Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Публикации

Правда о “Свидетелях Иеговы”

Cекта “Свидетелей Иеговы” появилась в ХІХ веке и ничего общего со Святой…

Познавательные способности души в “Мистагогии” прп. Максима Исповедника

“Мистагогия” (букв. “тайно-водство”) — трактат о Боге, мире, Церкви, человеке и…

Cвятые горы Украины

Настоятель Святогорского монастыря, архимандрит Арсений, в 1851 г. прямо…

Митрополит Макарий, по выражению известного историка Е. Е. Голубинского, “представляет собою высшего пастыря нашей Церкви, знаменитейшего из всех, которые были прежде него и которые были после него”.

Это был собиратель духовных сокровищ на Руси, много потрудившийся для прославления отечественных святых (при святителе было прославлено больше святых, чем за все время от принятия христианства на Руси), патриот Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, иконописец, молитвенник и строгий подвижник.

К сожалению, о родителях и детстве святителя почти ничего неизвестно. Родился свт. Макарий в Москве около 1482 г. в благочестивой семье и при крещении был наречен Михаилом — в честь Архистратига Небесных Сил Бесплотных. Отца Михаил лишился очень рано, а мать, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда же, по примеру матери, посвятить себя служению Богу решил и юный Михаил.

Род святителя не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного звания. Дальним родственником Михаила по материнской линии был прп. Иосиф Волоцкий (†1515 г.). Юноша, так же как и игумен Волоколамской обители, принял постриг в монастыре прп. Пафнутия Боровского (†1477 г.) с именем Макарий — в честь знаменитого пустынника Макария Египетского (†391 г.). В жизни Макария многое было связано с именем прп. Иосифа Волоцкого, хотя свидетельств того, что великие святые земли Русской встречались, нет. Исследователи отмечают, что святитель всю жизнь оставался ревностным последователем учения Волоколамского игумена.

Пройдя последовательно все духовные степени, в 1523 г. Макарий стал наместником Лужецкого монастыря под Можайском. Преуспев в устроении монашеской жизни в обители, архимандрит Макарий в 1526 г. вступил тогда на крайне шаткую Новгородскую кафедру, в течение 17 лет пребывавшую без епископа. Здесь святитель и начал свой труд, принесший ему впоследствии славу устроителя церковной жизни.

 

Владыка Новгородский

На втором году архипастырского служения, в 1528 г., свт. Макарий, следуя Уставу прп. Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, а также исполняя постановления Московского Собора 1503 г., ввел во всех новгородских монастырях общежительный устав. Параллельно святитель вел миссионерскую деятельность среди северных народов и широкую реставрационную работу. При свт. Макарии в одном только Новгороде было построено и обновлено около 40 храмов. В том же 1528 г. свт. Макарий, сам будучи очень искусным иконописцем, поновил великую новгородскую святыню — икону Божией Матери “Знамение”.

В 1529 г. святитель принял на себя великий труд сбора и систематизации отечественного календарного агиографического года в единый корпус Четий Миней, впоследствии названных Макарьевскими. Этому труду владыка посвятил 12 лет. Ранее ежемесячное чтение Четий Миней включало почти исключительно жития святых и некоторые поучения. Святитель Макарий объединил усилия книжников, переводчиков и писцов, чтобы собрать из разных городов, перевести и исправить, переработать или написать заново сотни священных книг, слов, житий, посланий и церковных актов.

Макарьевские Минеи состояли из 12 рукописных томов объемом более 13 тыс. листов большого формата. “…Именем митр. Макария можно обозначить целую эпоху в истории древнерусской агиографии”, — пишет проф. В. О. Ключевский. В 20-летнее правление митр. Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем за все время после нашествия монголов (т. е. более нежели за 300 лет), а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза более (Е. Е. Голубинский).

Великую заботу проявлял святитель ко своей пастве, одинаково относясь к бедным и богатым, к малым и великим. Отдельного упоминания заслуживают взаимоотношения Новгородского владыки с великим подвижником XVI в. — прп. Александром Свирским (†1533 г.), подвизавшимся в пределах Новгородской епархии. Святитель Макарий чтил преподобного за труды и подвиги, за которые Сам Господь почтил его, как ветхозаветного Авраама, Троическим снисхождением — посещением. Перед кончиной прп. Александр поручил свт. Макарию свою братию и обитель, испросив для святителя благословение Божие. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит Макарий повелел написать житие святого, а еще через два года, на Соборе 1547 г., Александр Свирский был канонизирован.

Современником свт. Макария был и другой известный святой — Василий Блаженный (†1557 г.), неоднократно бывавший на службах, которые совершал Новгородский епископ. Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. Интересно, что в Покровском соборе (в храме Василия Блаженного) был устроен и первый храм в честь прп. Александра Свирского, освященный свт. Макарием в 1560 г.

 

Избрание на митрополию

В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Ко времени избрания на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы свт. Макарию было уже около 60 лет.

С этого времени заботами святителя было охвачено все обширное государство. Крепнувшее с каждым годом Московское княжество являло всему миру ни от кого не зависимый Православный мир. Придерживаясь идей прп. Иосифа Волоцкого, свт. Макарий выступал за сильную самодержавную власть. Через 50 лет после взятия турками Константинополя, в правление Василия ІІІ (1479–1533 гг.), который был прямым потомком византийских императоров, в народе укоренилось мнение о Москве как о Третьем Риме и о московском государе — как о единственном во всем мире царе христианском. И в 1547 г. сын Василия, Иоанн IV, оставшийся в истории как Грозный, решился наконец формальным образом воспринять титул царя через торжественное венчание на царство. Практически все историки склонны считать, что инициатива этого решения исходила от свт. Макария, который и венчал первого русского царя.

Вскоре царь Иоанн Васильевич начал подготовку к походу на Казанское ханство. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе, о чем владыка и поведал царю, благословляя его на это дело. После того как войско вернулось из похода, в Москве был построен и освящен свт. Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он был воздвигнут в благодарение Богу за дарованную Им победу над нехристианским миром. “Ибо казанцы всегда неповинно проливают кровь христианскую и оскверняют и разоряют святые Божии церкви, православных христиан в плен расхищая и рассеивая по всему лицу земли”, — свидетельствует летопись.

Все годы пребывания свт. Макария на кафедре Московской митрополии отмечены устроением всех сфер церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, вопросы церковного пения и многие другие святитель всегда выносил на всеобщее Соборное обсуждение.

 

Стоглавый Собор

Самым знаменитым Собором эпохи свт. Макария был Собор 1551 г. — Стоглавый. Свое название он получил из-за разделения предметов рассуждения на 100 глав. На Стоглавом Соборе присутствовали все епископы, многие архимандриты, игумены и строители монастырей, пустынники и старцы из простых монахов, представители белого духовенства.

Соборных совещаний требовало положение не только Церкви, но и государства. На церковной жизни отражались беспорядки в стране, чинившиеся боярами при малолетнем Иоанне Васильевиче. До поставления свт. Макария на митрополичью кафедру с нее течение трех лет были низвергнуты два первосвятителя. Явное пренебрежение христианскими обязанностями, нарушение церковных уставов, нравственные беспорядки в среде духовенства, часто увлекавшегося смутами правления, отчужденность между пастырями и паствой ясно отражены в документах Стоглава. Естественно, что для наведения порядка требовалось составить свод правовых норм, которые определяли бы внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с государством и обществом.

Стоглавым Собором 1551 г. свт. Макарий стремился упорядочить церковные дела. Как пишет проф. Е. Е. Голубинский, “чтобы Церковь, быв очищена от всех недостатков во всех сферах и частных видах своей жизни, стала после того как бы новою и возрожденною Церковью и начала новый, лучший период своего существования”. Стоглавый Собор не рассматривал догматических вопросов и не ставил перед собой целью опровержение какой-либо ереси.

Постановления Стоглава имеют безусловное положительное значение. Благонамеренность решений Собора и попытка основать их на правилах Вселенской Церкви несомненны. Однако, по словам проф. Е. Е. Голубинского, “после Макария нужен был бы ряд таких Макариев, чтобы старое не успело снова ожить, а этого не случилось”.

Стоглав также убедительно продемонстрировал насущную необходимость введения печатания богослужебных текстов. Царь просил датского короля  прислать книгопечатников, но свт. Макарий нашел людей, знающих типографское дело, на Руси. Диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев сделали все необходимое. В Новгороде нашелся резчик букв — Василий Никифоров. Впрочем, первые опыты книгопечатания не были удачными, и первая книга — Апостол — вышла в 1564 г., уже после смерти святителя.

 

Просветитель, молитвенник, подвижник

Эпоха свт. Макария — это своего рода итог и одновременно сильный импульс к дальнейшему развитию отечественной духовной и светской литературы. Изучение истории, осмысление всемирного исторического процесса и роли в нем Русской земли нашли отражение в Степенной книге, составленной по инициативе и благословению свт. Макария в 1563 г. Другим, написанным с благословения святителя летописным сборником, который наравне со Степенной книгой должен был способствовать созданию стройную концепцию отечественной жизни, стал Лицевой свод, описывающий всю историю человечества. Свод был роскошно оформлен и иллюстрирован 15 тыс. гравюр, представлявших историю “в лицах” (откуда и наименование — Лицевой свод).

Святитель Макарий был аскет, подвижник, непрестанно возносивший свои молитвы к Богу и Его святым угодникам. Особо святитель чтил своего небесного покровителя — Макария Египетского, своего современника и духовного друга — прп. Александра Свирского, а также Свт. Николя Чудотворца. Почитание митрополитом Макарием Свт. Николая, как и покровительство Мирликийского Чудотворца в архипастырской деятельности святителя, запечатлены в летописи документально отражение. Однажды, на Соборе 1553 г., созванном по делу Матфея Бакшина, был у свт. Макария диспут с одним из еретиков, говорившим, что Свт. Николай — простой человек. И в самый разгар прений “Никола Гостунский Чудотворец в своем храме (церковь Свт. Николая Гостунского в Кремле. — Ред.) у своего образа исцелил боярского сына, расслабленного руками и ногами Григория Сухотина из Тулы; он во един час здрав стал, как и не болевший… того же исцеленного Григория привели к митрополиту на Собор, — и явилось всем чудо в лице самого исцеленного, сотворенное Богом и Его угодником Свт. Николою, который не оставляет чад своих, уповающих на Бога, богохульные же еретики были посрамлены”.

В сентябре 1563 г., простудившись во время крестного хода, престарелый свт. Макарий сильно заболел. 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрене, как повествует летопись, “преосвященный, дивный святитель и пастырь митрополии всея Руси предал душу свою в руки Бога Живаго, егоже возлюби от юности своея”. Почитание святителя началось сразу же по его преставлении, тогда же появились и его первые иконы. Общецерковное прославление свт. Макария состоялось только в 1988 г., на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию Крещения Руси.

Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua