Православные храмы

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…
Публикации

Митрополит Владимир: “Чтобы воцарился церковный мир”

На вопросы журналиста Киевского бюро “Аssociated Press” отвечает Блаженнейший…

О христианском целомудрии

Супружество Бог установил по двум причинам: для рождения детей (Быт. 1, 28) и…

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

Перечитывая евангельские строки о бегстве Святого Семейства в Египет, мы…

Пастырская помощь больным и умирающим

Святые отцы Православной Церкви учат, что лишь тот священник истинный пастырь, кто духом своим живет в мире горнем, а здесь является как бы гостем оттуда. И потому особую заботу иерей Божий проявляет к тем пасомым, которые завершают свой земной путь и преходят “туда”, в мир иной.

Долг пастыря — правильно подготовить христианина к смерти. Куда бы ни позвали его для напутствия больного, он должен спешить, чтобы выполнить священническую обязанность. Пастырь смертно согрешит, если по его нерадивости больной умрет без принятия Святых Таин. Поэтому в любое время суток, в любую погоду, не считаясь с собственным покоем, священник должен спешить туда, где ждет благодати Божией и утешения душа, готовящаяся прейти в вечность.

Главная забота пастыря заключается в том, чтобы никто из его пасомых не отошел в иной мир без напутствия Святыми Тайнами. Однако исповедовать

и причастить человека недостаточно — нужно еще и в самой исповеди, и в беседе поддержать, утешить и наставить его. У постели больного нет места холодной сухой морали. Здесь нужны самое сердечное участие, искреннее соболезнование и теплая молитва. Архиепископ Костромской Платон (Фивейский) пишет о том, что дело опеки больных и умирающих требует от пастыря много любви, терпения, рассудительности и мужества духа, чтобы он мог сказать лишь то, что нужно и как надо, чтобы привлечь к себе больного; утешить его, взволновать, растрогать, обратить к Богу — одним словом,  сделать за несколько часов то, на что у больного ушла бы вся жизнь.

Первыми словами пастыря, пришедшего к постели больного, должен быть призыв обратиться к Богу. Нельзя говорить больному, тяжело переносящему свою немощь, что он прогневил Бога более других людей. Нужно кротко напомнить ему, что каждый человек имеет свои прегрешения и недостатки, и, может, Господь, попуская больному страдания, хочет очистить его, как золото в горниле, чтобы он стал достойным наследовать высшие блага, нам обетованные. Тяжко терпеть, но еще хуже при этом возмущаться и падать духом, ибо от этого страдания только усиливаются. Нужно помнить слова евангельские: “Претерпевший же до конца  спасется” (Мф. 10, 22). Нужно помнить, что, безропотное терпение — признак высокой души, которая может получить благоволение Божие. В минуты тоски больной считает себя несчастнейшим из всех и думает, что никто не терпит таких страданий, как он. Такому человеку нужно приводить библейские и житийные примеры страданий, которые были и более длительны, и более жестоки. Ему полезно напомнить, что каждый несет свой крест, и мы, возможно, соблазняемся, считая свой крест самым тяжелым.

Больного, с которым случаются приступы отчаяния, пастырь должен подбодрить словами о том, что нет греха, который бы превзошел милосердие Божие, нет греха непростимого, кроме греха нераскаянного. Что Господь, отдавший Свою Пречистую Кровь во искупление грехов человеческих, не даст погибнуть творению Своему, только бы у него было желание ухватиться за руку, простертую для извлечения его из бездны греха. Что Господь, принявший покаяния разбойника, мытаря и блудницы, на которых с осуждением смотрели окружающие, не отринет чад Своих — тех, кто и сегодня обращается к Нему. Для христианина такие кроткие, исполненные любви и сочувствия слова священника, несомненно, станут утешением.

Люди, далекие от Церкви, могут обнаружить болезненный страх перед смертью. Пастырь должен, по возможности, развеять это темное чувство. Посредством Священного Писания и святоотеческих творений нужно объяснить умирающему, что смерть — это не прекращение жизни, не конец. Смерть — это таинственное отделение души от тела. Тело теряет жизненную силу, предается тлению; душа же не умирает. Человек остается жить в своей бесплотной сущности. Бессмертие заключается в том, что после смерти тела человек продолжает свое существование в другом мире, в другой форме и других условиях. Смерть не прекращает существование человека, а лишь видоизменяет его. Смерть можно назвать рождением человека для будущей жизни. В этой жизни тело является для нашей души тем же, что утроба матери — для младенца и яйцо — для птенца. В новую жизнь дитя выходит из утробы матери, птенец пробивает скорлупу, — так и в миг смерти исходящая из тела душа рождается для новой, вечной жизни, для новых понятий, желаний, деяний. Освобожденная от тела душа с многократной силой продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни. Если, живя на земле, человек выполнял Заповеди Божии, т. е. жил с Богом, то и в вечности он будет с Ним, в состоянии радости. Если же человек не заботился о своей бессмертной душе, жил без Бога, — то и в ином мире он будет без Него, в состоянии вечных мук терзания совести.

Пастырь напоминает умирающему, что христианин не может терзаться страхом смерти. Он должен достойно приготовиться к ней — к этому ответственному явлению человеческой жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов в своем “Слове о смерти” пишет: “Приготовьтесь к вечности и к переходу в вечность, именуемую смертью, во время земной жизни, в этом переддверии вечности. Земная жизнь не есть жизнь в собственном понимании этого слова, а есть непрестанная борьба между жизнью и смертью; попеременно мы отклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими. Если оценим по достоинству то краткое мгновение, на которое мы были поставлены здесь, на земле, сравнив ее с неизмиримо величественной вечностью, то найдем лишь одно верное применение земной жизни”.

Иногда родственники и близкие утаивают от больного его близкую кончину, убаюкивают его ложными надеждами даже тогда, когда состояние безнадежно. Священнослужитель должен встать выше этой порочной любви. Льстивый обман будет делом жестокости, а не любви. Необходимо достойное приготовление к переходу в будущую жизнь. Мудрый пастырь должен постепенно подвести больного к мысли о возможности близкого конца и обставить разговор так, чтобы человек сам увидел приближающуюся опасность. Из осторожных намеков истинно любящего сердца больной сам сделает вывод о серьезности своего положения, который кажется таким жестоким в прямом изложении. Мысль о приготовлении к будущей жизни войдет в сознание умирающего и побудит его к тем действиям, которые должно совершить каждому, кто желает достойно встретить смерть.

Священник принимает исповедь больного и причащает его Святых Христовых Таин. Опытные пастыри советуют также совершить, если возможно, Таинство Елеосвящения, поскольку в нем, кроме исцеления душевных и телесных болезней, подается отпущение забытых грехов. Для поддержки и ободрения умирающего и его родственников, для подготовки всех к последнему моменту можно читать особенные, установленные Церковью каноны: “Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней, при разлучении души от тела всякого праведного” и “Чин, бываемый на разлучение души от тела, егда человек долго страждет”.

По возможности, пастырь сопровождает умирающего до конца. В тяжелые минуты священник советует ему повторять за ним краткие проникновенные молитвы: “Господи, помоги мне!”, “Господи, помилуй и укрепи меня!”, “Господи, Тебе предаю дух мой!” и др.

 * * *

Конечно, нельзя перечислить все способы, которыми пастырь Церкви может утешить болящего и повлиять на его духовное состояние. Можно лишь указать путь, которым должен идти пастырь. Путь этот — ЛЮБОВЬ. От пастыря ждут не общих слов, не сухой морали, но голоса сердца. Голос пастыря должен исходить из души, полной сочувствия к больному и любви Христовой. Пастырь должен действовать любовью.

 Подготовил Сергей Шишковский

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu