Православные храмы

Храм Рождества Христова (на Оболони)

Строительство храма началось в 2006 г. 5 октября 2007 года,…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…
Публикации

Рождество по-западноевропейски

Рекламные огни, конкурсы, рождественские скидки, елки, Деды Морозы… Мир вовсю…

В доме скорби. Церковь и психиатрия: в поисках взаимодействия

Растленье душ и пустота, что гложет ум, и сердце ноет. Кто их излечит, Кто…

В сердце Гуцульщины сохранился самый древний в Украине обряд колядования

От Рождества до Крещения в селе Криворивня Верховинского района…

Безбрачие и девство

В Ветхом Завете весьма высоко ценилась брачная жизнь. Главнейшую цель брака ветхозаветные евреи видели в приумножении потомства, освященном древним благословением Божиим (см. Быт. 1, 27, 28). Стремление к увеличению потомства, замеченное у евреев еще Тацитом, получило высшее освящение в силу обетования о народе, в котором должно было явиться и обетованное Семя жены, призванное стереть главу змия (см. Быт. 3, 15).

Оставаться вне брака и не иметь детей или лишиться их значило подвергнуться страшному несчастью, потерять свое имя, славу в потомстве. “Итак поклянись мне Господом, — говорил Саул Давиду, — что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего” (1 Цар. 24, 22). Радостно восклицала святая и праведная Елизавета, когда пришло время зачать ей уже в престарелом возрасте: “…так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми” (Лк. 1, 25).

При всем том в Священном Писании Ветхого Завета признается высокое достоинство девственности, свойственной по преимуществу внебрачному состоянию. Через всю Библию и Талмуд, этот кодекс древнееврейского предания, проходит идея девственного безбрачия. Мало того, в ветхозаветное время были личности, добровольно посвящавшие себя безбрачной жизни. Видны даже задатки института безбрачия, получившие свое совершенное развитие и раскрытие уже в Новом Завете — в христианском безбрачии, как вполне свободно принятом обете, целью которого являлось достижение наивысшего нравственного совершенства.

 

Девственность и целомудрие

Уже во времена еврейских патриархов девственность относилась к числу самых ценных украшений девушки (см. Быт. 24, 16). При заключении брака евреи обращали особое внимание на девственность и целомудрие (см. Втор. 22, 14). Ветхозаветные пророки запрещали не только первосвященнику, но и простому священнику вступать в брак со вдовою или разведенною, дозволяя им жениться лишь на девицах из племени Израилева и вдовах священнических (см. Иез. 44, 22; Лев. 21, 13).

В ветхозаветное время были люди, которые добровольно обрекали себя на безбрачие. Об этом свидетельствует Сам Иисус Христос: “…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (Мф. 19, 12), т.е. такие, которые отказались от брачной жизни ради Царства Небесного. О некоторых из пророков известно, что они жили в безбрачии. Например, Илия и Елисей не были женаты, также Иеремия, по повелению Божию, не брал жены (см. Иер. 16, 2).

Задатки безбрачного института в Ветхом Завете можно видеть прежде всего в назорейском обете женщин, посвящавших себя на служение Богу при храме. Обет этот, нигде законом не предписанный, но предоставленный свободной воле каждой женщины, существовал во все времена ветхозаветной истории.

В чем же состояло служение женщин Богу? Прежде всего в некоторых внешних занятиях при храме. Например, они вышивали покровы для скинии, шили занавеси (см. Исх. 35, 25). Но главным образом они предавались благочестивым богослужебным упражнениям, “постом и молитвою служа Богу день и ночь“ (Лк. 2, 37). Такое служение женщин, состоявших при храме, носило аскетический характер и было обетом отречения от брака. Если дева посвящала себя на это служение, то навсегда должна была отказаться от супружеской жизни.

 

Служить Богу день и ночь

Институт безбрачия можно найти еще у ессеев. Жили ессеи сначала в городах Палестины, но потом, избегая испорченности городских нравов, удалились в пустынные места близ Мертвого моря и поселились там. Ессеи обратились к созерцательно-практическому мистицизму. В удалении от греховной суеты, в созерцательной и вместе с тем в трудовой жизни они надеялись найти мир, предавшись молитве и аскетическим подвигам. Роскоши и удовольствий ессеи избегали и большей частью жили вне брака. “Они смотрели на удовольствия, — пишет И. Флавий, — как на тяжкий грех; воздержание и победу над страстями считали величайшею добродетелью. Брак они отрицали, и, так как дети, которых они брали для обучения, были очень малы, смотрели на них как на собственных”.

Некоторые ученые доказывали положение о неиудейском происхождении безбрачия у евреев. Это общество, считали они, никак не могло произойти из палестинского народа, так как оно пренебрегало браком и рождением детей — высшей обязанностью супругов.

Если же говорить о безбрачии ессеев, то можно утверждать, что оно имеет чисто иудейское происхождение. Они могли находить основания для своего безбрачия в пророческих словах, в которых изобличалась самая крайняя степень всеобщей распущенности. Кроме того, сама жизнь некоторых пророков, живших вне брака, могла служить высоким религиозным примером для ессеев. Кроме древнего пророчества нельзя не принять во внимание некоторых форм благочестивой жизни древних евреев, например, ассидейства (ассидеи во времена Маккавеев заботились о поддержании в народе благочестия) и назорейства. Возможен переход от древнего назорейства собственно к ессейству.

Нельзя сказать, что девство и безбрачие существовали исключительно в ветхозаветном еврействе. В Китае оно было предписано лицам, вступающим в монастырь. Индийские подвижники брамины тоже с молодости жили в пустынном уединении, проводя все время в молитвах. Египетские жрецы соблюдали строгое воздержание от брачного сожития во дни богослужений. Язычники готовили женщин для служения при храме какого-нибудь божества, при этом им не разрешалось вступать в брак.

Новозаветное безбрачие

Но как ни высоко по сравнению с древнеязыческим безбрачием стоит безбрачие ветхозаветных евреев, однако и оно уступает в своем достоинстве безбрачию христианскому, новозаветному. Дело в том, что брак для христианина не является необходимостью. Новозаветное безбрачие имеет вполне личный, индивидуальный характер, чего нельзя сказать о безбрачии ветхозаветном.

Ветхозаветный языческий мир не мог знать тайны воплощения, не мог знать того, что рождение обещанного Мессии должно было произойти от Девы. “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя”, — сказано было Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 35). Поэтому девство в Новом Завете особенно вожделенно и боголюбезно. При том же оно освящено здесь примером Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матерью Приснодевой Марией, о которой за тысячу лет сказал святой царь и пророк Давид: “…в испещренной одежде ведется она к Царю” (Пс. 44, 15), примером Крестителя Христова Иоанна и некоторых из апостолов. Св. Иоанн Богослов, сам девственник, в Откровении представляет девство высоким и святым состоянием, и мы знаем, что только девственники сподобляются стоять пред престолом Сионского Агнца и воспевать пред Ним новую песнь.

Иерей Илия Солкан

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu