Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…
Публикации

Как становятся экстрасенсами. Рациональное объяснение успеха целителей

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства.…

Пасха 1945 года

…Знаменательно, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, праздник великомученика…

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

Изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм первоначально известно в…

Смерти больше нет

Воскресение Христово — уникальное историческое событие, отличающее христианство от прочих религий, основатели которых смертны, тогда как Главой нашей Церкви является Воскресший Христос. Христово Воскресение — это обновление человеческой природы, воссоздание человеческого рода, переживание Царства Божия, пришедшего в силе.

В Церкви мы постоянно проповедуем о Воскресении Христовом, потому что оно имеет огромное значение для жизни верующего. Воскресение Христово — настоящий переворот в мироздании, который не только возвратил человека на его изначальное место, но и поднял еще выше. Речь идет об исправлении, восстановлении человека через Воскресение Христово.

 

Великая Суббота

Празднование Воскресения начинается с Великой Субботы. “Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение”, — поем мы, выражая глубочайший смысл праздника. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть, после чего Своей силой победил ее, обессилил и дал возможность людям избегать власть и силу смерти и диавола.

Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, — упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исаия приводит слова Бога: “Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю” (Ис. 45, 2). Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества.

День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством была в аду, а тело — во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти, является великим днем.

В так называемом седмичном круге воскресенье — первый день, с него начинается отсчет всей недели, но он есть и днем восьмым, поскольку следует сразу же за субботой — седьмым днем.

Первый день творения Моисей не называет первым, но одним. И св. Василий Великий, толкуя эти слова, говорит, что святое воскресенье, в которое Воскрес Христос, Моисей называет одним днем, направляя наш разум к будущей вечной жизни. Сейчас воскресенье — прообраз будущей жизни, в которой оно станет “восьмым днем (веком)”.

 

День святой и нареченный

Если задуматься над тем, что седмичный круг — символ человеческой жизни, а воскресенье — это прообраз будущего восьмого дня, тогда этот век действительно является одним и единственным днем. Василий Великий называет воскресенье “истоком дней”, “ровесником свету”. В воскресение, в первый день создания, был сотворен свет. В Воскресение Христа, в первый день воссоздания, явился свет Воскресенья. Человеческая природа Христа сбросила с себя смертность и тленность.

Помимо этого, воскресный день называется также днем святым и нареченным, поскольку именно в этот день произошли все великие Господские праздники. Отцы Церкви полагают, что Благовещение, Рождество Христово и Воскресение произошли в один и тот же день недели, в который произойдет и Второе Христово пришествие и всеобщее воскресение мертвых, отчего христиане придают этому дню огромное значение и важность, освящая его. Помимо ежегодной Пасхи есть и так называемая малая Пасха, светоносный день воскресенья.

 

Почему Христос Явился женам?

После Своего Воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Некоторые спрашивают: почему Христос не явился всем людям, а главное — распявшим  Его и отрицавшим Его Воскресение, дабы те уверовали в Него?

Человек, знакомый с Преданием, не может задавать подобные вопросы, ибо знает, что явление Христа не происходит для зрелищности и принуждения. Бог никого не принуждает верить. Кроме того, явление Бога — это критический момент в жизни человека. После Второго пришествия Христа Его увидят все. Для подготовленных и очищенных это будет откровение Царства радости, а для нечестивых — ад. То же самое произошло бы и в данной ситуации. Поэтому человеколюбивый Бог не явился отрицавшим и распинавшим Его.

Священное Писание говорит об одиннадцати явлениях Воскресшего Христа. Десять из них были между Воскресением и Вознесением, одно — после Пятидесятницы. Вполне возможно, что были и другие явления Воскресшего Спасителя.

Первыми после Богородицы Воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, женщины же с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу, дабы умастить благовониями тело Иисуса. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, охранявшие гроб. А это значит, что для того, чтобы узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

Первое явление Христа женам-мироносицам имеет также глубокий богословский смысл. Святой Григорий Палама учит, что Воскресение Христа — это обновление человеческой природы, воссоздание и возвращение первого Адама к бессмертной жизни. Адама после сотворения первой увидела женщина, так как в то время не существовало никого другого, кто бы мог его увидеть. Так же и нового Адама в момент его исхождения из гроба не видел никто, но лишь по прошествии некоторого времени Его увидели женщины. Таким образом, мироносицы стали Евангелистами из Евангелистов и апостолами из апостолов.

 

“Воскресение Христово видевше…”

Созерцания Воскресшего Христа удостоились многие святые. Православная Церковь, будучи Телом Христовым, предлагает нам участие в Воскресении. Симеон Новый Богослов, говоря о молитве “Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному”, учит, что мы обращаемся не к Воскресению, которое видели ученики, то есть не к историческому факту, но к Воскресению, или, скорее, к Воскресшему Христу, созерцаемому нами в Церкви. Мы не говорим: “В Воскресение Христово уверовавше”, но “видевше”. Существует много верующих в Воскресение, но есть и такие, пусть и немногие, кто ежечасно видит Воскресшего Христа. Потому что действительно Воскресение Христа “есть наше воскресение, воскресение долу лежащих”. Таким образом, одни являются свидетелями Христова Воскресения “от слышания”, а другие — “от видения”. Именно последние и есть, прежде всего, свидетелями Христова Воскресения.

Христово Воскресение не должно праздноваться только как историческое событие. Оно — событие онтологическое (вечно реальное), дающее нам Причастие благодати Воскресения. Для достижения этого, по учению отцов Церкви, требуется очищение телесных и душевных чувств. Св. Иоанн Дамаскин поет: “Очистим чувствия и узрим...”, следовательно, очищение — необходимая предпосылка созерцания и общения с Богом. Св. Григорий Богослов говорит: “Поэтому в первую очередь нужно очистить себя, и лишь потом — уже чистым — говорить”.

Цель жизни человека — соединение с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубине сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, и преодолевает греховные образы и помышления, как печати гроба. Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании, но о внутреннем. Св. Григорий Богослов научает праздновать Пасху не по-мирски торжественно, но по-Божиему и премирно.

Воскресение Христа — величайшее событие в истории. Через него жизнь и смерть приобретают иной смысл. Жизнь — не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа — настоящая смерть.

В Огласительном слове свт. Иоанна Златоуста — поистине победном гимне — говорится, что в Воскресении Христовом разрешились все человеческие беды.

Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что “явилось общее Царство”.

Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что “прощение воссияло от гроба”.

Никто не должен бояться смерти, потому что “освободила нас смерть Спасителя”.

Плоды Воскресения Христова даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся.

Подготовила Елена Головина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu