Православные храмы

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Публикации

“Мы были готовы пойти на страдания”.

17 октября настоятелю Покровского храма столицы, что на Приорке, протоиерею…

Пою Господу моему... О церковных канонах

В Древней Церкви словом “канон” называли все богослужение. Позже оно стало…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

“Мистагогия” (букв. “тайно-водство”) — трактат о Боге, мире, Церкви, человеке и об их внутренней связи.

Простейшей триадой, с помощью которой анализируется любое сущее, являются сущность, сила, деятельность. Максим Исповедник утверждает, что сущность и природа тождественны, поскольку под ими обоими понимается нечто общее, универсальное. Триаду можно упростить до двоицы категорий “сущность — энергия”. Явление сущности есть и ее сила и ее энергия. В Боге все силы — энергийны, актуальны.

Если же рассматривается сотворенная сущность в горизонте ее происхождения и цели ее развития, то к ней применяется параллельная вышеупомянутой триада “происхождение, движение, покой”. Вещи не вечны, но происходят в бытии или путем происхождения (живые организмы), или путем творения (предметы искусства). Мир не может не меняться — он весь в развитии, что и выражает термин “движение”. Полное осуществление завершается в покое как достижение цели. Всеобщей целью всего развития мира является Бог.

Мысль св. Максима предельно проста: везде в мире мы находим движение, но не находим ничего, что движется само по себе, что есть начало всего движения, его причина. Следовательно, такая причина — вне мира и тождественна с причиной существования мира.

 

Теория Логоса

Все вещи одной природы или сущности определяются логосом бытия, который у св. Максима еще называется логосом сущего, логосом природы. Логос бытия — это мысль и воля Бога о сущности того или иного сотворенного сущего, в соответствии с которым это последнее и было сотворено. Логос есть принцип — как самой сущности, так и ее существования, и ее движения, и ее энергии, и ее причастности к Богу. Каждый общий логос сущности включает подчиненных ему момента:

1) логос бытия — принцип прихода сущности в бытие и сохранения ее существования. Реализация этого логоса не зависит от сущности, ведь человек или вещь не выбирают: рождаться или нет;

2) логос благобытия — принцип движения каждого бытия, а значит, в отношении к человеку — “регулятивный принцип морального действия и воли”. Реализация или нереализация этого логоса находится целиком в нашей власти;

3) логос вечнобытия, или обожения. Обожение — дар Божий и не зависит от человека; реализация своих энергий (действий) в добродетельной жизни, познании любви и молитве — условие возможности обожения для человека, но не гарантия того, что оно обязательно произойдет.

Душа человека есть нечто, некоторая сущность. Как у всякой сущности, у нее должны быть сущностные силы. В сущности души есть мыслящая и жизненная сила. Если рассматривать мыслящую силу как нечто самостоятельное, своего рода сущность, то в ней можно выделить созерцательную и практическую способности, называемые умом и разумом. Энергией ума является мудрость, энергией разума — рассудительность. Важна роль ума в управлении жизненной силой. Жизненная сила оживляет человеческое тело, а разум управляет ею, а значит, и телом. Мудрость — это актуальное состояние ума, стремящегося к своему концу — Богу.

Преподобный Максим пишет: “К душе, соответственно ее умной части, относятся ум, мудрость, созерцание, знание и незабывающее знание; завершение их есть благо. А истина и благо обнаруживают Бога”.

 

Характеристика мышления

Человек обладает сложным мышлением. Всякое мышление отражает множественность или, по крайне мере, двойственность. Оно есть связь неких крайностей, соединенных друг с другом, связь мыслящего и мыслимого. Мышление — это движение мысли от мыслящего к мыслимому.

Преподобный Максим различает практический разум и теоретический ум. Ум не является энергией разума, мудрость — рассудительности, а знание — делания, так как эти первые моменты есть целями вторых, и достижение их дарует состояние покоя для первых. Согласно св. Максиму, практическое находит в теоретическом свое основание, а вместе они представляют собой две основы духовной жизни, содействующие развитию человека. И теоретическое и практическое одинаково снимается в высшем состоянии обожествления (обожения). Самореализация души, согласно онтологии св. Максима, устремлена к цели, к состоянию покоя всех сил и энергий — т. е. к экстазу.

Сам Максим Исповедник пишет об этом состоянии так: “Что касается незабывающего знания, то оно есть непрестанное и устойчивое вечное движение мудрости, созерцания и знания вокруг Познаваемого, которое выше всякого знания, пределом этого движения служит Истина…”

Подготовил архимандрит Иларий (Шишковский)

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me