Православные храмы

Храм мучеников Адриана и Наталии (на Лесном массиве)

Первый молебен перед началом строительства был отслужен 26 августа /…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в Дарнице)

Георгиевский храм посвящен солдатам, погибшим и замученным в…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Публикации

“Вікна”, у які дивитися небезпечно

Це і парадокс, і сумна закономірність нашого часу, що з’явилися такі…

Поделиться радостью со всеми

Интервью с архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским Николаем (Грохом)

Душу врачует Дух Святой, а не экстрасенс

Многие киевляне встречали на улицах города экзотического вида человека, который…

Как известно, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна первый митрополит Киевский Михаил основал два храма-монастыря. Оба храма были посвящены Архистратигу Михаилу: нынешний Златоверхий и Выдубицкий.

Летопись же сообщает, что в 1070 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила “в монастыри Всеволожи на Выдобичи”. Есть и другие указания на то, что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя св. Михаила. “Где же мог ютиться этот старый монастырь, как не в пещерах, которые теперь открыты с несомненными следами и остатками пещерного монастырского храма?..” — размышляет первый историк этих пещер И. М. Каманин.

В то время, когда заложен был храм св. Михаила “на Выдобичи” (выражение летописи), к сооружению Великой Печерской церкви даже не приступали. Оно началось лишь три года спустя,  в 1073 году. Однако строительство храмов шло с разной скоростью. Храм во имя св. Михаила был окончен и освящен в 1088 г., т. е. через 18 лет, а Великая Лаврская церковь — в 1089 г., т. е. через 16 лет. “Таким образом, и по времени основания монастыря, и по времени сооружения и освящения храмов, Выдубицкий монастырь старше Печерского”, — заключает ученый.

Какие же игумены подвизались в Зверинецком (подземном Выдубицком) монастыре? В отличие от Печерской Лавры, летопись здесь, к сожалению, не велась. В то время на Руси еще не было летописцев — первый из них, прп. Нестор Печерский, жил и писал значительно позже. И все же позднейшая летопись приводит имена двух епископов обители св. Михаила: Софрония и Лазаря, в разное время участвовавших в двух видных церковных торжествах — 1072 и 1088 гг. (перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба и освящение Выдубицкого храма). Надписи на жертвеннике дают нам еще семь имен. Хотя если неразборчивая часть надписи “...он...” относится к имени Софроний, то число их сводится к шести. Следовательно, за время существования пещер в них было девять или восемь игуменов.

С принятием христианства на Руси людей, достойных быть игуменами и епископами, было немного, и чуть ли не все русские епископы тогдашних епархий избирались из наиболее известных своей строгой и святой жизнью киевских монастырей. Ввиду этого не должно казаться удивительным, что едва ли не все игумены этих монастырей, (или, по крайней мере, большая часть их) избирались во епископы той или другой епархии. Так, из семи игуменских имен, начертанных в Зверинецких пещерах над жертвенником, три имени могли принадлежать игуменам, ставшим впоследствии епископами, а именно Леонтия, Михаила и Мины. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был киевлянином.

“Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого монастыря св. Михаила и игуменства в нем Леонтия, — пишет И. М. Каманин, — судя по Синодику и имея в виду время епископства св. Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать, что Зверинецкий игумен Леонтий и св. мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский, — одно и то же лицо”.

В самом деле: Ростовская епархия была учреждена тотчас же по крещении Руси, причем первыми епископами были в ней греки. Однако греческие епископы, мало успев в насаждении новой веры среди грубых язычников, отказались от своей паствы и оставили епископию. Пришлось назначить туда русского. Так третьим по счету епископом стал Леонтий.

Много потрудившись на новом поприще, св. Леонтий ревностно распространял христианство на языческом русском Севере и мученически окончил там свою жизнь. Он прославился своими чудотворениями и впоследствии был причислен к лику святых. Мощи его были обретены в 1169 г. и ныне почивают в ростовском соборе Успения Пресвятой Богородицы.

Подготовила Елена Громоздова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me