Православные храмы

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Никольский храм (Киевский следственный изолятор)

Киевский следственный изолятор - изначально, в XVIII веке - Киевская…

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…
Пиво на дом
Узнай, к чему снится дом. Современный сонник. Читай на сайте
1beer1.ru
Салон красоты оболонь
Салон домашнего кино и стерео
kolorist.kiev.ua
Помада коричневых оттенков
CHANEL Rouge Allure INK - помада, которая мгновенно сливается с губами
smoky-eye.ru

Публикации

Преподобный Герман Аляскинcкий

Монах Герман был одним из Валаамской братии, избранной для просвещения светом…

Шпион

В Харбине мы имели своего шпиона, лично приставленного к нашей семье. Это…

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

По благословению Святейшего Алексия II Фонд Андрея Первозванного организовал…

Вы не люди Библии! — упрекают православных адепты современных протестантских конфессий. — Вы не знаете Писания!..”

На этот упрек трудно возразить. Действительно, на первый взгляд, многие православные христиане знают Библию много хуже протестантов. Мы не умеем манипулировать цитатами и быстро по памяти находить их  “адрес”, т. е. главу и стих. Конечно, священники и образованные миряне хорошо знают Писание, но доля таких людей в Православной Церкви намного меньше, чем в протестантских конфессиях.

Правда эта тем более горька, что незнание Библии мирянами вовсе не свойственно православной традиции. “Вы ошибаетесь, полагая, что читать Писание подобает одним только монахам, тогда как оно еще более необходимо вам, живущим в миру”, — писал св. Иоанн Златоуст, добавляя: считать лишним чтение Писания — “сатанинский обычай”. “Постоянное размышление над Словом есть свет для души”, — считал св. Исаак Сирин. А прп. Серафим Саровский говорил, что христианин должен жить в Писании, как “рыба в воде”.

Для чего христианину знать Писание? Ответ очевиден: для того чтобы исполнять заповеди Божии. Поэтому правильнее было бы сформулировать проблему не “кто лучше знает Писание”, а “кто воплощает его в жизнь”. “Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф. 10, 32). Да, знание Писания необходимо для спасения, но разве можно утверждать, что православные не знают Библии, лишь на том основании, что они не выучили пары сотен цитат с точными ссылками?

Каждые субботу и воскресенье мы присутствуем на богослужении в храме и молимся так, КАК УЧИТ БИБЛИЯ. Всенощное бдение, совершаемое в наших храмах каждую субботу, начинается с пения священнослужителями в алтаре: поют немного перефразированные слова 94-го псалма: “Приидите поклонимся Цареви нашему Богу” (см. Пс. 94, 6).

Затем хор исполняет 103-й псалом, слова из которого: “Благослови, душе моя, Господа” — хорошо известны каждому православному. Верующие вслед за псалмопевцем проникаются благодарностью Богу, Который “вся премудростию сотворил” (см. Пс. 103, 1, 24). После поется “Господи, воззвах” — отрывки из 140-го псалма (“Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя” (Пс. 140, 1–2)).

Итак, в храме люди молятся так, как учит молиться Библия. Ведь наше богослужение примерно на 80% составлено именно из Писания.

Первая часть всенощного бдения — вечерня — заканчивается словами св. Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…” (Лк. 2, 29) — и 33-м псалмом: “Благословлю Господа на всякое время” (Пс. 33, 2). По этим словам прихожане учатся, КАК нужно общаться с Богом. А научившись этому, верующие фактически выполняют ГЛАВНУЮ заповедь: “Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” (Мф. 22, 37). Ведь Всевышний незримо присутствует на богослужении (“где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде их” (Мф. 18, 20)).

Следующая часть богослужения (начало утрени) — песнь Ангелов, радовавшихся о рождении Христа: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк. 2, 14). Затем читаются шесть псалмов, предсказывающих рождение Сына Божия. После диакон приглашает прихожан помолиться Богу: “…о всем притче и людях Господу помолимся, о поющих, предстоящих людех, о богохранимей стране нашей, властех и воин  стве ея, о плавающих,  путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся”. Ектения (от греч. “прошение”) есть прямое выполнение слов Апостола: “Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих” (1 Тим. 2, 1–2).

После ектении в храме читаются кафизмы — отрывки из Псалтири. И снова верующие учатся молитве по Библии. Вообще, в православном богослужении очень много Псалтири — переосмысленной по-христиански, в свете уже исполнившихся пророчеств о пришествии Мессии. Господь очень любил псалмы, часто цитировал их и перед смертью молился словами 21-го псалма.

Следующая часть богослужения — полиелей. Это торжественный выход священства под пение отрывков 134-го и 135-го псалмов (“Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа”), тропарей (коротких стихотворений, в которых прославляются евангельские события или святые) и чтение Евангелия. Длительное пение разных мест Священного Писания сменяется чтением. Так что заявить, что православные не знают Библии, может только человек, не потрудившийся разобраться в православном богослужении.

После Евангелия чтец читает 50-й псалом, и хор поет ирмос (первую строфу песни на тему библейских событий) первой из девяти песен канона — о переходе евреев через Чермное море. Песни канона повествуют о воскресении Христа и его значении для человечества, пересказывают какой-либо отрывок из Евангелия, притчу Христа или же прославляют святого, в честь которого составлен канон. Некоторые песни почти дословно цитируют отрывки из Евангелия.

После восьмой песни канона поется торжественное восхваление Бога Девой Марией: “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем” (Лк. 1, 46–47). Затем мы снова слышим псалмы — так называемые “хвалитные” (148-й и 149-й). В своей любви к Богу псалмопевец хочет, чтобы Всевышнего славили не только люди, но и явления природы: “Хвалите Господа… огнь и град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедры” (см. Пс. 148, 1, 8–9). И все это переходит в “Великое славословие” — удивительно гармоничное собрание стихов из Псалтири.

Тот же библейских дух присутствует и в основном православном богослужении — литургии, в начале которой звучат антифоны — отрывки из псалмов, попеременно исполняемые двумя хорами. Затем хор поет “Блаженны” — евангельские заповеди блаженства, читается отрывок из апостольского послания и Евангелия. Литургия является прямым исполнением слов Господа: “Сие творите в мое воспоминание” (Лк. 22, 19). На литургии поются и “Отче наш”, и 33-й псалом. Само священническое благословение, предваряющее анафору — важнейшую часть литургии, в которой пресуществляются Дары, — это дословная цитата из Второго Послания апостола Павла коринфянам (2 Кор. 13, 13).

Приведем тексты некоторых священнических молитв на литургии со ссылками на соответствующие места из Священного Писания:

“Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно… Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя” (ср.: Пс. 24, 16; Еф. 2, 4).

“Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (ср.: Пс. 27, 9), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Tвoeгo (ср.: Пс. 25, 8)… Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя” (ср.: Пс. 26, 9; 16, 7).

“Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующимся об Имени Твоем, прошения подати обещавый (ср. Мф. 18, 19–20), Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (ср.: Пс. 19, 6), подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины (ср.: Евр. 10, 26), и в будущем живот вечный даруя”.

“Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся (ср.: 1 Кор. 10, 17), соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие (ср.: 2 Кор. 13, 13)… И ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крове Христа Твоего… Но да обрящем милость и благодать (ср.: Евр. 4, 16) со всеми святыми от века (ср.: Лк. 1, 70) Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся” (ср.: Евр. 12, 23).

Многие из упомянутых песнопений и молитв православные знают наизусть и перенимают через них дух Писания, такое настроение молитвы, которому учит Библия, ЖИВУТ ПО БИБЛИИ. Единственное, что плохо, это то, что далеко не все православные знают, какое именно место из Писания стало основой для того или иного момента богослужения. Однако исполнение Божиих заповедей, наверное, важнее заучивания номера их стихов...

Влад ГОЛОВИН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua