Православные храмы

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…

Храм преподобного Николы Святоши с нижним храмом мученика Иоанна Воина (на Лесной)

Храм возведен на территории военной части Т-0710, неподалеку от…

Храм Архистратига Михаила (при Национальной академии внутренних дел Украины)

С конца 90-х годов ХХ столетия духовенство Макарьевского храма города…
Публикации

Словом и делом равные пред Богом

12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память…

Чем заканчивается личностный рост с “Лайфспринг” ?

Много у человека трудностей, нерешенных вопросов, сложных жизненных ситуаций,…

Можно ли молиться об умерших некрещеными. 19 октября / 1 ноября — память святого мученика Уара

Очень часто люди, приходящие в храм, спрашивают, можно ли поминать умерших…

Кловский "Стефанич" монастырь и его храм

Монастырь Богородицы Влахернской на Клове существовал в XI—XIII вв. Остатки каменного храма раскопаны в усадьбе по Шелковичной, 25-а.

Монастырь на Клове, урочище в нынешних Липках, основан бывшим игуменом Печерского монастыря Стефаном. В 1078 г., очевидно, вследствие "межпартийной борьбы" среди печерян, Стефан был изгнан братией. Однако вскоре, воспользовавшись материальной поддержкой киевского боярства, он основал собственный монастырь, посвященный чудотворной иконе Богородицы, хранившейся в константинопольском Влахернском монастыре. Очевидно, список (копия) именно этой иконы, посланный в Киев "самой Богородицей", чтобы стать наместным образом Печерской церви, игумен-изгнанник забрал с собой в новооснованную обитель.

Под 1091 г. летопись упоминает об участии Стефана, на то время уже епископа Владимира-Волынского, в торжественном перенесении мощей св.Феодосия. Он жил тогда в "своем монастыре" на Клове, где успел поставить после себя игумена Климента. Очевидно, на то время монастырские здания еще были частично деревянными: в 1096 г. они были сожжены половцами Боняка. Под 1108 г. летопись сообщает об окончании купола монастырской церкви, "заложенной Стефаном епископом". Таким образом, каменное здание не могло быть основано позднее 1094 г., когда Стефан умер. В 1112 г. в монастыре был похоронен владимиро-волынский князь Давид Игоревич, очевидно, бывший ктитором обители. Кловский монастырь прекратил существование вследствие монгольского нашествия, но его руины можно было увидеть еще в XVIII в.

Фундаменты монастырской церкви были открыты в 1963 г. в усадьбе школы №77. В 1974—75 гг. они детально исследованы. Судя по археологическим находкам, эта местность в древнерусские времена уже была заселена. План храма оказался нетипичным для древнерусской архитектуры и вызвал несколько вариантов его реконструкции. К сожалению, состояние сохранившихся остатков здания (остались одни лишь фундаментные рвы) не позволяет уверенно отдать предпочтение какому-либо из вариантов. Общая ширина храма с галереями — 32—33 м, длину определить не удалось.

Вариант, предложенный Юрием Асеевым, Иваном Мовчаном и Виктором Харламовым, определяет сооружение как церковь с тремя нефами, нартексом и дополнительным членением перед апсидами. Она имела очень маленький (3,4 м) подкупольный квадрат и была окружена двумя рядами внешних галерей. Внутренние галереи завершались апсидами приделов, а перед нартексом, возможно, был расположен открытый дворик.

Другой вариант предложил Григорий Логвин. Он высказал предположение, что храм был завершен очень широким (диаметром ок. 9,6 м) куполом на восьми подпорах, что было характерно для провинциальной греческой архитектуры того времени (церковь Успения Богоматери в монастыре Дафне возле Афин, собор монастыря св.Луки в Фокиде и Нового монастыря на Хиосе). По Логвину, на необычный характер купола, возможно, намекает летописное сообщение 1108 г., в котором идет речь о завершении именно "купола", а не храма в целом.

Заметим, что, в конце концов, оба варианта не обязательно противоречат друг другу — ведь сооружение могло быть двухъярусным.
 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu