Православные храмы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор на Святошино)

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Публикации

Почему люди не веруют в Бога

Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него?.. Не по…

Пусть горит наша Свеча милосердия

После Пасхи был завершен первый этап благотворительной акции “Свеча…

Шаман с Библией, или «Посольство Божье» как субъект теневой религии

Владимир Жукотанский знает секту “Посольство Божье” и ее лидера не понаслышке.…

Анафема — в древней Христианской Церкви отлучение от Церкви, или исключение еретиков или нераскаявшихся грешников из общества верующих. В Православной Церкви этот чин совершается в неделю Торжества Православия. (“Библейский словарь”)

Ни одно из действий церковной власти не порождало и не порождает в христианском обществе столько недоразумений, ропота и недовольства и не подвергалось и не подвергается таким нападкам со стороны свободно, но неправо мыслящих людей, как отлучение от Церкви, произнесение анафемы.

При ближайшем исследовании дела не оказывается здесь ни малейшего следа жестокости, злобы и иерархического деспотизма. Напротив, нигде не ограничивается так произвол и своеволие церковной власти, как в том пункте законоположения, где идет дело о применении отлучения — этого самого тяжкого из всех церковных наказаний, и ничто не совершается церковным начальством с такою скорбию, как отлучение.

Всякое человеческое общество, установившееся с какою-либо внешнею целью, имеет полное право исключать из среды своей тех из своих сочленов, которые не только не исполняют принятых на себя обязанностей, но и противодействуют стремлениям общества, задерживая этим достижение намеченных целей.

Если же, таким образом, право изъятия или отлучения есть естественное, в самой природе вещей лежащее право, — то тем более уместно и необходимо право отлучения в религиозных обществах, которые зиждутся единственно на нравственных началах, имеют высшие нравственные задачи, для достижения которых употребляют только нравственные средства.

Это отлучение ведет свое начало от самых первых времен человеческого рода. Первообразом его является грозное осуждение с его роковыми последствиями, которое произнес Творец на наших прародителей по их грехопадении. Это изгнание из рая есть первое отлучение человека от непосредственного общения с Богом, сопровождавшееся для человека тяжелыми последствиями.

Ветхозаветная история немало дает нам примеров таких наказаний, или отлучений, совершаемых Самим Богом. Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина. А затем во Всемирном потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, все развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносившихся от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Уже Ездра ясно упоминает об этом учреждении как о действительно существующем (2 Езд. 9, 9).

Как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных. Ясное указание на дарование Господом Церкви этого последнего полномочия находится в заповеди Его, записанной в Евангелии от Матфея: “Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел ecu брата твоего” (Мф. 18, 15). Таковы первые слова этой заповеди; они означают, что если ближний твой обидит тебя словом или делом или причинит какой-нибудь вред, то не переноси этого дела в суд тотчас же, но стань прежде глаз на глаз с обидчиком, объясни ему его неправоту и постарайся сам лично склонить его к миру, раскаянию и исправлению. Если успеешь в этом, то ты спас его, произвел в нем нравственный переворот и возвратил на путь добра; ибо, как говорит св. ап. Иаков, “обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов” (Иак. 5, 20). “Аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол”, — продолжает Господь (Мф. 18, 16). То есть если первая попытка твоя к обращению грешника останется без последствий, то усугубь свои увещания, поставь дело гласно, сделай обидчику наставление при свидетелях, чтобы слова твои в их присутствии имели более силы, и он, видя их единомыслие с тобою, тем скорее пришел к сознанию своего греха и исправлению. “Аще же не послушает их, повеждь Церкви“ (Мф. 18, 17). То есть если и пред лицом свидетелей останется он непреклонным, а твои убеждения к исправлению — безуспешными, в таком случае ты вправе заявить об этом обстоятельстве представителям Церкви, дабы эти последние, в присутствии общества, еще публичнее и убедительнее сделали ему вразумление и еще настойчивее потребовали от него исправления. “Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф. 18,17). То есть если он настолько окажется закоснелым в своем порочном направлении, что пренебрежет и священным авторитетом церковных представителей, окажет и им явное и упорное сопротивление, — тогда уже представители Церкви вправе отлучить его, как упорного и неисправимого, от своего общества и низвести его на степень таких людей, которые совсем не принадлежат к Церкви.

Согласно этим изречениям Св. Писания наша Православная Церковь с самого начала существования держалась и держится того убеждения, что отлучение есть Божественное учреждение и что епископы, определяя такое наказание, действуют во имя и по поручению Бога.

Каким же образом может совершиться это спасительное действие отлучения? Грешник, отлученный от Церкви, вообразив всю великость наказания и несчастия, постигшего его, представив себе ту страшную бездну, в которую низринут он, те опасности, которыми угрожает ему отторжение от недр Церкви и Тела Христова, не может не отрезвиться и не прийти к сознанию своего печального положения и не восчувствовать глубокой скорби. В этом случае он, так сказать, вынужден бывает переменить превратный образ своей жизни и мыслей и в чувствах раскаяния возвратиться в недра Церкви, чтобы испросить прощение, сделаться снова участником благодати и таким образом спасти свою душу.

Общественный порядок и дисциплина легко могли бы поколебаться, и нравственно-религиозная жизнь более слабых чад ее могла бы подвергнуться большой опасности, если бы она (Церковь) не стала отсекать вредных и зараженных нравственной болезнью своих членов и не предохраняла от нее здоровых. Эту мысль повторяют и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст замечает, что при отлучении имеется в виду не одна только личность отлучаемого, но и вся Церковь; ибо только таким образом можно отвратить от нее опасность заразы; так как преступление одного в случае безнаказанности тотчас передается всей Церкви и подвергает ее разрушению. Святой Киприан пишет епископу Помпонию, чтобы тот отлучил от Церкви девиц, нарушивших обет целомудрия, равно как и их соблазнителей, и никогда не принимал их обратно, если они не исправятся. Блаженный Августин говорит также, что на пастырях Церкви лежит обязанность отделять больных овец от здоровых, чтобы яд заразы не перешел и на здоровых. “Тот, — говорит он, — для Которого нет ничего невозможного, исцелит чрез это отделение и больных”.

* * *

В заключение всего сказанного нами дадим общее понятие о церковном отлучении. Соединив все, что доселе сказали мы о сущности и значении отлучения, в одно общее представление, мы получим такое определение его: оно есть отторжение от внешнего и внутреннего общения с Церковию, основанное на естественном и Божественном праве, совершенное лишение всех средств ко спасению, приобретенных в святом Крещении, отсечение от живого тела Иисуса Христа и низведение отлученного в состояние неискупленного человека; оно есть самое тяжкое из всех церковных наказаний, употребляемое с целию исправить виновного, поддержать честь и достоинство церковного общества и предотвратить от прочих членов его опасность соблазна и заразы.

Подготовил диакон Александр ДРАБИНКО, кандидат богословия

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua