Православные храмы

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

12 сентября 2021 года по благословению Блаженнейшего Онуфрия,…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…
Публикации

Старый или новый год?

— Как православный христианин, я стараюсь во время Рождественского поста…

А был ли святой Валентин?

Элладская Православная Церковь (ЭПЦ) отрицательно относится к празднованию так…

Духовное просвещение неслышащих

Недавно в Казани (Республика Татарстан, Россия) прошла научно-практическая…

“Вот пост, который Я избрал...”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Если я не постился с самого начала поста, когда лучше его начинать? Может, уже в следующий раз?

Пост установлен Церковью с целью содействовать утверждению в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными и ведет свое начало со времен Ветхого Завета. В христианстве учреждение поста современно самой Церкви. Древнейшие из церковных писателей: Ипполит Римский, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним — свидетельствуют, что 40-дневный пост установили еще апостолы, по примеру боговидца Моисея, постившегося перед дарованием Синайского законодательства (см.: Ис. 34, 28), пророка Илии, державшего пост во время бегства от нечестивой царицы Иезавели (см.: 3 Цар. 19, 8), и, наконец, Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне перед выходом на общественное служение (см.: Мф. 4, 2).

Библия ясно указывает на то значение, которое придавалось посту как подготовительному действию во времена опасности, общественных бедствий или исполнения особо важных дел. Опираясь на духовный опыт, Православная Церковь также установила 40-дневный Великий пост перед важнейшим христианским праздником — Пасхой.

Рассматривая пост как некую добровольную жертву, приносимую человеком Богу, и учитывая основную цель поста — духовно-нравственное преображение человека, покаяние как необходимый этап этого преображения, помня слова псалмопевца Давида: “Жертва Богу — дух сокрушенный” (Пс. 50, 19), можно утверждать, что начать поститься никогда не поздно. Откладывать до следующего раза просто неразумно.

Конечно, желательно делать это в соответствии с церковными правилами, тем более что Православная Церковь готовит своих чад к Великому посту в течение трех недель, последовательно настраивая их. Однако Сам Спаситель в притче о работниках в винограднике свидетельствует, что Всевышний приемлет всякого, кто готов подвизаться, и не оставляет без награды (см.: Мф. 20, 1–16).

 

?Некоторые утверждают, что поститься обязательно только первую и последнюю недели Великого поста. Как Церковь относится к такому способу пощения?

Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко ІІ веку. Как основную причину введения Святой Четыредесятницы свт. Иоанн Златоуст указывает ослабление ревности верующих к Таинству Причастия, которое во времена первых христиан совершалось за каждым воскресным богослужением. В силу указанного обстоятельства возникла необходимость в более достойной подготовке к принятию Святых Христовых Таин, обычай приступать к которым установился обязательным в торжественные дни, особенно в день Светлого Христова Воскресения.

В IV в., по свидетельству свтт. Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был общецерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одинаково. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.

На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношению к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое уважение к посту, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Западе тенденция к ослаблению авторитета древнецерковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.

Итак, “традицию” поститься только в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Безусловно, могут существовать уважительные причины, по которым пост можно ослабить или вообще прекратить. Но это не общая церковная практика, а частные случаи, которые решаются с духовником или приходским священником в индивидуальном порядке.

 

?Слышал, что воцерковленные люди постятся почти полгода. Зачем так много постных дней?

Согласно Священному Писанию, заповедь о посте была дана людям еще в раю (см.: Быт. 2, 15–17). Это единственное ограничение, которое Господь наложил на первых людей. Именно вследствие нарушения этой заповеди и произошло грехопадение наших прародителей.

Отсюда становится понятно, почему пост имеет распространение во всех религиях. Однако смысл поста понимается по-разному. Христианская традиция, будучи преемницей традиции ветхозаветной, рассматривает пост как ограничение себя в  желаниях, пище, поведении, как особое понуждение ко внутреннему нравственному изменению — как своего рода добровольное жертвоприношение верующего.

Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди предостерегает: пост не должен быть лицемерным, показным. Нужно “явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 18).

Установленное Церковью количество постных дней имеет под собой древнее основание и традицию. Уже во времена Иисуса Христа существовал обычай поститься дважды в неделю (см.: Лк. 18, 12). В христианской традиции это дни воспоминания: о предании Иисуса Христа Иудой (среда) и о Распятии  Спасителя (пятница). Исключением являются т. н. сплошные седмицы: Светлая седмица (Пасхальная неделя), седмица Пятидесятницы, а также период от Рождества Христова до Богоявления (с 25/7 декабря по 5/18 января) и две подготовительные недели перед Великим постом (Мытаря и фарисея и Сырная).

Другие однодневные посты также имеют свое значение. На праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14/27 сентября) — в память об Искупительной жертве Спасителя. В день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29/11 августа) —день памяти пророка, о котором Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал, что “из рожденных женами не восставал больший” (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и который сподобился крестить Спасителя. Навечерие Богоявления (5/18 января) — Крещения Господня (дня, когда Господь Иисус Христос начал Свой искупительный подвиг и чудесным образом был явлен народу как Сын Божий (см.: Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 22), как предреченный древними пророками Избавитель человечества от проклятия греха: “Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира” (Ин. 1, 29)).

Многодневных постов четыре, и все они подготавливают внутренний мир верующего человека к какому-то праздничному событию. Великий пост предшествует самому радостному празднику, центральному событию во всей христианской истории — Светлому Христову Воскресению.

Пост в память о первоверховных апп. Петре и Павле восходит ко временам первых христиан и заповедуется уже в христианских памятниках начала ІІ века. Установлен в подражание святым апостолам, которые постились, перед тем как отправиться на проповедь Евангелия (см.: Деян. 13, 3).

Успенский пост (с 1/14 по 15/28 августа), по своей строгости не уступающий Великому, приурочен к славному Успению Пресвятой Богородицы и прославляет Приснодеву, которая и по своем Успении имеет молитвенное дерзновение ко Своему Сыну за род человеческий.

Рождественский пост с (14/28 ноября по 25/7 декабря) предваряет праздник, установленный в воспоминание о событии вселенского значения — воплощении Бога, Господа нашего Иисуса Христа ради спасения рода человеческого.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu