Православные храмы

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…
Публикации

Такой “взрослый” подросток

Одна из главных особенностей подросткового возраста — чувствительность и…

Василий Никифоров-Волгин: Отдание Пасхи

Василий Акимович Никифоров-Волгин (наст. фамилия — Никифоров) (1900–1941) —…

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма.

Жизнь и творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова тесно связаны…

Времена новые, приемы старые

По поводу попытки захвата храма раскольниками из “КП” в с. Рахманив Тернопольской епархии

Поездка в село Рахманив Шумского района Тернопольской епархии, где сторонниками филаретовского “Киевского патриархата” была произведена попытка захвата старинного Свято-Троицкого храма, выпала на среду Сырной седмицы, за несколько дней до Прощеного воскресенья. Было известно, что в храме четвертый день находится священник, объявивший голодовку.

Сто километров по заснеженной трассе на восток от Тернополя, в сторону старинного Кременца, давали возможность рассмотреть живописные западноукраинские села, украшенные, как правило, изящными силуэтами храмов. Увы, большинство из них уже более чем 10 лет тому назад отняты либо униатами, либо раскольниками-филаретовцами. Вспомнилось, как в начале 90-х гг. ХХ века, еще до провозглашения Украиной независимости, греко-католики пытались захватить кафедральный собор в Ивано-Франковске. Тогда управляющий епархией архиепископ Макарий (Свистун), ныне митрополит Винницкий и Могилев-Подольский, также вынужден был закрыться в храме и в знак протеста объявить голодовку, чтобы обратить внимание общественности, в том числе и зарубежной, на факт вопиющего беззакония.

Как известно, этот инцидент положил начало массовым захватам православных храмов и гонениям на православных верующих. Только в одной Тернопольской епархии было отнято более 600 церквей.

В то тяжелое время, сравнимое разве что со средневековым пребыванием Украины под католической Речью Посполитой, тогда еще законный Киевский митрополит Филарет (Денисенко), говорил о посягательстве униатов как о несомненном факте вопиющего нарушения свободы совести и прав верующих.

Но прошло не так уж много времени, и на смену утихающей греко-католической экспансии пришла новая. Возглавляемая бывшим иерархом, бывшим Предстоятелем УПЦ, образованная лишь в 1992 году “церковь”, назвавшая себя “Киевским Патриархатом”, начинает с новой силой и рвением терзать и без того изъязвленное тело Украинской Православной Церкви.

Первые шаги на этом поприще, при беспардонном вмешательстве  и активной поддержке политических конъюнктурщиков, связаны с “приватизацией” в Киеве Свято-Владимирского храмакафедрального собора Предстоятеля Украинской Православной Церкви, зданий бывшей митрополии на Пушкинской, 36, канцелярии и архива, а также всех финансовых сбережений УПЦ, которыми она располагала до весны 1992 года.

Когда раскольникам в 1992 году при помощи хулиганов УНА-УНСО не удалось захватить силой Киево-Печерскую Лавру, одним из излюбленных приемов новоявленной “патриархии” стала регистрация в Комитете по делам религий параллельных общин, или общин-двойников, “дубликатов” по адресу существующих и действующих общин канонической Украинской Православной Церкви.

За последнее время в СМИ прозвучало немало  упреков в адрес экс-президента и бывших членов правительств в том, что они отдают предпочтение УПЦ в ущерб УПЦ-КП. Однако необходимо отметить, что эта “поддержка” выразилась в хроническом игнорировании требований верующих канонической Церкви. Задекларированная реституция церковной собственности, как и принятие нового закона о свободе совести с предоставлением Церкви статуса юридического лица и множество других положений, обеспечивающих права верующих, так и остались “гласом вопиющих в пустыне”.

Еще один пример “помощи и лояльности к УПЦ” — возрожденный Златоверхий Михайловский монастырь, древний храм Богородицы на Пирогоще на Контрактовой площади, отстроенный Рождественский храм на Почтовой площади — вот далеко не полный перечень переданных филаретовскому “патриархату” с легкой руки городской мэрии киевских святынь. Список можно продолжить: древний Выдубицкий монастырь — отдан “КП” экс-премьер-министром Лазаренко, Андреевская церковь, древние храмы на Подоле отданы УАПЦ. “Главный церковный строитель”, как его называют в СМИ, г-н Омельченко, так и не смог предоставить Киевской Митрополии место под строительство кафедрального собора УПЦ. Зато получила земельный участок печально известная неохаризматическая секта “Посольство Божье” нигерийского пастора Сандея Аделаджи, высокопоставленное “духовное чадо” которого стало консультантом новоизбранного президента. В стиле кричащего постмодернизма вырос униатский монастырь Василия Великого в древней части Киева рядом с Львовской площадью, напротив Национальной академии искусств — бывшего здания Киевской Духовной Семинарии. Кафедральный собор с архитектурным комплексом разместится на предоставленной греко-католикам территории в 6 гектаров в левобережной части Киева недалеко от ст. метро Левобережная. На бульваре Перова построен огромный комплекс Римо-Католической Церкви.

Предстоятель наибольшей конфессии в Украине по-прежнему молится с городской паствой в храмах музея-заповедника Киево-Печерской Лавры, но уже сегодня вновь зазвучали профиларетовские голоса о том, что, дескать, Лавру нужно поделить между конфессиями. Не означает ли это начало “политики реприватизации” на церковной почве?

Тактика захвата храмов раскольниками проста, даже примитивна, но в то же время коварна, т. к. построена на лжи и манипуляциях по отношению к доверчивым людям. Регистрируется очередная община-дубликат, а дальше действуют по принципу паука — выжидают ситуацию. В данном случае накал политических страстей в период последней президентской выборной кампании стал прекрасной почвой для разжигания  ненависти. По селам Западной Украины пошли агитаторы с известным раскольническим приемом: “Ви за який патріархат — Московський чи Київський? Ставте підпис”. Характерно, что в числе инициативных групп мирян-раскольников, как правило, бывшие партийные и комсомольские активисты — в прошлом такие же активные борцы с религиозными предрассудками. В высших эшелонах власти — это бывшая партноменклатура, в низших, в том числе и сельских советах, часто — учителя, читавшие детям основы марксизма-ленинизма, бывшие комсомольские главари.

В селе Рахманив, куда мы направились, главным зазывалой стал некий Петр Волос, местный предприниматель, промышляющий закупкой и продажей сельскохозяйственных продуктов. Причем многие жители села работают в его бизнес-структуре, а шеф внимательно отcлеживает, кто в какую церковь ходит. Если в “московську” — с работы уволен. Об этом со слезами на глазах рассказывали люди, окружившие, как овцы своего пастыря, о. Олега Сирка, 16 лет их окормлявшего и решившегося на крайний шаг — объявить бессрочную голодовку.

Несколько лет назад общественность Украины была потрясена беспрецедентным голоданием протоиерея Стефана в г. Червоноград Львовской области в знак протеста против захвата храма сторонниками “КП”. Священник голодал более 40 дней, в предкомовом состоянии его забрали в больницу, он предварительно простился с семьей и паствой. Несколько лет молитвенного стояния на улице у отобранного храма не принесли результатов — власти города “не замечали” проблемы, и тогда священник решил голодать. Он понимал, что может умереть, об этом предупреждали врачи, но о. Стефан сказал, что если умрет, то умрет со Христом и за Христа. Такое исповедничество напоминало гонения времен Нерона, когда свою веру христиане запечетлевали добровольной смертью. Тогда главврач городской больницы позвонил мэру города и спросил, кто будет отвечать за жизнь священника. И только после этого чиновник вынужден был дать обещание выделить верующим УПЦ земельный участок. Вот приблизительные очертания свободы совести, с которыми Украине предстоит претендовать на членство в Европейском Союзе.

Сколько времени потребуется тернопольским чиновникам, чтобы разрешить конфликт в с. Рахманив Шумского района — неизвестно. Пока о. Олег в полном облачении с антиминсом на груди ночует в храме. Истекает вторая неделя голодания.

Общаясь с верующими, слушая их печальные рассказы о притеснениях и откровенных надругательствах со стороны филаретовских поборников, становится очевидным — трагедия раскола дает о себе знать с новой силой.

Когда работал диктофон, звучали исповеди людей со слезами на глазах, когда камера фотоаппарата фиксировала происходящее, я заметил в углу у печурки маленького мальчика в стихаре, подкладывавшего дрова. Это о нем издевательски кричали: “Он, іде до храму ще один віруючий москаль”. Мальчик остался ночевать со своим батюшкой в холодном храме и не уходил домой на протяжении всей литургии, до нашего приезда. Он слушал взволнованные рассказы взрослых людей, слышал крики разъяренной толпы односельчан, пытавшихся захватить храм. И подумалось тогда: ведь эти детские воспоминания, когда человек делает первые шаги к Богу, останутся в его памяти на всю жизнь. И дай Бог, чтобы эти впечатления не внесли в его душу разочарования в вере и в людях.

Сергей Герук, Киев — Тернополь — Киев

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu