Православные храмы

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Публикации

Обитель милосердия

В Немировском Свято-Троицком ставропигиальном женском монастыре Тульчинской…

Как пригласить священника

Бывают ситуации, когда священника необходимо пригласить в дом для совершения…

Ікона в житті Православної Церкви

Ікона є невід’ємною і важливою частиною православної традиції. Ікони настільки…

Вторник. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный.
Древний православный обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV в.
Для чина Воздвижения рекомендуется особый, специально для этого предназначенный Крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года. Лучше всего, если Крест будет большой по размеру, писанный на дереве или резной деревянный, чтобы самым своим материалом напоминать о «Треблаженном Древе, на немже распяся Христос...».
9-й час — по обычаю.
Перед началом малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Трисвятое по «Отче наш». После возгласа поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Слава, и ныне» — кондак Кресту: «Вознесыйся на Крест волею...». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие поставляет на горнее место престола, где оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

На великой вечерне «Блажен муж» — не поется.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й — 8. «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...».
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника — 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 4-й: «Честнаго Креста, Христе...».
На стиховне стихиры праздника, глас 5-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей...».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом (величание поется в алтаре пред Крестом, лежащим на престоле). Седален по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Евангелие — праздника (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...». Царские врата затворяются. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов...». Стихира праздника, глас 6-й: «Кресте Христов...». (Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.)
Канон праздника на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Крест начертав...».
По 3-й песни — седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника так, как это указано в Минее. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень».
По 9-й песни — светилен праздника: «Крест, хранитель всея вселенныя...» (дважды). «Слава, и ныне» — ин светилен праздника: «Крест воздвизается днесь...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й — 4. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Днесь происходит...».
Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель совершает с диаконом троекратное каждение окрест престола, на котором лежит Крест. По окончании великого славословия при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже...») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до Царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды: «Спаси, Господи, люди Твоя...». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает окрест него троекратное каждение.

ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА


В соборах и в приходских храмах, по благословению епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста.
После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит лицом к Кресту, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже...», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.
Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».
В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.
При соборном служении два сослужащих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. В воду можно добавить несколько капель розового масла или иных ароматов, но не духов или одеколона. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся после службы.
После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.
Третье воздвижение, лицом к югу, совершается, как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о оставлении грехов великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина и отца нашего Владимира, Блаженнейшего Митрополита Киевскаго и всея Украины, и господина Высокопреосвященнейшего (Преосвященнейшего), имя рек (поминается правящий архиерей), и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси».
Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отцех и братиях наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».
После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» — кондак Кресту: «Вознесыйся на Крест волею...». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем священнослужители поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», с земными поклонами, затем хор повторяет трижды, и далее стихиры Кресту, и совершается помазание елеем из лампады у Креста. Диакон произносит ектении: «Помилуй нас, Боже...» и «Исполним утреннюю молитву...». Окончание службы по обычаю.
Если чин воздвижения не совершается, то иерей, окадив аналой со святым Крестом, трижды поет: «Кресту Твоему...» (каждый раз завершая пение земным поклоном). Это песнопение трижды повторяют певцы, совершается поклонение Кресту, целование его и помазание елеем при пении стихир, глас 2-й: «Приидите, вернии...» и проч. Ектении: «Помилуй нас, Боже...» и «Исполним утреннюю молитву...» и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...».
На всех часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь праздника. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника.
Примечание. Рядовые чтения переносятся на вторник 15 сентября.
Вместо «Достойно» — припев: «Величай, душе моя...» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...» (до отдания).

С 15 по 20 сентября — попразднство Воздвижения Креста Господня.

Службы совершаются только по Минее (кроме воскресенья).
В этот период на Литургии на входе поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа» (кроме воскресенья). Прокимен, аллилуиарий, причастен — праздника, а также святому, если есть. Задостойник праздника. Во все дни на отпусте добавляется: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...».

21 сентября — отдание праздника Воздвижения.
Примечание. «И по скончании целования Честнаго Креста поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me