Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…
Стекло для iphone 5
Обработка стекла
igadget23.pro
Rent a car in dubai
rent a car in dubai
bravorentacardubai.com

Публикации

Жестокие правила мира детей

Ныне в нашей стране уделяется недостаточно внимания вопросам воспитания детей и…

Свт. Григорий Нисский: “Об устроении человека”

Когда Творец Вселенной как бы некий царский чертог устроил имеющему царствовать…

Відродження Чорнобиля

Чорнобиль — це не тільки опалена у 1986 році атомом земля, це земля древлян —…

Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни он прожил в миру, был женат и имел детей. Будущий первый епископ Воронежский был некоторое время священником в с. Сидоровском Суздальской епархии.

Овдовев на 40-м году жизни, он, по обычаю того времени, решил принять монашество, всецело посвятив оставшуюся жизнь служению Богу. Он избрал Золотниковский Успенский монастырь в окрестностях Суздаля, где и был пострижен с именем Митрофан.

Иноческое подвижничество угодник Божий начал  с глубоким смирением, остававшимся характерной чертой святителя до самой смерти. В 1666 г. братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в это время настоятеля, стала просить местное духовное начальство о переводе и поставлении в наместники им Митрофана. Просьбу удовлетворили, и подвижник, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Игумен Митрофан, ведя строгую монашескую жизнь, пользовался уважением как духовных, так и светских лиц. Узнав о ревности подвижника, патриарх Иоаким (1673–1690 гг.) поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. прп. Макарием Желтоводским в Костромской земле. Зная ответственность игумена Митрофана, патриарх Иоаким поручал ему выдавать из монастырской казны жалование ратным людям.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание и царя Феодора Алексеевича (1676–1682 гг.), посещавшего обитель и нередко беседовавшего с настоятелем. Когда в 1682 г., по решению Собора 1681 г., была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.

Свт. Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате в Кремле. Святитель видел, как велико зло, порождаемое расколом, и в течение жизни активно выступал против разделения.

Четыре новые епархии, в том числе и Воронежская, были основаны в местах наибольшего распространения раскола. Трудами и молитвами свт. Митрофана в Воронежской епархии раскол не перерос в открытый мятеж, как в некоторых других местах, что было очень важно и из-за стратегического положения Воронежа.

При Петре I Воронеж становится военно-политическим центром государства: здесь начинается строительство русского флота, находится царская резиденция и канцелярия. В городе концентрируется вся боевая мощь империи, и начинаются приготовления Петра к Азовскому походу и Полтавской битве.

Занимая высокий архипастырский пост в Церкви, свт. Митрофан был доступен для каждого. Быт самого святителя был более чем скромен. Его архиерейский дом служил местом пристанища скорбящих, гостиницей для странников, лечебницей для болящих. Часто святитель сам посещал дома болящих горожан и утешал страдальцев надеждой на милость Божию. Нередко посещал он и тюрьмы.

Особая страница в биографии свт. Митрофана — его взаимоотношения с Петром I. Он одобрял постройку флота, предпринятую государем в Воронеже, и поддерживал ее материально. Когда строительство столкнулось с финансовыми проблемами и остановилось, святитель, собрал все средства, которые были на тот момент в распоряжении кафедры, и принес царю со словами: “Всякий сын Отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной; приими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их против неверных”.

Свт. Митрофан заботился об укреплении державы как необходимом условии благоустройства общественной жизни, был приближенным к царскому двору и всегда оставался твердым и нелицеприятным защитником веры и благочестия.

Воронежская резиденция Петра I была украшена, в соответствии с иностранными веяниями того времени, статуями языческих богов. Однажды святитель был срочно вызван к царю, но, дойдя до входа и увидев изваяния, он вернулся назад. Петр, узнав о поступке архипастыря, был разгневан и велел передать ему следующее: если святитель не явится, то будет казнен как государственный преступник.

Царскому посланнику свт. Митрофан сказал: “Жизнь моя во власти царевой, но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана моего. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа”. Хорошо зная характер государя, святитель начал готовиться к смерти. Между тем Петр успокоился и, выслушав ответ свт. Митрофана, изумился его решимости умереть по ревности к делу Божию. Он приказал немедленно убрать статуи и известить о милости к архипастырю.

Свт. Митрофан не был знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, но прекрасно знал Святое Писание и святоотеческие труды. В своем “Духовном завещании” он назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь”.

Незадолго до кончины свт. Митрофан принял схиму с именем Макарий. Дожив до глубокой старости, он преставился к Богу в 1703 г. и был погребен в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа с большими почестями. Сам государь помогал нести гроб святителя и на его могиле с горечью сказал: “Не осталось у меня такого другого святого старца”.

В 1714 г. в связи с ремонтом Благовещенского собора гроб с телом святителя перенесли в другой храм. При этом открылись нетленные мощи, от которых, по милости Божией, происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых и расслабленных.

Трудами и молитвами архиепископа Антония (Смирницкого) в 1832 г. состоялось прославление свт. Митрофана Воронежского. Еще до выхода официального указа о прославлении святителя, когда никто еще ничего не знал, первым поздравил владыку Антония “с появлением нового угодника Божия” прп. Серафим Саровский, бывший с архиепископом в тесных дружеских отношениях. А в 1836 г. при соборе был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

В советское время пришлось свт. Митрофану Воронежскому претерпеть унижения от новой власти безбожников. При множестве народа на архиерейском богослужении ревнители доказательств отсутствия Бога совершили святотатство: рака со святыми мощами была вскрыта, а тело святителя поругано штыками винтовок, после чего по городу демонстрировали нечто, не имеющее никакого отношения к святым мощам, но выполнявшее функции наглядной агитации.

Святые мощи с тех пор тайно хранились до 1989 г. в краеведческом музее Воронежа, ожидая часа покаяния народного. В настоящее время они находятся в Покровском кафедральном соборе Воронежа, где верующие обращаются к святителю со своими тяготами и невзгодами.

Еще при жизни свт. Митрофан Воронежский снискал к себе уважение не популярной в ту эпоху ученостью, а святостью жизни и активным содействием государственному строительству. Его жизнь навсегда останется ярким примером положительного результата взаимодействия власти государственной и церковной для блага земного Отечества.

Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua