Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…
Ковка черноголовка
Художественная ковка металла. Статьи о ковке. Художественная ковка
plitkaschelkovo.ru
Купить чайник винзер
Выгодная цена на электрические чайники! Гарантия и качество
posudamaster.ru

Публикации

“И где бы я ни шел, я все стою у дверей”

Разбивать стереотипы — работа неблагодарная. Но некоторые из них настолько…

Сила Божия в немощи совершается

В 4-е воскресенье по Пасхе — в Неделю о расслабленном — Церковь напоминает нам…

Кто принес в Украину веру бахаи

Вопрос стремительного развития неорелигий является одним из самых главных для…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

?В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он был Богом. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями.

Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги — она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология — учение о спасении человека.

Согласно учению Православной Церкви, Господь Бог наш Иисус Христос — Богочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенное Божество и совершенное человечество.

В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем, лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” (Ин. 3, 16, 18).

Однако, наряду с признанием Иисуса Христа истинным Богом и истинным Сыном Божиим, неотъемлемым признаком спасающей веры есть признание реальности факта Боговоплощения — наличия в Иисусе Христе истинной человеческой природы. Об этом пишет ап. Иоанн Богослов: “Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста” (1 Ин. 4, 2-3).

Святая Церковь на IV Вселенском Соборе 451 г. в принятом определении о двух естествах в одном Лице Иисуса Христа дает точное выражение учения об образе соединения Божественной и человеческой природы Спасителя “совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого”.

Для осуществления спасения человечества было необходимо, чтобы воплотившийся Сын Божий воспринял человеческую природу во всей ее полноте. Как пишет св. Ириней Лионский: “Господь наш Иисус Христос стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим”. Свт. Григорий Богослов кратко формулирует сам смысл Боговоплощения — принятия плоти Сыном Божиим: “Невоспринятое не уврачевано”.

Святая Церковь исповедует во Христе две полные природы — Божество и человечество, но лишь одну Ипостась — Ипостась Бога Слова. Человечество в Спасителе не имеет какой-то особой, отдельной личности, но оно было воспринято в единство Его Божественной Ипостаси. Каким именно образом это произошло, святые отцы считают непостижимым для человеческого разума.

Учение о призрачности Богочеловека Иисуса Христа и Его страданий, о том, что Он только казался человеком — докетизм — известно еще с первых веков христианства. Но это учение не христианское, а гностическое. Гностицизм — это совокупность теософских систем, в которых основные факты и само учение христианства, взятые отвлеченно от их исторической почвы, пытались толковаться через призму языческой мудрости.

В докетизме нашло отражение не христианское, а языческое (свойственное религии персидского зороастризма) воззрение на материю как причину зла в мире и прямое противопоставление ей духа. Однако при таком взгляде полностью извращается не только значение Искупительной Жертвы Спасителя, но и сама сущность христианства.

Появление данной литературы в наши дни обусловлено насаждаемым интересом к некоему “тайному знанию” (в частности, к теософии) и неграмотностью современного общества в религиозных вопросах.

 

?Я всегда думала, что слово “Пасха” еврейского происхождения, да и преемственность ветхозаветной и новозаветной Пасхи очевидна, но недавно услышала другую версию, где говорится о греческом происхождении слова.

Общепризнанным считается еврейское происхождение христианского слова “пасха” как эллинизированной формы от еврейского слова “песах” — “проходить мимо”. Как главный христианский праздник в честь Воскресения Христова, новозаветная Пасха всегда рассматривалась в связи с ветхозаветной.

Согласно новозаветному пониманию, ветхозаветный пасхальный агнец как жертва Богу прообразовал Иисуса Христа, Который есть “Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира” (Ин. 1, 29), “закланный” (Откр. 13, 8) от сложения мира, принесший Себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти, как говорит ап. Павел: “Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7).

Заклание и вкушение ветхозаветного агнца были прообразами страдания и смерти Господа Иисуса Христа и вкушения Его Тела и Крови в Таинстве Причастия. Даже ветхозаветный запрет ломать кости пасхального агнца ап. Иоанн Богослов рассматривает как пророчество о том, что Иисусу Христу не перебьют голеней, как прочим, кто был распят с Ним (см.: Ин. 19, 33–36).

Но из такого же понимания ветхозаветной Пасхи и пасхального агнца как прообраза Иисуса Христа, а также из того, что у евреев было и другое название Пасхи — праздник опресноков (“хаг-аммацот”), уже со ІІ в. некоторые отцы и учителя Церкви (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, Тертуллиан) производили христианское название “Пасха” от греческого слова “пасхин” — “страдать”.

С утверждением христианства в Римской империи второй вариант получил широкое распространение, особенно в народной среде. Учитывая то, что противоречий в трактовке самой сути праздника это не вызывало и являлось второстепенным вопросом, святые отцы не возражали и против греческого варианта, как об этом писал, например, в одном из  своих Пасхальных Посланий свт. Григорий Назианзин.

 

?Скажите, почему Пасхальное богослужение совершается ночью?

Бдение в пасхальную ночь, безусловно, берет начало еще со времен апостольских. Однако письменные свидетельства об этом встречаются не ранее ІІІ века. Это обусловлено гонениями на Церковь в первые века христианства.

Церковные писатели Лактаций и блж. Иероним в качестве основания пасхального всенощного бдения приводят древнее благочестивое предание о том, что Второе пришествие Христово совершится именно в пасхальную ночь.

В частности, блж. Иероним пишет: “У иудеев есть предание, что Мессия придет в полночь подобно тому, как во времена египтян, когда праздновалась Пасха и пришел истребитель, и Господь прошел мимо сеней, и кровью агнца были освящены перекладины наших фасадов. Посему я полагаю, что это апостольское предание — в день Пасхального бдения ранее полуночи не отпускать народа, чающего пришествия Христова, и только когда это время пройдет, заручившись безопасностью, совершать всем праздник”.

Лактаций, в свою очередь, добавляет: “Это ночь, в которую совершается у нас бдение ввиду пришествия Царя и Бога нашего; значение этой ночи двойное — что в нее Он получил жизнь, когда пострадал, а после получит Царство над вселенной”.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua