Православные храмы

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Подоле)

Храм свт. Николая был построен в первой четверти XII в. на…
Публикации

Гореть огнем подвига

29 марта исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля,…

Праздник Детства

В воскресенье, 1 июня, в Международный день защиты детей, в Трапезном храме…

История Константинопольской Православной Церкви

Византий, Царьград, Новый Рим, Стамбул — так в разные эпохи назывался…

Великая Победа в Великой войне

В этом году исполняется 60 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. — войне, которая была для народов СССР войной справедливой и освободительной. Это была война за свободу и независимость нашей Родины против гитлеровской Германии и ее союзников и являлась важнейшей и решающей частью Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.

 

Советский Союз — основное препятствиек мировому господству германского фашизма

Разработанный план войны против СССР — “План Барбаросса”* — занимал центральное место в завоевательной программе германского фашизма на пути к мировому господству. О том же, что ожидало нашу Родину в случае его успешной реализации, дает представление генеральный план “Ост” — немецко-фашистский план колонизации и германизации Восточной Европы.

Он был разработан в Имперском управлении государственной безопасности (РСХА) под руководством Гиммлера еще в 1940 г. и первоначально касался, в основном, Польши. При нападении на Советский Союз с немецкой педантичностью были разработаны основные фундаментальные положения и принципы колонизаторской политики фашистской Германии на оккупированной территории СССР.

В плане “Ост” рассматривалась задача не только уничтожения Советского Союза, но и вообще лишения народов СССР какой бы то ни было государственной организации в будущем. Это характеризует саму миссию “крестового похода” и “освобождения от коммунизма” германского фашизма.

План “Ост” предусматривал уничтожение, выселение и онемечивание оставшегося населения оккупированных территорий. Предполагалось поэтапно в течении 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31 млн человек из Польши и западных районов СССР.

В частности — 80–85% польского населения, 65% населения Украины, 75% — Беларуси, а также значительную часть (в основном славян) населения Прибалтийских республик. На этих землях предполагалось поселить 10 млн немцев. Оставшееся местное население подлежало онемечиванию.

Этот глобальный план представлял собой квинтэссенцию древней немецкой средневековой практики по отношению к западным славянам в изложении основного специалиста Третьего Рейха по расовым вопросам А. Розенберга, приспособленную к условиям ХХ века.

По плану также предусматривалось уничтожение еще до начала выселения на оккупированных территориях 5–6 млн евреев, а также, в ходе его осуществления, истребление 30 млн русских. О реальности осуществления замысла гитлеровского режима свидетельствует трагедия еврейского народа — Холокост.

С момента прихода к власти в Германии нацистов в 1933 г. и до окончания Второй мировой войны в Европе было уничтожено около 6 млн евреев.

В войне против Советского Союза германский фашизм преследовал цель вполне конкретную — не освобождения, а уничтожения народов СССР в соответствии с “расовой теорией” о превосходстве германской нации, как оправдывающей любые преступления против человечества ради “расширения жизненного пространства”.

 

Великая Отечественная война — беспримерный подвиг нашего народа

В советское время теме Великой Отечественной уделялось большое внимание. Сейчас она не очень популярна, да и в самом названии предпочтение отдается “Второй мировой”. Но хотя бы в День Победы стоит уделить внимание тому Подвигу, ради которого наши деды жертвовали самым ценным — своей жизнью.

Традиционно история Великой Отечественной войны делится на три периода. Первый период — от фашистского нападения до Сталинградской битвы — был самым тяжелым для нашего народа и вооруженных сил.

В результате вероломного нападения фашистской Германии 22 июня 1941 г. над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Факт полной внезапности рассматривался немецкими стратегами как решающий в “Блицкриге” — молниеносной войне, основе плана “Барбаросса”. Под натиском превосходящих сил противника наши войска с тяжелыми боями были вынуждены отступать вглубь страны.

Но уже в упорных приграничных сражениях наши солдаты проявили исключительное мужество, отвагу и самоотверженность. Одним из великих образцов патриотизма и героизма наших воинов с первых дней Великой Отечественной войны является оборона Брестской крепости. Почти месяц небольшие группы советских воинов, лишенные воды, продовольствия, медикаментов, укрывшись в развалинах и подвалах крепости, продолжали упорное сопротивление.

В целом в этот период войска фашистской Германии захватили большую половину Европейской части СССР, на которой проживало более 40% населения, была сосредоточена основная индустриальная и продовольственная база. Но самое главное — в результате была практически уничтожена наиболее боеспособная часть Красной Армии.

Когда говорят о потерях СССР во Второй мировой войне, как-то забывают, что около 40% составляют жертвы среди мирного населения (например, в Беларуси, где фашистами в целях устрашения уничтожались целые деревни), а саму войну выиграли не кадровые военные, а, по сути, резервисты, которых призывали иногда со школьной скамьи.

Это к концу войны Советская Армия, приобретя бесценный боевой опыт, верная союзническому долгу, вступив в войну с Японией, сумела разгромить ее в течении 23 дней (США безрезультатно воевали с ней почти 4 года). А в 1941 – 1942 гг. немецко-фашистские войска казались непобедимыми. По этой причине союзники антигитлеровской коалиции, договорившись об открытии Второго фронта еще в 1942 г., не решались на высадку в Европе до 1944 г., когда исход войны был уже решен, ссылаясь на неприемлемые для себя потери.

Наш народ в ходе Великой Отечественной являл не просто героизм, а героизм массовый, и если этот термин принадлежит эпохе коммунизма, это не значит, что этого явления не было, или что над ним можно глумиться. Среди таких героев и бывший детдомовец — рядовой Матросов, закрывший амбразуру своим телом, и генерал-лейтенант Карбышев — крупнейший в мире специалист по инженерным сооружениям, четыре года проведший в фашистских концлагерях и не согласившийся на сотрудничество с врагом, за что был зверски замучен — превращен в ледяную глыбу.

Во втором периоде, от контрнаступления под Сталинградом (19 ноября 1942 г.) до конца 1943 г. — битвы за Днепр, наступил коренной перелом во всей Великой Отечественной войне. По своему значению и размаху Сталинградская битва 1942–43 гг. превзошла все битвы и сражения в истории человечества. В ней с обеих сторон участвовало более млн чел. Победа в ней положила начало массовому изгнанию немецко-фашистских оккупантов из захваченных земель. И хотя война продолжалась еще более двух лет, дальнейший ход событий был уже в значительной степени предопределен.

В январе 1943 г. был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. А в результате битвы на Курской дуге, летом 1943 г., была сорвана последняя попытка немецкого командования захватить стратегическую инициативу, и началось общее стратегическое наступление Советской Армии по всему фронту.

В этот период активно действовали партизанские отряды и соединения, нанося врагу ощутимый урон разрушением путей сообщения и диверсиями на военных объектах. В это же время произошел перелом и в работе тыла, и в развитии экономики. Общим девизом тыла стал лозунг “Все для фронта — все для победы” и это были не пустые слова. Заменив ушедших на фронт взрослых, за станки стали подростки 14–15 лет — тоже одно из проявлений массового героизма нашего народа.

Наконец в третьем периоде Великой Отечественной войны — начало 1944 г. – 9 мая 1945 г. — перед нашей армией стояла задача завершить освобождение от захватчиков оставшиеся оккупированными территории Советского Союза, оказать помощь народам Европы в освобождении от фашистского ига и закончить войну окончательным разгромом врага на территории самой Германии. Освобождая Европу, советские войска потеряли: на территории Румынии — 69 тыс. чел., Польши — 600 тыс. чел., Югославии — 8 тыс. чел., Чехословакии — 140 тыс. чел., Венгрии — более 140 тыс. чел., Австрии — 26 тыс. чел., Германии — 102 тыс. чел. Согласно плану “Ост”, практически все население Польши подлежало уничтожению, но его спасли наши солдаты, и их стали, вполне оправданно, называть освободителями.

 

Война как горькая расплата за духовно-нравственное состояние общества

Православная Церковь с первых дней Великой Отечественной войны заняла патриотическую позицию, продолжая свою многовековую традицию. Предстоятель Церкви — митр. Сергий (Страгородский) в первый же день войны составил “Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”, призывая народ на защиту Отечества.

26 июня в Богоявленском соборе был совершен молебен о победе русского воинства, по окончании которого Местоблюститель патриаршего престола в своей проповеди указал на причины постигшего нас бедствия, вражеского нашествия — духовно-нравственное состояние общества. При этом он выразил надежду, что, как гроза освежает воздух, так и настоящая военная гроза послужит “к оздоровлению нашей атмосферы духовной”.

Митрополит Сергий, говоря о духовных причинах немецко-фашистской агрессии, о тех нравственных язвах, поразивших наш народ, в святоотеческом духе изложил позицию Церкви. Вполне созвучны с этим взглядом слова свт. Феофана Затворника, рассуждавшего о состоянии общества и причинах кризиса в нем в середине ХІХ в.: “Припомните историю судей Израильских… Как скоро отступали от правил жизни, заповеданных им Богом чрез Моисея и перенимали новые у соседей, тотчас были отдаваемы в плен сим самым учителям их. Когда каялись и возвращались к прежним нравам, Бог посылал им избавителя и освобождал их из-под ига”.

И сказанное святителем о причинах Отечественной войны 1812 г.: “Нас увлекает просвещенная Европа… Но припомним 1812 г.: зачем это к нам приходили французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начали уже забывать тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от грехов, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6, 7)”.

О том, что Церковь именно так рассматривала причины постигшего нашу Родину общественного бедствия, говорит и тот факт, что во всех уцелевших храмах за богослужением, с незначительными изменениями, стали читать молитву, которая была составлена во время Отечественной войны 1812 г.

 

Патриотическая позиция Церкви в Великой Отечественной войне

С патриотическими Посланиями к пастве обращались ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Алексий и Николай. Все страшные дни блокады митр. Ленинградский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой. Он жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, и часто без диакона. За заслуги в организации патриотической работы в годы войны и за послевоенную деятельность в борьбе за мир, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, медалями СССР, в том числе “За оборону Ленинграда”.

По всей стране в храмах проводился сбор средств на нужды обороны, содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на создание танковой колонны им. Димитрия Донского. Чуть позже на средства Православной Церкви была создана эскадрилья им. Александра Невского.

Великая Отечественная, помимо тяжкого испытания для нашего народа, явилась и промыслительным действием Божиим в судьбе Православной Церкви. На 1943 г. планировалось окончание “безбожной пятилетки”, в результате которой коммунистический режим собирался навсегда покончить с религией. Но, согласно непреложному слову Божию, “Бог поругаем не бывает” (Гал 6, 7). И по инициативе главы атеистического государства 8 сентября 1943 г. был созван Архиерейский Собор, избравший Предстоятеля Церкви — Патриарха. Им стал Сергий (Страгородский).

Собор также вынес постановление, осуждающее изменников Родины, рассматривая борьбу с агрессором как общецерковное дело: “Всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана”. На Соборе присутствовало 19 архиереев, почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Некоторых, по личному указанию Сталина, доставляли на военных самолетах.

Православная Церковь, всегда разделявшая судьбу своего народа и благословившая всенародный подвиг Великой Отечественной, не оставляет без молитвенного поминовения и тех, кто отдал свою жизнь ради Победы. Определением Собора РПЦ (29.11–4.12.1994 г.) установлено совершать в День Победы — 9 мая (26 апреля) — особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Александр Кукуишко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu