Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в диагностическом центре, на Минском массиве)

Храм в Диагностическом Центре был открыт 12/25 декабря 2003 г. в…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…
http://domnabali.com Снять виллу на Бали цена
domnabali.com
Жк элегант краснодар застройщик
У нас все застройщики - в одном месте! ЖК Олимпийского Парка на любой вкус
jhk-elegant.ru
Рулонный газон
Рулонный газон. Продажа растений, рулонного газона
vipgazon.ru

Публикации

Апостольское служение Предстоятеля

Апостольское служение обращено к вечности — но осуществляется в определенном…

Обращение Митрополита Владимира в связи с началом нового учебного года

Школьные годы — особый период в жизни каждого человека. С одной стороны, это…

“У жертву Богові треба приносити все найкраще, в тому числі і найкращі роки життя”

У чому полягає молодіжна робота в Церкві? Це, перш за все, місія серед таких же…

Воскресение Господа Иисуса Христа — это истина и тот фундамент, на котором основана христианская религия. По учению Православной Церкви, Воскресение Христово венчает собой весь путь земного общественного служения Иисуса Христа, которым свидетельствуется Его Божественное достоинство, а вместе с тем и Божественное происхождение самого христианства.

 

Богодухновенность Священного Писания и его истинность

огласно Священному Писанию, верующие впервые стали называться христианами после годичной проповеди учения Христова апостолами Павлом и Варнавой в Антиохии: “Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами” (Деян. 11, 26). Постоянно сопровождаемая чудесной Божией помощью (см.: Деян. 11, 21) проповедь ап. Павла, как и прочих апостолов, была “об Иисусе, что Он есть Сын Божий…что Сей есть Христос” (Деян. 9, 20, 22) — Обещанный и Ожидаемый многими поколениями израильского народа Спаситель мира. Вера же апостолов в Иисуса Христа как Сына Божия — основа их проповеди — была окончательно утверждена Его Воскресением после Крестной смерти.

Основным источником, из которого известно о Христовом Воскресении, является Священное Писание (хотя есть и другие многочисленные свидетельства современников). Православная Церковь рассматривает Библию как книгу, содержащую в себе учение религиозного порядка, Богооткровенную истину. Для ветхозаветной Церкви, разделявшей Священное Писание на Закон и Пророков (о чем говорит и Спаситель (см.: Мф. 22, 40)), Закон был писанием, которое продиктовал Сам Господь, а голос пророков — голосом Самого Всевышнего. Иудейский историк Иосиф Флавий, отражая этот взгляд, определенно говорит, что все, кто писали Библию, писали “по вдохновению Божию”. О том же пишут и апостолы: ап. Павел: “все Писание богодухновенно” (2 Тим. 3, 16) и ап. Петр: “но изрекали его (пророчество) святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1, 21). Такого же мнения придерживались все святые отцы и учители Церкви.

Для выражения Слова Божия Святой Дух не уничтожал и не насиловал способностей тех, кому суждено было это делать. Священное Писание не диктовалось писателям в состоянии транса, подобно древним и современным языческим прорицателям, — все  писавшие Библию не утрачивали ни своей личности, ни характерных черт, ни своего таланта, ни манеры изложения. Этим богодухновенность коренным образом отличается от всех прочих “вдохновений”. Отличие христианства в том, что основоположники остальных религий не могут идти ни в какое сравнение ни с нравственным обликом Христа, ни с Его Всемогуществом, выразившимся в Его Воскресении.

 

Уникальность Воскресения Христова как Чуда

Православная Церковь рассматривает истинные чудеса как необъяснимый для понимания факт, как дела, которые не могут быть сделаны силой или искусством человеческим, а только всемогущей силой Божией. Истинные чудеса отличаются от ложных, совершаемых по абсолютно другим мотивам. Если проанализировать евангельские чудеса, совершенные Иисусом Христом (а их насчитывается более 30-ти),  можно заметить, что Он никогда ими не пользовался для личной выгоды. Ярким примером этого является отказ Спасителя сотворить чудо и сойти со Креста, как, насмехаясь, предлагали Ему злословящие Его (см.: Мф. 27, 41–43; Мк. 15, 31–32; Лк. 23, 35). Все чудеса Христовы были проявлением любви, милосердия и сострадания. Они вели людей к вере, покаянию и спасению. Свидетели чудес Христовых “удивлялись величию Божию” (Лк. 9, 43), “Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?” (Ин. 7, 31).

Безусловно, достойно благоговейного удивления обилие и величие чудес, сотворенных Иисусом Христом в Его земной жизни, которых, по свидетельству евангелиста Иоанна Богослова: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими…но если писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 20, 30; 21, 25). Но все эти чудеса, даже самые поразительные из них — воскрешение мертвых (к жизни временной) — творили и пророки (Илия, Елисей, некоторые из апостолов). Но нигде не повествуется, и никогда не было известно, чтобы кто-то воскресил самого себя. Воскреснуть самому, своей собственной силой, как Воскрес Христос, причем не ко временной жизни, а к жизни в вечности, — это было возможным только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть Бог, беспредельно простирающий Свое владычество над жизнью и смертью. Воскресение Христово — это чудо, не имеющее аналогов. Как говорит об этом ап. Павел: “открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых” (Рим. 1, 4).

 

Воскресение Христово — подвиг искупления

Помимо этого, Воскресение Христово является само по себе убедительнейшим доказательством реально совершенного Им дела искупления рода человеческого. Из-за грехопадения прародителей человечество, подпадая под осуждение Божие, было ввергнуто в бездну горя, болезней, страданий и смерти. Своим Воскресением Иисус Христос, явив Свою Божественную силу, доказал, что навсегда меняет установившийся в земном мире порядок вещей. Как говорит ап. Иоанн Богослов: “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1 Ин. 3, 8).

Если бы Христос так и остался во гробе, тогда Его смерть являлась бы в человеческом сознании высоким и беспримерным мученичеством за идею. Смерть Иисуса Христа в таком случае могла бы вызывать только слезы сострадания, но никак не была бы Искупительной Жертвой. И тогда Крест являлся бы только орудием позорной и мучительной казни, а не всепобеждающим символом христианской веры. Но грех и связанное с ним осуждение на вечную смерть потеряли свою силу над человечеством с Воскресением Христовым. По словам ап. Павла: “Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим. 8, 1–2).

 

Сошествие Спасителя во ад

Православной Церковью в неразрывной связи с Воскресением Христовым рассматривается факт Его сошествия во ад, кратко выраженный в церковном песнопении, характеризующем вместе с тем также всемогущество и запредельность познания человеческим разумом Его Божественного достоинства: “Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный”. Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос сошел во ад не в одухотворенном и прославленном Своем Теле, каким явился после Воскресения Своим ученикам, но только Своей человеческой душой, когда Тело Его покоилось во гробе.

Согласно Библии, ад является загробным состоянием душ после смерти. Само понятие ада в Священном Писании употребляется в нескольких значениях. В одних случаях этим словом обозначается гроб или могила (см.: Быт. 42, 38; Пс. 6, 6), в других — место и состояние, общее для всех умерших, без различия праведных и грешных (см.: Быт. 37, 35; Пс. 88, 49; Ис. 14, 15), где все равны (см.: Иов. 3, 13–19; Ис. 14, 9–11). Это место, или преисподняя, изображается то в виде некоего всепоглощающего чудовища (см.: Притч. 1, 12; Ис. 5, 14), то в виде страны, лежащей в глубине земли и исполненной мрака и смертных теней (см.: Иов. 10, 21–22; Пс. 48, 20; Притч. 9, 18), то в виде подземного царства, где смерть владычествует над умершими как над пленниками (см.: 2 Цар. 22, 6; Пс. 17, 5–6).

По учению Православной Церкви, Иисус Христос разрушил силу смерти и Своим сошествием изгнал адскую тьму. А проповедью Евангелия душам всех умерших, не только ветхозаветных праведников, с верою Его ожидавших, но и всех тех, кто пожелал идти за Ним как за Освободителем, отверз вход в Царствие Небесное.

Искупление Спасителя без явления Его в царстве мертвых не было бы законченным и универсальным. Оно коснулось бы лишь небольшой части живых, а все остальное человечество, отошедшее в загробный мир ранее, было бы оставлено во власти вечной тьмы. В новозаветное время, после Воскресения Христова, понятие “ад” употребляется для обозначения вечного осуждения, вечной погибели и вечного мучения, на которые будут осуждены грешники делами своей временной, земной жизни.

Подтверждением учения Церкви о сошествии во ад Спасителя после Крестных Страданий  и приобщении к Искуплению Его дохристианского загробного мира являются слова ап. Петра: “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умервщлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды” (1 Пет. 3, 18–20).

Следует отметить, что современники Ноя были настолько неисправимы в своем неверии и нечестии, что только применительно к ним и к недостойному царю Саулу в Библии употребляется выражение “раскаяние Божие” (см.: Быт. 6, 6; 1 Цар. 15, 11, 35).

И это дает представление о неизреченном милосердии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, обращавшегося с проповедью покаяния даже к, казалось бы, неисправимым грешникам.

 

О всеобщем воскресении мертвых

Своим Воскресением, как и всей совокупностью благодатных действий Бога — Спасителя человечества от греха, вечного осуждения и смерти, называемым в православной традиции Божественным домостроительством человеческого спасения, Господь Иисус Христос, не для Себя Воскрес, но, как говорит ап. Павел: “воскрес для оправдания нашего” (Рим. 4, 25), “чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” (Рим. 14, 9). Победив Своим Воскресением смерть, “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6, 9).

И, умерев однажды как Богочеловек за все человечество, вне каких-то временных рамок, Христос Своим Воскресением положил начало победы над смертью всего искупленного человечества. В этом заложено, как учит Православная Церковь, основание всеобщего воскресения мертвых. Апостол Павел поясняет это следующим образом, проводя аналогию с праотцем Адамом: “Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 21–22).

Как через грехопадение прародителя Адама в человечество вошел закон всеобщей смерти, так через восстановленное Спасителем достоинство человеческой природы и ее воскрешение

в Воскресении Христовом входит закон всеобщего воскресения: “Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба…И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного” (1 Кор. 15, 47, 49), “Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его” (Флп. 3, 21).

 

Воскресение Христово в исторической перспективе

Факт Воскресения Иисуса Христа — беспримерное событие всей мировой истории. Его отрицание, как и всякое отрицание чудес Божиих, служит лишь оправданием для неверия. Во всей древнейшей христианской литературе нет даже намека на то, чтобы в апостольское время противниками христианства была сделана попытка  отрицания или расследования дела для доказательства неосновательности Воскресения Христова.

Все древние партии и направления в христианской Церкви, расходясь между собой подчас даже в таких важных вопросах, как Личность Иисуса Христа, Его земное служение, Его авторитет в Царстве Божием, все же не отвергали Его Воскресение. Сама вера может служить свидетельством достоверности факта Воскресения Христова, — она не была ни секретной, ни тайно проповедуемой. Наоборот, она открыто распространялась в Иерусалиме — городе, где был распят ее Основатель.

Спустя 10 лет после Крестной смерти Иисуса Христа в Иерусалиме поднялось страшное гонение на христиан, в котором была истреблена четверть членов Церкви Христовой. Казалось бы, представился удобный случай разоблачить обман или вымысел, лежащий в основе христианской веры, однако не было сделано даже попытки этого. Наоборот, виднейший из гонителей христиан, знаменитый своей образованностью ап. Павел обратился в христианство и стал его ревностным проповедником.

И, наконец, сама сила веры в Воскресение Христово, ставшая первостепенным фактором в истории развития человечества, ее распространенность во всем цивилизованном мире — ясное и достоверное доказательство его истинности.

Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua