Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (на Нивках)

Первая Литургия отслужена 19 октября/1 ноября 2000 г. Храм…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.
Публикации

Духовное богатство Великого поста

Поскольку Великий пост есть самое благоприятное время для борьбы с греховными…

Точка зрения: отлучен и очень опасен

Истерика, которую закатили на пресс-конференции Филарет и Мовчан, удивила…

“Я не жалею ни об одном из прожитых дней...”. К 70-летию протоиерея Всеволода Рыбчинского

Милостью Божией я прожил семьдесят лет, тридцать два из которых — в…

Юбилей возрождения Валаамской обители 15 лет

В конце 2004 г. 15-летие своего возрождения отметил один из крупнейших в мире духовных центров Православия — Валаамский монастырь. С этой датой обитель поздравил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По случаю торжества были отслужены благодарственные молебны как в обители, таки на ее подворьях в Сортавале, Приозерске, Санкт-Петербурге, Москве и Сочи.

 

Споры о времени основания Валаамского монастыря

До сих пор в церковно-исторической науке не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. В ряде современных изданий указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания обители. Так, основание монастыря относят то к XIV в., то к началу распространения христианства на Руси — X–XI вв. Разноречивые сведения вызваны тем, что до нашего времени так и не найдено житие прпп. Сергия и Германа Валаамских, являющихся устроителями обители.

Во времена вражеских нашествий (XII, XVII вв.) монастырь переживал опустошения: уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. В результате этих бедствий было утрачено и житие прпп. Сергия и Германа Валаамских. О том, что в XVI в., во время нашествия шведов, уже были утрачены многие исторические документы свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 г. хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме.

Не будет противоречивым и совмещение двух взглядов на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI в. могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV–XV вв.

Согласно монастырскому преданию, в древние времена на Валааме жили язычники, поклонявшиеся богу Велесу (Ваалу). Первый из учеников Спасителя — св. ап. Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Об этом же свидетельствует и “Повесть временных лет” прп. Нестора Летописца. Согласно “Повести...”, святой апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Подвижник ХIХ в. свт. Игнатий (Брянчанинов) полностью разделяет такой взгляд, возражая сомневающимся: “Почему не допустить мысли, что Сам Бог внушил Апостолу это высокое, святое намерение, дал силу к его исполнению? Дикость, малоизвестность страны, дальность, трудность путешествия не могут быть достаточной, даже сколько-нибудь сильной причиной, чтобы отвергнуть это предание. Немного позже времен Апостольских ходили путями этими целые воинства: почему же не пройти ими Апостолу, водимому десницею Божиею и ревностию Апостольскою?”

 

Преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы

Основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря являются прпп. Сергий и Герман, пришедшие на остров, согласно церковному преданию, “от стран восточных”. Это были греческие монахи. Они явились в X в. во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Наиболее подробные сведения о прпп. Сергие и Германе собраны в “Валаамской беседе” — публицистическом произведении неизвестного автора середины XVI в., которое содержит поучения преподобных, до этого передававшиеся в устном предании.

Подвиг иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия 1163–1164 гг. “В лето 6668 (1163 г.). О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…”. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию прпп. Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

В 1182 г., когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников.

И, опасаясь осквернения святыни, высекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников Божиих. В 40-х годах XVI в. святые мощи основателей Валаамской обители были положены за алтарь Спасо-Преображенского собора монастыря.

В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель ежегодно, 11/24 сентября, совершается церковное празднество.

Многочисленные чудеса от мощей преподобных вносились в монастырские летописи, вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним святые угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от пьянства, душевных и телесных болезней. С 1819 г. началось общецерковное почитание прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, была составлена служба, начали писать иконы.

 

Известные святые, постриженники Валаамской обители

Приблизительно в 1393 г., по благословению игумена одного из афонских монастырей, для основания общежительного монастыря на остров прибыл прп. Арсений (†1447 г.). Он принес на Валаам дух Святой Горы и связал “Северный Афон” — Валаам — с греческим Афоном. Прожив некоторое время на Валааме, прп. Арсений пустился на ладье искать себе более уединенное место, и был занесен бурей к острову Коневцу, где впоследствии основал монастырь Рождества Богородицы. Согласно Житию, прп. Арсений по Промыслу Божию преобразовал считавшийся священным и посвященный местному богу остров в обитель истины и благочестия, а местных жителей — карелов — избавил от страха суеверия и обратил к вере Христовой.

С Валаамским монастырем связаны имена еще нескольких святых. До 1429 г. здесь подвизался будущий основатель знаменитой Соловецкой обители прп. Савватий (†1435 г.). Убеленный сединами старец искал совершенного безмолвия и тайно удалился с Валаама. О пламенной вере старца свидетельствует его ответ на вопрос, не пугают ли его предстоящие труды на суровом и необитаемом месте. Прп. Савватий отвечал: “У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности и голодных питает до сытости”.

Вместе с Савватием на Валааме нес подвижнические труды инок Геннадий († 1506 г.) — будущий святитель, архиепископ Новгородский, которому судилось Промыслом Божиим отстаивать чистоту веры Православной и заботиться о поднятии уровня просвещения и духовного образования народа.

В 1474 г. сюда пришел прп. Александр Свирский († 1533 г.), принял монашество и впоследствии основал свой монастырь. На Валааме преподобный, пройдя все монастырские послушания, удалился на один из островов и поселился в пещере. Она сохранилась и до наших дней, а сам остров, в память о подвижнике, называется Святым.

Около 1778 г. в Валаамскую обитель пришел прп. Герман Аляскинский († 837 г.). Здесь же он принял монашеский постриг. Прп. Герман отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. В 1793 г. он был включен в состав созданной при Валаамском монастыре духовной миссии для проповеди слова Божия в Северной Америке. Именно ему Господь благословил потрудиться в распространении и утверждении Православия на Американском континенте дольше и плодотворнее, чем кому-либо из членов миссии. В 1969 г. прп. Герман Аляскинский был причислен к лику святых.

 

Разрушение и воссоздание в прошлом и настоящем

В 1611 г. шведы окончательно уничтожили обитель. К началу Северной войны 1700 г. на Валааме было четыре крестьянских двора и часовня. В 1715 г. начинается восстановление монастыря, и уже через четыре года над мощами прпп. Сергия и Германа был освящен деревянный Спасо-Преображенский собор. В 1729 г. построена Успенская трапезная церковь. К сожалению, ни одна постройка того времени не сохранилась.

Нынешние сооружения относятся к ХIХ–ХХ вв. Сейчас завершается отделка главного, Спасо-Преображенского, собора монастыря, замысел которого принадлежал настоятелю Дамаскину (Кононову). При нем обитель достигла своего расцвета. Незаурядная личность, человек, наделенный от Бога редким сочетанием разнообразных талантов, он находился в теплых дружеских отношениях со многими известными людьми того времени — учеными, деятелями культуры, художниками, архитекторами. При его игуменстве Валаамский монастырь посещали Д.И. Менделеев, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, В.С. Соловьев, И.И. Шишкин, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев и многие другие. В этот же период на нескольких отдельных островах, переданных обители, появляются скиты.

Катаклизмы ХХ в. в полной мере отразились и на Валааме. Оставшиеся в живых монахи перебрались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь. К 1940 г. обитель пришла в полное запустение. В 60-е гг. Валаам стал местом, куда отправлялись на верную смерть из “колыбели Революции” — Ленинграда — все нищие и опустившиеся, те, кого сегодня называют “бомжами”: в обществе, строившем коммунизм, им не было места. И ныне еще живы очевидцы, видевшие с проплывавших по Ладожскому озеру судов этих несчастных, умирающих вдали от людских глаз и молящих о помощи с берегов острова.

Но, по милости Божией, по молитвам Божией Матери и прпп. Сергия и Германа, обитель возрождалась из руин после десятилетий разрухи и запустения: 14 декабря 1989 г. сюда прибыли шесть насельников. Так началась новая история древней святыни.

Трудным было начало восстановления обители. Братии пришлось поселиться в коммунальной гостинице поселка Валаам, совершать многочасовые уставные богослужения в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, почерневшие и сырые стены которого напоминали о мерзости запустения, царившей в этом святом месте.

Почти сразу после появления первой братии начались реставрационные работы. Постепенно был приведен в порядок нижний храм в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, установлен временный иконостас и простая деревянная рака над мощами угодников Божиих, отреставрирован храм скита Всех Святых. Понемногу стала увеличиваться братия монастыря. Было очень трудно налаживать монашескую жизнь — по соседству с келиями проживало местное население. Во время молитвы гремела музыка, раздавались крики, нецензурная брань. Но, по воспоминаниям первых иноков, несмотря на тяжкие бытовые условия, эти годы были для них самыми благодатными.

В 1990 г. монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Валаам для Святейшего Патриарха — особое место. Именно здесь, по его собственным словам, он почувствовал призвание идти по пути служения Православной Церкви. Еще отроком Алексей с родителями дважды, в 1938 и 1939 гг., приезжал на богомолье в Валаамскую обитель и общался со старцами.

Как свидетельствует сам Святейший: “На меня, девяти- и десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители: их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость — все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь”.

В мае 1991 г. обитель обрела великое духовное сокровище — нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве, получая по своей вере помощь и исцеления.

В 1996 г. престольный праздник монастыря — день памяти прпп. Сергия и Германа — был отмечен особыми торжествами. Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и, впервые в истории Валаама, глава Поместной Православной Церкви Митрополит всея Америки и Канады Феодосий. После праздничной Божественной литургии Митрополит Феодосий передал в дар обители частицу мощей прп. Германа Аляскинского. В этом году ожидается, что на престольный праздник Преображения Господня 19 августа 2005 г., по окончании реставрационных работ, главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор — освятит Патриарх Алексий II.

 Александр Кукуишко

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu