Православные храмы

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…
Публикации

Глинский старец схиархимандрит Серафим (Амелин). Память 5/18 октября

Отец Серафим (в миру Симеон Дмитриевич Амелин) родился 21 июля 1874 г. в…

От Чего нас спасает Церковь?

“Прежде всего, Церковь спасает нас от непонимания возможности спасения”.

Піст і молитва

В одному з євангельських оповідань розповідається про милість, яку Господь…

За Добро обидно. Нелегко ему пришлось в “Ночном дозоре”

Фильм Тимура Бекмамбетова “Ночной дозор” лишний раз хвалить не надо — фантастические кассовые сборы, миллионы восторженных откликов в Интернете, признание кинокритиков... В общем, высококачественный зрелищный продукт оценили по достоинству.

Просто не верится, что его сняли в России, своими силами и со своими актерами. Но вот впечатление от него — гнетущее. После просмотра остаются опустошенность, растерянность, ощущение беззащитности и обреченности. Фильм — о Добре и Зле, но последнее там деятельнее первого...

И заключили Силы Света и Силы Тьмы договор. И было сказано, что отныне добро и зло нельзя творить без согласия. И было сказано, что будет Дневной Дозор, чтобы следить за Силами Света. И было сказано, что будет Ночной Дозор, чтобы следить за Силами Тьмы.

Цитата из фильма

Говорят, в романе Сергея Лукьяненко “Ночной дозор” и экранизированной его версии силы Света и силы Тьмы показаны объективно, такими, как они есть. Но представим, что фильм мы не смотрели, и подумаем, о чем же Добро и Зло могут договориться. Не ночнодозоровские Гесер и Завулон, шепчущие на ухо человечеству свои таинственные глаголы, а действительно Добро и Зло — с большой буквы. То есть такое Добро, которое по определению не сможет дать лицензию на “скормление” вампиру молодой девушки. И, конечно же, никак не согласится, чтобы какие-то юнцы в дорогих спортивных костюмах и с золотыми цепями на шее “из Дозора Дневного” указывали ему, что и как делать. Добро абсолютное, исходящее от всеблагого и всемилостивого Бога.

Каково же тогда абсолютное Зло? Православие учит, что все существующее в мире, как созданное сверхразумным Богом, осмыслено и потому объяснимо. Но Бог зла не творил, и потому оно не имеет смысла и, как бессмыслица, необъяснимо. Мало того, не будучи сотворенным, зло, собственно, и не существует. Зло — это уклон бытия к небытию, движение к мнимой цели, извращение, ложь, болезнь бытия. Как сила, направленная к небытию, оно всегда разрушительно. Значит, абсолютное Зло — там, где нет Добра. Потому что, если есть Добро, Злу не остается места.

О чем же могут договариваться силы Света с силами Тьмы? О том, что Свет иногда будет “выключаться”? Или о том, что Добро будет время от времени “отдыхать”, сдавая смену Злу? О чем Бог, который “вся премудростию сотворил”, может условиться с тем, что не существует, с ничем?

Идет война добра со злом

Дневной Дозор: Ваш сотрудник обвиняется в незаконном применении оружия.

Семен: Чего он говорит?

Медведь: Не слышу, машина работает…

Цитата из фильма

Можно подумать... Как это зло не существует, ведь его же полно кругом! И, согласно фильму, столетиями силы Ночного Дозора боролись с его служителями: ведьмами, колдунами и вампирами. Но мы-то знаем, что там, где есть добро, нет зла. Все зависит от человека — выбор-то за ним. Бог не может заставить его насильно творить добро, принудить любить, помогать, прощать. Все в наших руках. Там, где нет добра, — понятно, что будет. Воины света тысячу лет отлавливали нечисть, “терзавшую род человеческий”, но отлавливать было мало — нужно было чем-то заполнять освободившееся место. Заполнять добром и светом. Но Сил Света, как они сами себя назвали, на это уже не хватало. Они могли только уничтожать зло и потому оказались слабее Сил Тьмы. Последняя не только “гасила” Свет, но и успевала заполнять собой мир…

Теперь идет война. Но какого добра, с каким злом? В рассказе о Великой битве, показанной в начале фильма, говорится, что силы Добра и Зла поняли, что равны и что никто не победит. Поэтому, дабы сохраниться, они решили заключить Договор о том, что в ближайшее тысячелетие будут присматривать друг за другом, пока не придет Великий Иной, который сдвинет дело с мертвой точки. Но такое соглашательство со стороны Сил Света — предательство. Во все войны находились герои, которые ценой собственной жизни уничтожали врага и приносили освобождение если не народу, то своему городу, деревне, семье, дорогому человеку, наконец. Не так ли должны были поступить и Гесер с воинами? Они поняли, что если битва продолжится, то погибнут ВСЕ, т. е. Зло, правда, ценой собственных их жизней, все-таки будет УНИЧТОЖЕНО. Однако “светлые” предпочли остановить битву, растянуть ее на тысячу лет, отдать человечество на новые страдания и муки, — просто чтобы выжить. Грубо говоря, они убили двух зайцев: остались целы и обеспечили себя работой (следить за Злом) на энное количество лет. Отдав людей на растерзание Завулону и Ко, они натянули на себя коричневые робы и стали выдавать лицензии — кому на канибальство, кому на убийство, кому на разбой.

“Светлые” стали неприметными трудягами Горсвета, стелющимися перед нагловатым и самоуверенным Дневным Дозором; просящими распальцованного мальчика в красном “адидасе” убрать свою Audi-ТТ, — чтобы, не дай Бог, не задеть...

И меркнет свет. В углах паук плетет узор

Ольга: Какой молодой симпатичный вампирчик…

Антон: Он никого не трогает.

Ольга: Это он пока никого не трогает, а когда-нибудь и захочется. Да?

Костя-вампир: Да! И я на законных основаниях, Антон, пойду к тебе в офис, и ты на законных основаниях выдашь мне на это лицензию…

Цитата из фильма

В действительности весь этот “Ночной дозор” — сказочная фантастика. Во всяком случае, так говорит автор нашумевшей трилогии о Дневном, Ночном и Сумеречном Дозоре Сергей Лукьяненко. О нем пишут как о культовом писателе, а его произведения сравнивают чуть ли не с “Властелином колец”. Сергею, по его словам, давно хотелось написать что-то мистическое, но гномов и эльфов описывать было неинтересно. Так родилась идея Сумрака — площадки битв магов, живущих среди нас, как обычные люди, а отношения выясняющих в Сумраке (чтобы не волновать обычных людей). Вся эта задумка воплотилась в три книги, которые сегодня взахлеб читают и в России, и у нас.

Мистика дело не новое. Современные авторы, удовлетворяя потребности жадных до всего потустороннего читателей, прибегают к ней даже чаще, чем нужно. И Лукьяненко можно было бы причислить к разряду обычных выдумщиков... Если бы он не декларировал свою православность (крестился сознательно три года назад). При таком положении вещей остается сожалеть, что талантливый писатель, по совместительству врач-психиатр, тратит свои силы и время на подобные литературные изыски.

Не жаль ему было истязать клавиатуру, чтобы показать Добро таким убогим?.. Православный человек, верующий в Бога-Любовь, Бога-Милосердие, Бога-Всепрощение, вдруг придумывает, что Добро должно испросить лицензию у какого-то там Дневного Дозора на то, чтобы помочь больной бабушке. А за это выдать Злу лицензию на очередную пакость. Не смешно ли? От такого “Добра” хочется бежать к более умному Злу, которое заправляет, по сути, всем.

Но нет, не смешно, но страшно. Ведь сейчас в умах наших людей, у которых десятилетиями отбивали веру в Бога и желание искать Его, идет напряженное осмысление жизни, поиск идеалов и направлений, куда двигаться, за кем идти. Каждому из нас нужно самому выбрать, на чью сторону встать — Света или Тьмы, что творить — Добро или Зло, кому молиться — Богу или дьяволу. Но для сознательного выбора необходима правда. Человек должен знать, что есть что и Кто есть Кто. Он должен обладать всей полнотой информации. Подавая же ее искаженно, урывками, купируя и переиначивая, человека можно сбить с пути и погубить. Что и делает фильм “Ночной дозор”.

Юлия Коминко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu