Православные храмы

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (в Бабьем Яру)

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Успенський піст

1 (14 за н.ст.) серпня починається Успенський піст, або, як називали його в…

“Мы были готовы пойти на страдания”.

17 октября настоятелю Покровского храма столицы, что на Приорке, протоиерею…

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии. Он родился во…
На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

?Какие постулаты применимы для наставления народа на путь истинный?

Исходя из содержания вопроса, постулат (имеется в виду, видимо, некое утверждение, принимаемое без доказательства, в данном случае — на веру) применительно к вероучительным вопросам — это основные догматы христианства. Их всего два (остальные — производные от этих двух):

1) догмат о Троице: Бог един по существу и троичен в Лицах;

2) догмат о Боговоплощении: Господь и Бог наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек.

Исходя из этого, наставление — это нравственное приложение данных догматов к человеческой жизни, более конкретно — то, чем должны руководствоваться люди во взаимоотношениях между собой. Все три Лица Пресвятой Троицы пребывают между собой в совершенной любви. Священное Писание и ап. Иоанн Богослов, в частности, свидетельствует: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Ин. 4, 16).

Взаимоотношения в христианском обществе строятся на этой основе. Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе, кратко выражая весь нравственный ветхозаветный закон, ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22, 37–40).

Рассматривая догмат о Боговоплощении в свете Крестной смерти Спасителя, становится понятным само основание христианской веры. Если Христос, по человечеству, будучи во всем подобен нам, кроме греха, пострадал и умер, то Его искупительная жертва, состоящая в том, что Он таким образом избавил человека от рабства греха и как его следствия — вечной смерти, распространяется на все человечество: “Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени” (Откр. 5, 9).

Как преступлением одного человека — Адама — смерть вошла в мир, так и искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа она упразднилась, о чем свидетельствует ап. Павел: “Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих” (Рим. 5, 15). Отсюда — вера в Иисуса Христа как Спасителя, согласно Его словам: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16, 16), являющаяся основой христианства. И, как критерий истинности, другие слова Спасителя: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се,

Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 19–20).

 

?По какому принципу строятся взаимоотношения Церкви с государством?

Православная Церковь во взаимоотношениях с государством в качестве эталона использует доктрину св. имп. Юстиниана о симфонии властей, определенную им в предисловии к одному из законов, т. н. “Шестой новелле”: “Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием — это священство и царство. Первое служит делам Божиим, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь... Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (симфония)”. В истории известны два главных вида непризнания симфонии властей — это доктрины цезарепапизма и папацезаризма. Первая признает превосходство государства, вторая — Церкви.

 

?Расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к диктатуре и церковной инквизиции, и считает ли она их оправданными?

Диктатура — это не ограниченная никакими законами власть, опирающаяся непосредственно на силу. В Древнем Риме существовала должность диктатора. Диктатор мог быть назначен по решению сената в исключительных случаях и на определенный период. В его руках была сосредоточена вся полнота государственной власти.

Исходя из доктрины симфонии властей, если диктатура стремится присвоить себе верховные права в церковном управлении, то отношение Церкви к ней отрицательное. Вообще, имп. Юстиниан считал, что нормальные отношения между Церковью и государством (а значит, и в обществе) могут быть лишь при определенных формах государственного правления: монархической, аристократической или республиканской. Но они недостижимы при тирании, олигархии или извращенных формах республиканского правления.

Что же касается инквизиции, то наша Православная Церковь никогда не знала такого института. Это учреждение Католической Церкви, в задачи которого входили розыск, суд и наказание еретиков. На Руси с древнейших времен, и эта мысль выражена в “Поучении” Владимира Мономаха, традиционно считалось, что каждый человек имеет право на тот срок жизни, который отпущен ему Богом, казнь же человека — грех перед Богом. Поэтому смертная казнь на Руси применялась очень редко.

 

?Как правильно понимать учение Православной Церкви о смирении и терпении?

Смирение, по учению Православной Церкви, — одна из главных добродетелей в христианской жизни. Она противоположна главному греху, разрушающему природу человека, — гордости. Ап. Петр, наставляя христиан, пишет: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (1 Пет. 5, 5–6).

Терпение — одна из добродетелей в христианской жизни. Она состоит в благодушном и безропотном перенесении всех бед и скорбей, неизбежных в земной жизни человека. Сам Бог, по слову ап. Павла, — Бог терпения и утешения (см.: Рим. 15, 5), поэтому терпение, согласно учению святых отцов, имеет своим основанием то, что Господь может попускать человеку скорби, по неисследимым путям Своим, но Он же подаст и утешение. Примером может служить ветхозаветный праведник Иов.

Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа служит образцом как смирения, так и терпения для каждого верующего человека. Как пишет ап. Павел, Он “смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп. 2, 8), а в другом месте, говоря о терпении: “С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими” (Евр. 12, 1–3).

 

?Во все времена личность играла важную роль в истории. Ваше отношение к роли личности в обществе?

Согласно учению Православной Церкви, любой человек, как сотворенный по образу и подобию Божию, является личностью, поскольку Сам Бог личностен. Исходя из этого, христианство рассматривает ценность человеческой жизни и человеческой личности как понятия абсолютные. Что касается личности лидера или вождя, то ее значение и отношение к ней можно видеть на примерах ветхозаветных израильских судей. Если возникала необходимость, Господь обязательно посылал Своему народу такого судью, который был нужен на тот момент.

Согласно Священному Писанию: “В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней” (Сир. 10, 4). И ап. Павел говорит о послушании властям и правителям, как гарантии общественного спокойствия: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению” (Рим. 13, 1–2).

Оценка же личности, безусловно, должна проводиться с позиции конечных результатов ее деятельности и учетом тех мотивов, которые ею двигали.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me