Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Публикации

Дни Киево-Печерской лавры в Париже

30 ноября делегация от Украинской Православной Церкви во главе с Предстоятелем…

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в Дамаске в семье благочестивых…

Сила храма

Большинство людей, которые посещают храм, доверяют свои сердца Богу. И Господь…

Максим Исповедник — один из самых выдающихся православных богословов. Ему принадлежат многие труды по экзегетике Священного Писания, толкования на ареопагитики, объяснение богослужения (“Мистагогия”).

Он наиболее полно в Православии разработал учение о человеке, сотворении мира и обожении, подтвержденное затем св. Симеоном Новым Богословом и св. Григорием Паламой.

Преподобный Максим родился в Константинополе около 580 г. в благочестивой христианской семье. Прекрасное образование и добросовестность позволили Максиму стать первым секретарем императора Ираклия, однако он отказался от блестящей карьеры и удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг. Избранный вскоре игуменом этого монастыря, преподобный продолжал жить, как простой монах.

В то время над Церковью нависла угроза монофелитской ереси. Монофелиты утверждали, что хотя у Христа и две природы — Божественная и человеческая, но воля — одна, только Божественная. В 633 г. по просьбе патриарха Софрония, будущего святителя Иерусалимского, прп. Максим уехал в Александрию, чтобы поддержать Православие в борьбе с еретиками. Эта борьба осложнялась изданием в 638 году т. н. “Экфесиса” — указа, повелевавшего исповедовать учение об одной воле и двух природах. Этот указ император Ираклий издал по политическим соображениям — желая примирения с монофизитами (смягченной формой которого и было монофелитство, захватившее многих в Армении, Сирии и Египте). К тому же три патриарших престола: Константинопольский, Антиохийский и Александрийский — были заняты монофизитами.

Преподобный Максим, учивший людей разных званий и сословий на Крите, в Александрии и Карфагене о двух волях и двух природах Спасителя, выступил деятельным защитником Православия. Его речи были столь убедительны, что вступивший с ним в открытый диспут бывший патриарх Пирр публично признал свое поражение и пожелал вручить папе Римскому Феодору письменное отречение от своих заблуждений.

Когда по поручению императора Констанса II патриарх Павел издал свой “Типос” (“Образец веры”), в котором запрещались любые разговоры как об одной, так и о двух волях во Христе, хотя и признавались в Нем две природы, преподобный, исповедание Православия которого не признавало никаких компромиссов, обратился к сменившему папу Феодора папе Мартину I с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное осуждение всей Церкви. В октябре 649 г. Латеранский Собор, на котором присутствовали 150 западных епископов и 37 представителей Востока, в т. ч. и прп. Максим, осудил монофелитов, а защищавших его константинопольских патриархов предал анафеме.

Император Констанс II, узнав определение Собора, взбешенный, приказал схватить папу Мартина и прп. Максима. В 654 г. Максима, обвинив в измене отечеству, сослали во Фракию, потом снова перевели в Константинополь. Преподобного и двух его учеников жестоко пытали, а затем каждому отрезали язык, усекли правую руку и отправили в ссылку в Колхиду. Однако вскоре свершилось чудо — они снова смогли говорить и писать.

Преподобный Максим почил в Бозе 13 августа 662 г. Мощи его были перенесены в Константинополь; над его могилой по ночам возжигались три чудесных светильника и совершались исцеления.

Подготовил Андрей Таненков

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua