Православные храмы

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Публикации

Почему люди не веруют в Бога

Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него?.. Не по…

Неразумное “благочестие". Можно ли резать арбуз 11 сентября?

Наступило долгожданное время, когда люди на своей Родине могут свободно…

Православная молодежь отмечает свой день

На праздник Сретения Господня, когда международная общественность отмечает и…

Живущие благочестиво не имеют нужды в мерах исправления со стороны начальников. Свт. Иоанн Златоуст

1

Мир, в котором сегодня живет Церковь, существенно отличается от предыдущих исторических эпох. Он стремительно меняется. Однако Церковь, по словам Спасителя, пребудет в этом мире “до скончания века” (Мф. 28, 20) и “врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18). Ярким свидетельством несокрушимости Церкви Христовой служат последние 100 лет ее существования в нашей стране.

В начале ХХ в. Церковь имела высокий авторитет в обществе. Отметим, что все граждане в то время делились не по национальному признаку, а по вероисповеданию. Затем произошла Октябрьская революция 1917 г. — новая власть прилагала все усилия к тому, чтобы уничтожить Православную Церковь. Однако гонения, продолжавшиеся более 70 лет, не дали безбожникам желанного результата. И вот Церковь опять в новых условиях — в условиях демократического общества, с полностью изменившейся шкалой жизненных приоритетов.

2

Анализируя историю существования человечества, можно проследить тесную связь между государством и национальной религией. Этот факт рассматривался как безусловный во всех видах государственного устройства, известных со времен Платона (427–347 гг. до Р. Х.) и Аристотеля (384–322 гг. до Р. Х.).

По учению античных философов, в формах государственного устройства выделяются государства правильные и неправильные. В правильных государствах правители имеют целью общее благо, в неправильных — личную выгоду. К правильным видам государственного устройства относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным — их антиподы: тирания, олигархия и демократия (понимаемая в античном смысле).

Полития, согласно Аристотелю, представляет собой сочетание олигархии и демократии с преобладанием класса мелких и средних собственников. Современным примером могут служить скандинавские демократии. Примером государственных образований с аристократической формой правления являются Венеция, Новгород, Псков.

Святой император Юстиниан Великий (†565 г.), подводя итоги процесса перерождения Римской империи из языческой в христианскую, выразил идеал гармоничных отношений Церкви и государства в доктрине симфонии властей. Он же придал определению этого идеала четкую юридическую форму. Доктрина о симфонии изложена в предисловии к “Шестой новелле” — одному из составленных императором законов — в следующей формулировке:

“Величайшие дары Божии, данные людям… это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих… Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (симфония)”.

Симфония, согласно Юстиниану, возможна не только с монархической властью, но и с любым из правильных государственных режимов. Хотя образец идеальных отношений между Церковью и государственной властью не всегда достижим в совершенстве, принципиальное его признание является стимулом и ориентиром в стремлении к легитимности государства и беспорочности священства.

Православная Церковь со времен Крещения Руси в 988 г. всегда стремилась к симфонии с государственной властью.

3

С середины ХІХ в., после серии революций в Европе, в государственную практику начинают вводиться идеи светского государства, чуждого какого-либо отношения к верованиям своих граждан. Одним из основоположников современных западных теорий, базирующихся не на христианских принципах, а на античных философских доктринах, стал Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). Считая человека от природы злым, эгоистичным и корыстным, Макиавелли впервые отделил политику от морали.

Такого же взгляда на человеческую природу придерживался и Б. Спиноза (1632–1677 гг.), считавший наиболее справедливой формой общественного устройства демократию. Спиноза создал первое политико-правовое учение о демократии, которое и ныне является основой всех современных западных демократических форм правления. Этот мыслитель также исключал христианскую мораль. Согласно Спинозе, государство должно представлять собой общественный договор между властью и населением, а право — основываться на обуздании природных человеческих страстей посредством разума.

Весомый вклад в теорию государства внес французский философ Ш. Монтескье (1689–1775 гг.). Именно ему принадлежит лозунг: “Дозволено все, что не запрещено законом”. Отрицая промысел Божий в ходе истории, он объяснял его проявлением закономерностей. Монтескье впервые выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Порядок в государстве обеспечивается тем, что одна власть может останавливать другую. Идеи Монтескье легли в основу конституций Франции и США.

4

Идеи светского государства возникли отчасти как противодействие стремлению Католической Церкви ввести верховенство Римского первосвященника в жизнь европейских стран, как ответ Ватикану на его притязания главенствовать и в светских делах. Этим и объясняется тот факт, что все современные теории государственного устройства имеют нехристианские источники. Поэтому целью светского государства и стало, в конечном счете, низведение Церкви до положения общества, безразличного государству, и восстановления языческого понимания государства как основного принципа жизни.

Чуждая стремлению к установлению контроля над светской властью, Православная Церковь считает существование государства необходимым для защиты граждан от внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка в обществе (см.: 1 Пет. 2, 14; Рим. 13, 3–4). Она признает за государством принадлежащие ему права законодательства по его делам, права управления и суда (см.: 1 Пет. 2, 14; Рим. 13, 3–5). Она внушает своим верным чадам воздавать властям все должное (“кесарю кесарево”) (Мф. 22, 21; Рим. 13, 6–7), повиноваться их распоряжениям (см.: 1 Пет. 2, 13–14; Рим. 13, 1–7; Тит. 3, 1–2), оказывать им почтение и уважение (см.: Рим. 13, 7).

Однако между христианским и нехристианским государствами существует кардинальное различие. Христианское государство признает высокую цель, поставленную Церковью, и находит свое предназначение в добровольном служении этой цели. Нехристианское видит цель в самом себе. Между тем исторический опыт свидетельствует, что, как бы ни были разработаны законы и усовершенствованы правительственные механизмы их реализации, это еще не обеспечивает достижения целей, если граждане не стремятся по собственному побуждению жить согласно своему нравственному долгу.

5

Нравственное чувство является основой успешного проведения в жизнь государственных действий. Однако само по себе государство не может вызывать чувство нравственного долга, которое по сути своей есть чувство не общественное, а религиозное. Выдающийся русский мыслитель Л. А. Тихомиров (1852–1923 гг.) писал:

“Живое, самостоятельное чувство нравственного долга в душах граждан есть основа общественного блага: когда это имеется, — то и самые недосмотры закона и власти не становятся роковыми, ибо граждане не торопятся воспользоваться возможностью злоупотребления и своими поступками значительно исправляют зло, допущенное несовершенством закона. Наоборот, при отсутствии самостоятельного стремления граждан действовать согласно правде, для государства немыслимо за всеми уследить, да и усматривать некому, ибо сами агенты государства, выходя из общества, имеют всегда тот же характер и ту же степень нравственности, какая существует в народе”.

Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me