Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…
Публикации

Поэма о покаянии

У каждого народа и у каждой эпохи есть имена, символическое значение которых не…

День народження Церкви

П’ятидесятниця, або Зішестя Святого Духа на апостолів, святкується на…

Откуда взялась печаль Виктора Цоя?

В церковной среде мы часто встречаем принципиальное неприятие рок-музыки…

Оккультизм и Православие: взгляд на вопросы спасения

“Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто”. (Сир. 3, 22)

Человек по природе своей одновременно принадлежит двум мирам: миру видимому — вещественному, пространственно-временному и миру духовному. Этим объясняется и стремление человека к познанию не только видимого, но и незримого мира. Оно изначально заложено Богом в самом существе “венца творения”. Бессмертная душа, ощущая свою связь с Творцом, стремится к общению с Ним, видя в Нем Источник своего бытия.

Об этом прекрасно пишет архимандрит Рафаил (Карелин), рассуждая о необъяснимых порывах и внутренних смятениях, знакомых, наверное, каждому: “Ответь мне, душа моя, кто ты? Если ты от небес, то почему ищешь счастья в грязи? Если ты от земли, то откуда у тебя тоска по небу? Если ты царица, то зачем надела вместо порфиры нищенские лохмотья; если родилась нищей, то почему ищешь богатства, которого не имела? Если ты не знаешь Бога, то почему вдруг среди мирского шума сердце твое внезапно дрогнет от слов молитвы, непонятных тебе, как от звуков песни, слышанной в далеком детстве? Если ты не помнишь о рае, то откуда эти горячие слезы, которые обжигают твое сердце, слезы неведомой любви, более сладкие, чем все наслаждения мира?”

Но в наше время, когда люди оказываются на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанными от каких-либо религиозных традиций, человек, слыша в своей душе этот призыв свыше, бывает не в силах определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Будучи создан Богом с врожденным стремлением к познанию и самосовершенствованию и одновременно с возможностью следовать за своим Творцом, познавать себя и окружающий мир через Бога, человек наделен нравственной свободой выбора. И одним из самых опасных искушений, которые сопровождают человечество в этом выборе на протяжении всей его истории, искушение “тайным знанием”.

Поддавшись первому соблазну “тайным знанием”, пали в раю прародители Адам и Ева. Грех Адама можно рассматривать как первый оккультный опыт. Человек попытался проникнуть под Божественный покров, разгадать Божественный замысел строительства мироздания, стать равным Богу. Сделал он это самовольно, дерзко, пренебрегая заповедью своего Творца. Поучителен и результат первого оккультного опыта. Какое же знание получил Адам, когда, искушенный змием, вкусил запретный плод? Только познание своего ничтожества — со стыдом и страхом он скрылся от лица Господа.

Но и после изгнания из рая люди постоянно поддавались искушению овладеть миром с помощью тайных методов, которыми их соблазняли падшие духи, вновь теряя рай — жизнь вечную. И сегодня многие, стремясь познать нечто такое, что наделило бы их необычными способностями, поведало о скрытых законах мира, дало бы власть над людьми и стихиями, попадаются в сети лукавого, искусно маскирующего свои ловушки привлекательной формой. Многие заблуждаются по неведению. Людям свойственно стремление к добру и истине, но немощная наша падшая природа, болезнующая самомнением и любопытством, часто увлекается лжеучениями и суевериями и не дает увидеть той пропасти, к которой подталкивает людей враг рода человеческого.

Современные старцы с тревогой говорят об интенсивной пропаганде лжеучителей, которые соблазняют несведущих в духовных вопросах людей “тайным знанием”. Так, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: “Никогда на ниве Христовой не было столько и таких разнообразных плевел, как ныне… Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как теперь. Никогда, наверное, и мы, верующие, не были так бессильны, слабы и маловерны”. Эту же мысль подтверждает архимандрит Кирилл (Павлов): “Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели… Семь ханаанских народов были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи человеческие — это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли им дорогу… Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть ложь. Поэтому люди и задыхаются. Потому что во лжи пребывают. А если к истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость”.

Для атеистического сознания, невежественного в духовном отношении, все религии равнозначны. Следствием этой духовной слепоты является распространенный в нашем обществе предрассудок, что все религии в общем и целом одинаковы. Оккультизм, в свою очередь, всячески поддерживает это воззрение, утверждая, что все религии разными путями ведут к одной и той же цели. Отсюда и объяснение того успеха, каким пользуются оккультные и восточные мистические идеи среди людей, невежественных в духовном отношении. Немаловажную роль играет в этом и холодная рассудочность в подходе к познанию Бога и к человеку. Все системы, основанные на этом подходе, призывают своих адептов к проникновению (мысленному или реально-чувственному) в невидимый мир.

Из вероучения Православной Церкви известно о существовании положительных и отрицательных воздействий, исходящих из этого мира, о наличии в нем ангельских и демонических существ, борющихся за человеческую душу. Эти обстоятельства не позволяют равнодушно относиться к факту существования невидимого мира. Святые отцы учат, что любые самовольные попытки проникнуть в этот мир и установить с ним контакт, опасны и грозят катастрофическими и непоправимыми последствиями. В нашем нынешнем падшем и греховном состоянии полнота знаний обо всем сущем не полезна и чревата опасностью. Необходим минимум знаний, который охватывал бы лишь исключительно то, что необходимо для спасения, а не для удовлетворения любопытства.

Как учит Православная Церковь, грехопадение прародителей является той причиной, по которой промыслительно для человека мир духовный остается невидимым. Именно в силу поврежденности человеческой природы, ее склонности по внушению демонов на зло, “потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его” (Быт. 8, 21), общение с духовным миром представляет такую опасность. Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет: “Мы влечемся то ко злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру… Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков… В кратчайшее время человеки по преуспеянию во зле соделались бы демонами; покаяние и восстание из падения были бы для нас невозможны”.

Следует отметить, что при всем разнообразии “тайных учений”, открытых сегодня миру, между ними прослеживается определенное сходство: обещание рая на земле, смертельная ненависть к Православию и подготовка людей к приходу “нового мессии”.

Оккультизм считает состояние человека нормальным, не нуждающимся в исцелении и вполне подходящим для развития божественных качеств и сверхъестественных сил. Принципиальным отличием пути Православия от оккультных и мистических учений является наличие в нем покаяния как самого основного необходимого для исцеления человеческого естества, рассматривая его как ненормальное и болезненное (падшее).

Цель земной жизни христианина, согласно православному учению, — восстановление человека из его падшего состояния, преобразование ветхого в нового, примером которого является Иисус Христос, обожение человека через Христа. Покаяние и смирение — это те врата, через которые лежит этот путь, ведущий к познанию истины, а также и невидимого мира. Однако такое познание не является в Православии самоцелью, а лишь следствием обожения верующего.

Александр КУКУИШКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu