Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Храм Державной иконы Божией Матери (на Южной Борщаговке)

Открыт в 2012 году. Храм находится в арендованной комнате на втором…
Публикации

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

Выбор жениха и невесты

Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир, в…

Преподобная Мария Египетская

Многие святые с юных лет сияли добродетелями и сохраняли душевную чистоту до…

Ветхозаветная Пасха как прообраз Пасхи Новозаветной

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого — обещали Спасителя. Блаж. Августин

Ветхозаветная Пасха для евреев была событием огромного значения. Она стала для них точкой отсчета нового времени, началом богоизбранности этого народа. Для нас же, христиан, ветхозаветная Пасха стала прообразом истинной новозаветной Пасхи.

Установление ветхозаветной Пасхи теснейшим образом связано с историей еврейского народа. Ее учреждению предшествовали казни, посылаемые Господом на нечестивых египтян. Когда прошло девять казней, а десятая не постигла египтян, тогда и была установлена Богом ветхозаветная Пасха.

Установление Пасхи начинается с повеления Божия об изменении летоисчисления: “Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” (Исх. 12, 2). Речь идет о знаменательной перемене, произошедшей в исчислении времени. Обыкновенный гражданский год шел своим порядком, как вдруг Бог Своим повелением прервал его течение ради Своего народа, этим как бы давая понять, что народ вступает в новый этап жизни с Богом. Предыдущая история Израиля утрачивала свое значение, и ветхозаветная Пасха должна была стать первым шагом к новой жизни. С этого момента у евреев первым месяцем года будет считаться авив — месяц колосьев, который приходится на апрель-май. После плена, согласно вавилонской терминологии, он был назван “нисан”.

Исход евреев из Египта положил начало новой жизни, возникла возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования.

Далее Господь через Моисея повелевает евреям, чтобы в 14-й лунный день этого весеннего месяца в каждой семье закололи ягненка и его кровью помазали входные двери своего дома: “...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах...” (Исх. 12, 3, 7). Здесь же указываются требования к выбираемому ягненку: “Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз” (Исх. 12, 5). Мясо следовало приготовить на огне и вкушать в эту же ночь “с горькими травами” (см.: Исх. 11, 8). При этом Господь говорит евреям: “Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня” (Исх. 12, 11).

Как видно из книги Исход, праздник Пасхи начинался вечером, точнее между двумя вечерами: первый — когда солнце начинало заходить, второй — когда наступала полная темнота. Пасха — по-еврейски “песах”, что переводится как “прохождение”. Кроме буквального смысла, у этого слова есть и скрытый — “пощади их”. В древности кровь являлась символом искупления, очищения и примирения. Таким образом, веление Господа — это помилование еврейских первенцев, которых минует губитель, проходя мимо домов, двери которых намазаны кровью агнца.

Праздник Пасхи называется вечным установлением потому, что он должен был совершаться до конца Ветхого Завета, а также потому, что являлся прообразом новозаветной Пасхи, символом которой был ветхозаветный агнец.

В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения евреев, оставляющих Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительное приношение. Заклание агнца и помазание кровью домов — выкуп за еврейских первенцев. Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи указывало на единение между собой и с Богом через жертвенную трапезу.

С Пасхой тесным образом связаны праздник опресноков и закон о посвящении первенцев (см.: Исх. 12, 15; 13, 2-4). Агнца следовало есть с опресноками — пресным, не вскисшим хлебом. Невсквашенный хлеб символизирует быстрое исшествие из Египта. Горькие травы — это горькая доля плена. Дается также указание: “не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне” (Исх. 12, 10).

Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано Самим Господом: “Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской” (Исх. 12, 17). Опресноки должны были напоминать следующим поколениям об этом, а в более частном смысле — о поспешности выхода. Квасное, как заключающее в себе начало разложения, обозначало нравственную порчу, а опресноки — чистоту. Отсюда — запрещение вкушать все квасное 7 дней праздника. Оно предуказывало требуемую чистоту веры в Истинного Бога и предостерегало от закваски языческой (египетской).

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев пророк Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетованную. Первенцы из нечистых животных должны были заменяться чистыми или же денежным выкупом, как за первенцев человеческих. В нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указал на святость и чистоту, требуемую от избранного народа. Евреи, избавленные от рабства у язычников, должны были всецело посвятить себя Богу, выделить первенцев, которые имели тогда большие права и преимущества.

В законе о первенцах сокрыт духовно-таинственный образ Христа как перворожденного Слова. Как Первенец, Он был Пречистой Матерью посвящен Богу и избавил от смерти мир, совершил освящение всего человечества, став Первенцем из мертвых.

Ветхозаветная Пасха явилась прообразовательной, в ней была сокрыта Пасха новозаветная, и все действия и установления ее прообразовали события Пасхи Нового Завета. “Агнец, — говорит Кирилл Александрийский, — долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий”. Выражение “от вечности предопределен” переносит нас в глубину веков и показывает нам Бога, предначертывающего Свои планы искупления и любви, всецело основанные на искупительной силе непорочного и драгоценного Агнца.

Великие намерения любви Божией существовали до того, как был вызван к существованию мир, до появления сатаны и греха. Поэтому, как только Бог начинает говорить и действовать, Он всегда в соответствующем прообразе представляет нам Того, Кто должен был искупить род человеческий. И, исследуя богодухновенные Письмена, мы видим, что всякий обряд, всякая церемония, всякий обычай и всякое жертвоприношение заранее указывали на Агнца Божия, “Который берет на Себя грех мира” (см.: Ин. 1, 29, 36); особенно явственно указывает на Него праздник Пасхи. Пасхальный агнец представляет собой один из наиболее типичных и поучительных прообразов Писания.

Эта истина нам иносказательно представлена в том факте, что агнец сохранялся с десятого до четырнадцатого дня месяца. Агнец этот был, несомненно, прообразом Христа, на что особенно ясно указывается в следующем изречении: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7) — “зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас” (1 Пет. 1, 18–20).

Кости агнца не сокрушались потому, что: “...да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится” (Ин. 19, 36; Исх. 12, 10). Все требования, которые предъявлялись к выбору агнца, по указанию свв. отцов Церкви, ясно изображали Иисуса Христа. Совершенство агнца — это совершенство Христа не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, “которое помазано Божеством”. Непорочность агнца — это непорочность Христа, потому что Он врачует нас от греха и взял на Себя грехи наши, Сам же не подвергся ничему, требующему врачевания.

“Агнец берется единолетен, как Солнце Правды”, — говорит св. Григорий Богослов. Время заклания совпало со временем распятия Христа. “Он (Моисей), — говорит св. Ириней, — знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху”.

“В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте”, — замечает прп. Ефрем Сирин. Горькие травы знаменуют для христиан образ страданий, которые они должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца — образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский).

Итак, агнец, хранимый с десятого до четырнадцатого дня, прообразно представляет нам Христа, предназначенного Богом от вечности, но явленного нам в последнее время, а одно собрание общества Израильского с одной жертвой прообразовало Новозаветную Церковь Христову вокруг одной Жертвы Божественной Евхаристии (см.: Исх. 12, 6). Как Израиль собрался вокруг Агнца, так Церковь Христова собирается вокруг Евхаристии, в которой пребывает Сам Христос.

“Вкушение пресных хлебов, — пишет св. Кирилл Александрийский, — указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни”. Поэтому вкушать Святую Евхаристию можно только с чистой совестью и памятуя о крестных страданиях Христа Спасителя.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Святая Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца — Господа Иисуса Христа.

Из всего вышесказанного следует, что Пасха ветхозаветная явилась прообразом нашего спасения, и как в ней ангел прошел мимо домов, окропленных кровью агнца, так и мы избавляемся от вечной смерти, принимая искупительную Жертву Христа, Его Пречистую Кровь.

В празднике Пасхи ярко отразилось, прообразовалось единство истинной Церкви Христовой, единство “одного тела и одного духа” (см.: Еф. 4, 4). Бог сохраняет только истинную, правоверующую Церковь, которая пребудет “до скончания века” (см.: Мф. 28, 20).

Протоиерей Виталий Косовский, академик, доцент КДА, секретарь Киевской Митрополии

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu