Православные храмы

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Храмовый комплекс Архангела Михаила (в Дарнице)

В год 1000 летия Крещения Руси было принято решение о строительстве…
Публикации

Адамант веры

О святом патриархе-мученике Гермогене – ревностном защитнике Православия

Воспитание — это приобщение к святости

Преподобный Силуан говорил: “Брат мой — жизнь моя”. Состоящий в браке человек…

90-летие восстановления Патриаршества на Руси

17–18 ноября Предстоятель Украинской Православной Церкви по приглашению…

Православие и астрология

Прежде чем обратиться к заявленной теме, напомним читателям, что сами маги относят астрологию к одной из так называемых оккультных наук.

Все трактаты по ритуальной магии ХІІ–ХІХ вв. содержат астрологические разделы. Многие столпы европейского оккультизма эпохи Возрождения, в частности англичанин Джон Ди (1527–1608), считали необходимым совмещать занятия алхимией, магией и астрологией. Маг и астролог эпохи Реформации Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхейм (1486–1535) в “Магических трудах” пишет, что волшебство “настолько родственно астрологии, что тот, кто выдает себя за волшебника, не имеющего отношения к астрологии... всегда ошибается”. Фрэнсис Кинг в “Современной ритуальной магии” развивает эту мысль: “Тому, что народная магия выжила в период 1680–1800 гг., она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей”. Астрологии посвящены главы VIII и IX первой части книги Папюса “Практическая магия”.

Да и в наши дни надо еще поискать рафинированного астролога, который не совмещал бы свои штудии звездословия с упражнениями в других видах гадания, оккультных “наук”, ритуальной магии либо в той или иной форме неоязычества. Даже сторонник “научной” астрологии С. Вронский в книге “Астрология: суеверие или наука?” (Москва, 1991) указывает на чрезвычайную важность для успеха астрологического прогноза владения астрологом ясновидением и другими “паранормальными способностями”, которые и ныне относятся к области магии. В свою очередь, колдуны и неоязычники вовсю используют какую-либо разновидность астрологии или же выдумывают новые ее варианты. Так, один из темных уголков “Сознания Кришны” занимает “индусская” астрология.

 

От предзнаменований — к идолопоклонству

Тем временем и для боговдохновенных авторов Библии, и для отцов Церкви астрология была составной частью гадания и волхвования (магии, волшебства). Вот что говорится в памятнике раннехристианской письменности конца I — начала II в. “Учение двенадцати апостолов” (“Дидахи”): “Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство”. “Дидахам” вторит церковный писатель III в. Тертуллиан. Эта же мысль явствует из контекста 36-го правила Лаодикийского Поместного Собора 345 г. (см. ниже).

Итак, астрология без магии — это такой же нонсенс, как сероводород без серы. Соответственно, все обличительные слова пророков, все канонические прещения против волхвователей и гадателей в равной степени относятся и к астрологам.

 

Что говорит Бог?

Обратимся прежде всего к Священному Писанию:

“...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой” (Втор. 18, 10–14).

“...Манассия поставил жертвенники Ваалу... и поклонялся всему воинству небесному и служил ему, и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты. (Речь идет либо о языческих обрядах очищения огнем, либо о распространенных среди хананеян и сирофиникийцев жертвоприношениях детей, которых сжигали в огромных, полых изнутри раскаленных медных статуях — идолах бога плодородия Ваала (Бела) <...> И говорил Господь чрез рабов своих пророков и сказал: За то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости.., за то, так говорит Господь, Бог Израилев, — вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того” (4 Цар. 21, 1–12).

“И повелел царь (Иосия. — Ред.)... вынести из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов... которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному... и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное” (4 Цар. 23, 4–6).

“Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся” (Иер. 10, 2).

 

Святые отцы об астрологии

Правило 36 святого Поместного Собора Лаодикийского:

“Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из Церкви”.

Ниже приведено 61-е правило Трулльского Собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило судит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежат к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждается это самым категорическим образом под угрозой отлучения от Церкви. Никита, канонист начала XII в., ссылаясь на 24-е анкирское правило и на “Диспут между теологом и астрологом” (Беккер У. Lexicon der Astrologie, 1988) и на данное (36-е) лаодикийское, занятия гаданиями называет языческим делом, недостойным христианского мира, а еще менее Православной Церкви.

Правило св. Григория, епископа Нисского:

“Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинити некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению данному им каким-либо несчастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры, и с тем, чтобы не “веровати, яко Бог есть покланяемый христианами”, — то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Аще же несносная нужда, овладев слабою их душею, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою, — то над сими такожде будет явлено человеколюбие по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостати мучениям”.

Кто занимается волшебством, гаданием и подобными делами и верит в них — чрез то показывает, что в Бога не верит, и, следовательно, он изменник веры святой. Ввиду этого св. Григорий и считает источником настоящего греха ту же самую силу души, от которой исходит и отступничество, и предписывает грешникам подобного рода, в случае их покаяния, ту же епитимию, что и для отступников.

 

Правило 61-е Пятошестого (Трулльского) Вселенского Собора:

“Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые... соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или коя часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с Велиаром?”

Колдовство, гадание и подобные им дела это правило порицает, как сатанинское дело, и наказывает шестилетней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует в грехе, — подлежит вовсе извержению из Церкви. Это — касательно мирян.

А если священник в этих делах уличен будет, если он верит в гадания, если он сам предается колдовству и гаданиям? Об этом говорит 36-е правило Лаодикийского Собора. Антиохийский же патриарх Федор Вальсамон, один из наиболее авторитетных в истории Православия канонистов, в толковании 61-го правила Трулльского Вселенского Собора замечает, что такой священник подлежит немедленному извержению из сана. И так как это — измена вере, то такой священник должен быть исключен и из Церкви, ибо, занимаясь подобными делами, он из служителя Вечного Бога превратился в служителя диавола.

Подготовил Александр Кривонос

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu