”

 

Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы

Основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря являются прпп. Сергий и Герман, пришедшие на остров, согласно церковному преданию, “от стран восточных”. Это были греческие монахи. Они явились в X в. во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Наиболее подробные сведения о прпп. Сергие и Германе собраны в “Валаамской беседе” — публицистическом произведении неизвестного автора середины XVI в., которое содержит поучения преподобных, до этого передававшиеся в устном предании.

Подвиг иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия 1163–1164 гг. “В лето 6668 (1163 г.). О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…”. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию прпп. Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

В 1182 г., когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников.

И, опасаясь осквернения святыни, высекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников Божиих. В 40-х годах XVI в. святые мощи основателей Валаамской обители были положены за алтарь Спасо-Преображенского собора монастыря.

В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель ежегодно, 11/24 сентября, совершается церковное празднество.

Многочисленные чудеса от мощей преподобных вносились в монастырские летописи, вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним святые угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от пьянства, душевных и телесных болезней. С 1819 г. началось общецерковное почитание прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, была составлена служба, начали писать иконы.

 

Известные святые, постриженники Валаамской обители

Приблизительно в 1393 г., по благословению игумена одного из афонских монастырей, для основания общежительного монастыря на остров прибыл прп. Арсений (†1447 г.). Он принес на Валаам дух Святой Горы и связал “Северный Афон” — Валаам — с греческим Афоном. Прожив некоторое время на Валааме, прп. Арсений пустился на ладье искать себе более уединенное место, и был занесен бурей к острову Коневцу, где впоследствии основал монастырь Рождества Богородицы. Согласно Житию, прп. Арсений по Промыслу Божию преобразовал считавшийся священным и посвященный местному богу остров в обитель истины и благочестия, а местных жителей — карелов — избавил от страха суеверия и обратил к вере Христовой.

С Валаамским монастырем связаны имена еще нескольких святых. До 1429 г. здесь подвизался будущий основатель знаменитой Соловецкой обители прп. Савватий (†1435 г.). Убеленный сединами старец искал совершенного безмолвия и тайно удалился с Валаама. О пламенной вере старца свидетельствует его ответ на вопрос, не пугают ли его предстоящие труды на суровом и необитаемом месте. Прп. Савватий отвечал: “У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности и голодных питает до сытости”.

Вместе с Савватием на Валааме нес подвижнические труды инок Геннадий († 1506 г.) — будущий святитель, архиепископ Новгородский, которому судилось Промыслом Божиим отстаивать чистоту веры Православной и заботиться о поднятии уровня просвещения и духовного образования народа.

В 1474 г. сюда пришел прп. Александр Свирский († 1533 г.), принял монашество и впоследствии основал свой монастырь. На Валааме преподобный, пройдя все монастырские послушания, удалился на один из островов и поселился в пещере. Она сохранилась и до наших дней, а сам остров, в память о подвижнике, называется Святым.

Около 1778 г. в Валаамскую обитель пришел прп. Герман Аляскинский († 837 г.). Здесь же он принял монашеский постриг. Прп. Герман отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. В 1793 г. он был включен в состав созданной при Валаамском монастыре духовной миссии для проповеди слова Божия в Северной Америке. Именно ему Господь благословил потрудиться в распространении и утверждении Православия на Американском континенте дольше и плодотворнее, чем кому-либо из членов миссии. В 1969 г. прп. Герман Аляскинский был причислен к лику святых.

 

Разрушение и воссоздание в прошлом и настоящем

В 1611 г. шведы окончательно уничтожили обитель. К началу Северной войны 1700 г. на Валааме было четыре крестьянских двора и часовня. В 1715 г. начинается восстановление монастыря, и уже через четыре года над мощами прпп. Сергия и Германа был освящен деревянный Спасо-Преображенский собор. В 1729 г. построена Успенская трапезная церковь. К сожалению, ни одна постройка того времени не сохранилась.

Нынешние сооружения относятся к ХIХ–ХХ вв. Сейчас завершается отделка главного, Спасо-Преображенского, собора монастыря, замысел которого принадлежал настоятелю Дамаскину (Кононову). При нем обитель достигла своего расцвета. Незаурядная личность, человек, наделенный от Бога редким сочетанием разнообразных талантов, он находился в теплых дружеских отношениях со многими известными людьми того времени — учеными, деятелями культуры, художниками, архитекторами. При его игуменстве Валаамский монастырь посещали Д.И. Менделеев, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, В.С. Соловьев, И.И. Шишкин, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев и многие другие. В этот же период на нескольких отдельных островах, переданных обители, появляются скиты.

Катаклизмы ХХ в. в полной мере отразились и на Валааме. Оставшиеся в живых монахи перебрались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь. К 1940 г. обитель пришла в полное запустение. В 60-е гг. Валаам стал местом, куда отправлялись на верную смерть из “колыбели Революции” — Ленинграда — все нищие и опустившиеся, те, кого сегодня называют “бомжами”: в обществе, строившем коммунизм, им не было места. И ныне еще живы очевидцы, видевшие с проплывавших по Ладожскому озеру судов этих несчастных, умирающих вдали от людских глаз и молящих о помощи с берегов острова.

Но, по милости Божией, по молитвам Божией Матери и прпп. Сергия и Германа, обитель возрождалась из руин после десятилетий разрухи и запустения: 14 декабря 1989 г. сюда прибыли шесть насельников. Так началась новая история древней святыни.

Трудным было начало восстановления обители. Братии пришлось поселиться в коммунальной гостинице поселка Валаам, совершать многочасовые уставные богослужения в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, почерневшие и сырые стены которого напоминали о мерзости запустения, царившей в этом святом месте.

Почти сразу после появления первой братии начались реставрационные работы. Постепенно был приведен в порядок нижний храм в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, установлен временный иконостас и простая деревянная рака над мощами угодников Божиих, отреставрирован храм скита Всех Святых. Понемногу стала увеличиваться братия монастыря. Было очень трудно налаживать монашескую жизнь — по соседству с келиями проживало местное население. Во время молитвы гремела музыка, раздавались крики, нецензурная брань. Но, по воспоминаниям первых иноков, несмотря на тяжкие бытовые условия, эти годы были для них самыми благодатными.

В 1990 г. монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Валаам для Святейшего Патриарха — особое место. Именно здесь, по его собственным словам, он почувствовал призвание идти по пути служения Православной Церкви. Еще отроком Алексей с родителями дважды, в 1938 и 1939 гг., приезжал на богомолье в Валаамскую обитель и общался со старцами.

Как свидетельствует сам Святейший: “На меня, девяти- и десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители: их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость — все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь”.

В мае 1991 г. обитель обрела великое духовное сокровище — нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве, получая по своей вере помощь и исцеления.

В 1996 г. престольный праздник монастыря — день памяти прпп. Сергия и Германа — был отмечен особыми торжествами. Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и, впервые в истории Валаама, глава Поместной Православной Церкви Митрополит всея Америки и Канады Феодосий. После праздничной Божественной литургии Митрополит Феодосий передал в дар обители частицу мощей прп. Германа Аляскинского. В этом году ожидается, что на престольный праздник Преображения Господня 19 августа 2005 г., по окончании реставрационных работ, главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор — освятит Патриарх Алексий II.

 Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me