Православные храмы

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Публикации

Древнейшая обитель Киевской Руси. Свято-Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь

Вера — это дар Божий, открывающий людям тайну прошлого, настоящего и будущего,…

Православная Церковь о Воскресении Христа

Воскресение Господа Иисуса Христа — это истина и тот фундамент, на котором…

“Днесь ликует обитель Глинская”. Архимандрит Иннокентий (Степанов).

15–16 августа в Рождества Пресвятой Богородицы мужском ставропигиальном…

В 1901 г. в баптистских общинах США возникло т. н. “движение святости”, которое положило начало пятидесятничеству, получившему название харизматического (от греч. charisma — “харизма”; термин, принятый для обозначения особых даров Святого Духа, излитых на апостолов).

Обвиняя баптистов в формализме, пятидесятники настаивали на необходимости для истинных христиан  “крещения Духом Святым”. Объективным свидетельством того, что крещение состоялось, считалось “говорение на иных языках”, или “глоссолалия” (от др.-греч. “бормотание, болтовня”).

Своим возникновением пятидесятничество обязано группе студентов во главе с пастором Чарльзом Паремом. Причины упадка веры в протестантском мире они усматривали в отсутствии у христиан явно выраженного “дара говорения на иных языках”. Как известно из Книги Деяний св. Апостолов, в день праздника Пятидесятницы (на 10-й день после Вознесения Иисуса Христа) Святой Дух в виде огненных языков сошел на 12 апостолов, “и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках…” (Деян. 2, 4) Благодаря дару говорения на иных языках, святые апостолы могли проповедовать Евангелие другим народам. Сектанты, чтобы получить этот дар, погрузились в долгую молитву; после было решено сопроводить молитву еще одним действием — возложением рук. Парем возложил на одну из присутствовавших девушек руки, и та сразу же заговорила на непонятном языке. Легкость стяжания “дара”, равно как и необыкновенные переживания в момент “говорения”, обеспечили новому движению широкую популярность и быстрое распространение.

На территории Украины пятидесятники появились в первые десятилетия XX века. В настоящее время движение представлено несколькими течениями: воронаевцами, смородинцами, мурашковцами. Наиболее распространенным и многочисленным течением являются христиане евангельской веры (ХЕВ), или пятидесятники-воронаевцы (от фамилии организатора общин данного направления — оренбургского казака И. Е. Воронаева).

Обязательность говорения на иных языках пятидесятники обосновывают ссылкой на Евангелие от Марка: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками” (Mк. 16, 17). Сектанты считают себя “уверовавшими”. Между тем слова св. Марка относятся к апостолам и их непосредственным преемникам. В первенствующей Церкви многие говорили на незнакомых иных языках  (см.: Деян. 2, 4–6), что было необходимо для проповеди Евангелия всему миру.

Пятидесятнические же истерические выкрикивания, стенания, вопли и завывания вообще нельзя назвать связной человеческой речью, тем более  нельзя узнать в них какой-либо из современных или древних языков. Пятидесятники подкрепляют свое учение еще одним местом из Священного Писания, а именно 14-й главой Первого Послания к коринфянам ап. Павла. Однако именно апостол указывает на бесполезность, даже кощунственность истерического бормотания, которым, по недостатку веры и знания слова Божия, страдали некоторые члены коринфской Церкви:

“…если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?” (1 Кор. 14, 6);

“Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие,  то не скажут ли, что вы беснуетесь?” (1 Кор. 14, 23)

Апостол Павел совершенно четко говорит о бессмыленности говорения на ином языке, если тот не понятен внимающим. Поэтому апостол продолжает: “Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй” (1 Кор. 14, 27).

Получив дар говорения на языках, апостолы могли проповедовать людям разных национальностей на их родном языке. Благодаря этому Церковь начала быстро распространяться. Однако, как мы знаем из истории Церкви, этому дару недолго суждено было существовать. По мере того как в разных странах стали появляться местные христианские проповедники, отлично владевшие родным языком, нужда в сверхъестественном даре уменьшалась. Так, во времена св. Иринея Лионского, в середине III в., дар языков упоминается как редкое явление. Апостол Павел предостерегает коринфских христиан от злоупотребления этим даром. Ведь он нужен “не для верующих, а для неверующих” (1 Кор. 14, 22). Иными словами, для проповеди, для обращения язычников в христианство, а не для крещеных.

Более того, дар языков имел и отрицательное влияние на молитвенные собрания. Когда, например, во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, непонятных большинству присутствующих, поднимался шум, и терялся молитвенный настрой. Поэтому ап. Павел объясняет коринфянам, что говорение на языках есть наименьший из даров Святого Духа. Коринфским христианам апостол советовал вместо дара языков просить Бога обогатить их верой, воздержанием, терпением, любовью, мудростью и другими действительно нужными дарованиями.

Сравнивая дар языков апостольского времени с современным “языкоглаголанием”, нельзя не заметить существенного отличия между ними. В апостольское время христиане получали способность говорить на реально существовавших в то время языках. Это была членораздельная человеческая речь, нужная проповеднику для миссионерских целей. Тогда как “говорение на языках” пятидесятников есть просто набор несвязных, бессмысленных слогов, выливающихся то в бормотание, то в неистовые выкрикивания. Этот феномен пятидесятники называют языком “райских жителей”. Однако вряд ли бессмысленные звуки возможно признать Божиим чудом. Скорее, это результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации.

Таким образом, искание в молитве экстатического восторга есть признак страстного, гордого состояния. Игнорируя духовный опыт святых угодников Божиих, отбросив установленные Всевышним священство и таинства, современные сектанты стараются получить благодать сомнительными и опасными путями. И впадают в “прелесть”, т. е. в самообман, от которого предостерегали святые подвижники Православной Церкви. Пятидесятники отвергают апостольскую преемственность, священство и большинство таинств.

* *

На своем земном пути Церковь Христова то расширялась, то уменьшалась. Бывали периоды, когда ее враги торжествовали, считая, что настали ее последние дни. Но силою Христовой Церковь восставала, как бы из праха — враги же ее гибли. Христос обещал Церкви непобедимость до конца существования мира. Мы сильны нашей верой в Бога Творца, вездесущего, всесильного, всезнающего, премудрого и милостивого Небесного Отца. Его воля — наш закон, указующий, как нужно жить, как развивать свои дарования. Наша цель — вечная блаженная жизнь в Царствии незаходимого Света.

Православный христианин должен избегать извращений религиозного чувства. Он имеет возможность получать подлинные благодатные сокровища в таинствах Церкви, ее богослужениях и частной искренней молитве. Обновление души приходит чрез смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления души человека посещает подлинная благодать Божия, а с нею небесный мир и чистая радость, в сравнении с которыми земной восторг — дешевая подделка.

Сергей Кононенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me