Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…
Публикации

Сорняки или плоды?

Современная наука возникает именно в христианской цивилизации. Предпосылки к…

Десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В дни празднования 40-летия Архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита…

“Киев и Русь” Петра Толочко. Академик отметил 70-летие

21 февраля в киевском Доме ученых состоялся торжественный вечер по случаю…

Смерти больше нет

Воскресение Христово — уникальное историческое событие, отличающее христианство от прочих религий, основатели которых смертны, тогда как Главой нашей Церкви является Воскресший Христос. Христово Воскресение — это обновление человеческой природы, воссоздание человеческого рода, переживание Царства Божия, пришедшего в силе.

В Церкви мы постоянно проповедуем о Воскресении Христовом, потому что оно имеет огромное значение для жизни верующего. Воскресение Христово — настоящий переворот в мироздании, который не только возвратил человека на его изначальное место, но и поднял еще выше. Речь идет об исправлении, восстановлении человека через Воскресение Христово.

 

Великая Суббота

Празднование Воскресения начинается с Великой Субботы. “Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение”, — поем мы, выражая глубочайший смысл праздника. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть, после чего Своей силой победил ее, обессилил и дал возможность людям избегать власть и силу смерти и диавола.

Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, — упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исаия приводит слова Бога: “Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю” (Ис. 45, 2). Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества.

День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством была в аду, а тело — во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти, является великим днем.

В так называемом седмичном круге воскресенье — первый день, с него начинается отсчет всей недели, но он есть и днем восьмым, поскольку следует сразу же за субботой — седьмым днем.

Первый день творения Моисей не называет первым, но одним. И св. Василий Великий, толкуя эти слова, говорит, что святое воскресенье, в которое Воскрес Христос, Моисей называет одним днем, направляя наш разум к будущей вечной жизни. Сейчас воскресенье — прообраз будущей жизни, в которой оно станет “восьмым днем (веком)”.

 

День святой и нареченный

Если задуматься над тем, что седмичный круг — символ человеческой жизни, а воскресенье — это прообраз будущего восьмого дня, тогда этот век действительно является одним и единственным днем. Василий Великий называет воскресенье “истоком дней”, “ровесником свету”. В воскресение, в первый день создания, был сотворен свет. В Воскресение Христа, в первый день воссоздания, явился свет Воскресенья. Человеческая природа Христа сбросила с себя смертность и тленность.

Помимо этого, воскресный день называется также днем святым и нареченным, поскольку именно в этот день произошли все великие Господские праздники. Отцы Церкви полагают, что Благовещение, Рождество Христово и Воскресение произошли в один и тот же день недели, в который произойдет и Второе Христово пришествие и всеобщее воскресение мертвых, отчего христиане придают этому дню огромное значение и важность, освящая его. Помимо ежегодной Пасхи есть и так называемая малая Пасха, светоносный день воскресенья.

 

Почему Христос Явился женам?

После Своего Воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Некоторые спрашивают: почему Христос не явился всем людям, а главное — распявшим  Его и отрицавшим Его Воскресение, дабы те уверовали в Него?

Человек, знакомый с Преданием, не может задавать подобные вопросы, ибо знает, что явление Христа не происходит для зрелищности и принуждения. Бог никого не принуждает верить. Кроме того, явление Бога — это критический момент в жизни человека. После Второго пришествия Христа Его увидят все. Для подготовленных и очищенных это будет откровение Царства радости, а для нечестивых — ад. То же самое произошло бы и в данной ситуации. Поэтому человеколюбивый Бог не явился отрицавшим и распинавшим Его.

Священное Писание говорит об одиннадцати явлениях Воскресшего Христа. Десять из них были между Воскресением и Вознесением, одно — после Пятидесятницы. Вполне возможно, что были и другие явления Воскресшего Спасителя.

Первыми после Богородицы Воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, женщины же с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу, дабы умастить благовониями тело Иисуса. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, охранявшие гроб. А это значит, что для того, чтобы узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

Первое явление Христа женам-мироносицам имеет также глубокий богословский смысл. Святой Григорий Палама учит, что Воскресение Христа — это обновление человеческой природы, воссоздание и возвращение первого Адама к бессмертной жизни. Адама после сотворения первой увидела женщина, так как в то время не существовало никого другого, кто бы мог его увидеть. Так же и нового Адама в момент его исхождения из гроба не видел никто, но лишь по прошествии некоторого времени Его увидели женщины. Таким образом, мироносицы стали Евангелистами из Евангелистов и апостолами из апостолов.

 

“Воскресение Христово видевше…”

Созерцания Воскресшего Христа удостоились многие святые. Православная Церковь, будучи Телом Христовым, предлагает нам участие в Воскресении. Симеон Новый Богослов, говоря о молитве “Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному”, учит, что мы обращаемся не к Воскресению, которое видели ученики, то есть не к историческому факту, но к Воскресению, или, скорее, к Воскресшему Христу, созерцаемому нами в Церкви. Мы не говорим: “В Воскресение Христово уверовавше”, но “видевше”. Существует много верующих в Воскресение, но есть и такие, пусть и немногие, кто ежечасно видит Воскресшего Христа. Потому что действительно Воскресение Христа “есть наше воскресение, воскресение долу лежащих”. Таким образом, одни являются свидетелями Христова Воскресения “от слышания”, а другие — “от видения”. Именно последние и есть, прежде всего, свидетелями Христова Воскресения.

Христово Воскресение не должно праздноваться только как историческое событие. Оно — событие онтологическое (вечно реальное), дающее нам Причастие благодати Воскресения. Для достижения этого, по учению отцов Церкви, требуется очищение телесных и душевных чувств. Св. Иоанн Дамаскин поет: “Очистим чувствия и узрим...”, следовательно, очищение — необходимая предпосылка созерцания и общения с Богом. Св. Григорий Богослов говорит: “Поэтому в первую очередь нужно очистить себя, и лишь потом — уже чистым — говорить”.

Цель жизни человека — соединение с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубине сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, и преодолевает греховные образы и помышления, как печати гроба. Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании, но о внутреннем. Св. Григорий Богослов научает праздновать Пасху не по-мирски торжественно, но по-Божиему и премирно.

Воскресение Христа — величайшее событие в истории. Через него жизнь и смерть приобретают иной смысл. Жизнь — не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа — настоящая смерть.

В Огласительном слове свт. Иоанна Златоуста — поистине победном гимне — говорится, что в Воскресении Христовом разрешились все человеческие беды.

Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что “явилось общее Царство”.

Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что “прощение воссияло от гроба”.

Никто не должен бояться смерти, потому что “освободила нас смерть Спасителя”.

Плоды Воскресения Христова даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся.

Подготовила Елена Головина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu