Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Храм священномученика Антипы (при 2‑й областной больнице)

Первую Литургию служили 27 августа / 9 сентября 2009 г. Храм…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…
Публикации

Хрещення дітей

Святе Хрещення, заповідане Господом, яке здійснюється в ім’я Святої Тройці,…

Благотворное сотрудничество

30 октября — 2 ноября 2006 г. в Москве состоялся Второй международный фестиваль…

Предательство Иуды Искариотского

Открытие древнего письменного памятника — всегда событие. Чем древнее…

Одна бабка сказала, или что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

Предрассудки давно живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой. Можно только удивляться, как люди привязаны к бесконечной чреде придуманных ими же запретов и предписаний, как бережно хранят их, передавая из уст в уста…

Наверняка каждый, кто переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать от благообразных старушек на лавочках всю правду о себе, своем внешнем виде и даже, иногда, о своих родственниках. “Наши незабвенные бабушки” — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви. Особенно страдают от него те, кто впервые приходит в храм, цокая высокими каблучками или шурша модными джинсами. Наши незабвенные бабушки не просто недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь как уже занятое ими место под солнцем, куда “посторонним” (т. е. не отвечающим их представлениям о благопристойности) вход воспрещен. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и “выживают” новичков, якобы угрожающих устоявшимся традициям и потому чрезвычайно вредных.

 

Суеверие усердия

Главенствующую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков играют именно бабушки. Они являются устными источниками информации и, как старожилы, пользуются у верующей части населения огромным доверием. Люди, вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, переключаются на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря усердию “блюстительниц порядка”, превращается в нервное исполнение необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл.

Так, в одном селе под Киевом местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно стоять таким-то боком.

 

Гроб на чердаке

Суеверия опутали абсолютно все сферы нашей жизни. Но самые неординарные из них касаются смерти и похорон. Многие считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, соборования и причастия, то человек после этого обязательно умрет. Родственники из лучших побуждений — дабы “не травмировать” тяжелобольного — не приглашают батюшку, а когда зовут, бывает уже поздно. И человек из-за таких вот ошибочных представлений отправляется в мир иной неподготовленным.

Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранится на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает “тянуть” его в себя.

И поэтому человек быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу — она станет болеть. Удивительные наблюдения!

А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляет и наставление не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и т. д и т. п. Встречаются и вовсе нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

 

Из храма — к гадалке

Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое по-настоящему не верит в Бога, не доверяет Ему, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право “жить на небе”, а земные дела предпочитая решать своими силами.

Такие “двоеверцы” приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет “лучше работать”. Эти люди знают, что нельзя стоять в церкви скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы, идущие через купола из космоса, и тогда может пошатнуться здоровье. Эти люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

“Православные”, которые относятся к Церкви как к одному из средств улаживания дел, после богослужения преспокойно идут к знахарю, у которого в доме полным-полно дорогих красивых икон. А потом тот же знахарь идет в храм и подолгу стоит у чудотворных православных святынь, чтобы “подзарядиться” энергией.

Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь. Тем более обидно, что еще и утешение наше — Церковь, которая “не от мира сего”, оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и причащаться хочется без комментариев посторонних, без “поверий” и “пророчеств”. Ступать на рушник должны оба одновременно и без раздумий о том, кто будет главой семьи. Крестить ребенка может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И все равно, через какие врата заходить в церковь. Главное, что идем мы к Богу, Ему одному поклоняемся и Его одного славим.

 

Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

. Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет.

. Если свеча, поставленная человеком, погасла — у него будет несчастье.

. Опаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех.

. Нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только переворачивая, тушить о подсвечник.

. Если переставлять поставленные кем-то свечи — можно отнять счастье у тех, кто их ставил.

. Есть свечи “заздравные”, а есть “заупокойные”, — и путать их ни в коем случае нельзя, не то будет беда.

. Если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — или жизнь в браке будет несчастливой, или один из супругов рано умрет.

. Если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан.

. В храме женщине нужно находиться с покрытой головой, потому что к ее волосам бесы цепляются.

. Если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине.

Александр Андрущенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu