Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (при «Детской академии развития»)

Первый в столице «детский» храм находится в «Детской академии…
Здесь
колхицин купить в спб
pharm-from.ru
astana-ga-lombard.kz
Адреса и телефоны отделений
astana-ga-lombard.kz
Сипап цена
Успей купить по выгодной цене
cpapusa.ru

Публикации

Святитель Антоний (Смирнитский), архиепископ Воронежский и Задонский — великий светильник Церкви (1773-1846)

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 г.…

Душу врачует Дух Святой, а не экстрасенс

Многие киевляне встречали на улицах города экзотического вида человека, который…

Нельзя построить дом на песке. Православная традиция и семья

Так случилось, что сегодня — в век прогресса и ускоренного развития — разговоры…

Petr_MogilaСвятитель Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, является одним из выдающихся православных иерархов XVII века. Человек глубокой веры, высокого ума и твердого характера, он всю свою жизнь посвятил делу восстановления и развития Православия в Юго-Западной Руси, находившейся в составе католической Речи Посполитой.

Святитель держал в поле своего зрения все вопросы, касающиеся церковной жизни. Своим неустанным трудом он способствовал развитию богословской науки, изданию богослужебных книг, реставрации православных святынь, устройству монашеской жизни и особое попечение оказывал Киево-Печерской Лавре.

Несомненны заслуги митр. Петра (Могилы) в деле просвещения и укрепления Православия в Украине, имевшие большое значение в жизни нашего народа. Благодаря своей настойчивости, личным связям и дипломатическим способностям святителю удалось воспользоваться благоприятно сложившимися обстоятельствами и добиться стабильного правового положения Православной Церкви в Речи Посполитой.

...Родился святитель в 1596 г. и происходил из рода молдавских князей. Его отец Симеон был господарем Молдавии (1607–1612 гг.), а родной дядя Георгий — молдавским митрополитом (1587–1589 гг.). Представители рода Могил издавна славились своей ревностью и приверженностью к Православию. Они покровительствовали львовскому православному братству и выделяли значительные средства на его нужды.

В киевском каталоге митрополитов сказано, что Петр (Могила) получил образование в парижском университете, другие источники сообщают, что он обучался во Львове. Но не вызывает сомнений тот факт, что будущий митрополит был одним из самых образованных людей своего времени и в последующей своей деятельности уделял пристальное внимание отечественному просвещению.

В молодости Петр (Могила) находился на военной службе и в возрасте 24 лет в рядах польских войск участвовал в битве с турками под Хотином. Неизвестно, что заставило княжича променять блестящее поприще, ожидавшее его в мирской жизни, на жизнь иноческую. Сложив доспехи воина земного, он становится воином Христовым, вступая в число иноков Киево-Печерской Лавры. Монашеский постриг святителя совершил архим. Захария (Копыстинский) (1624–1626 гг.).

В то время обитель Печерская была одной из главных опор гонимого в Речи Посполитой Православия. В лаврской типографии, созданной архим. Елисеем (Плетенецким), издавались необходимые книги для православных церквей и училищ. Афонские монахи: Киприан, получивший образование в университетах Венеции и Падуи, Иосиф, протосинкел Александрийского патриарха, виленский проповедник Лаврентий-Зизаний Тустановский, Памва Берында и Тарасий Земка — занимались переводами творений святых отцов. Кроме того, наместник Лавры архим. Захария (Копыстинский) писал в защиту Православия, отражая нападки католиков и протестантов.

Потомок знатного рода, имевший значительные связи, прекрасно образованный, свт. Петр (Могила) еще в сане иеромонаха активно участвовал в делах внутрицерковного устройства. С благословения митр. Иова (Борецкого) и архим. Захарии (Копыстинского) будущий святитель на собственные средства отправляет на учебу за границу способных молодых людей как иноческого, так и светского звания. В их числе были Сильвестр Косов, Исаия Трофимович, Иннокентий Гизель. Это входило в планы святителя организовать при Печерском монастыре высшую школу для достойных защитников Православия.

После кончины наместника Лавры архим. Захарии в 1627 г. Петр (Могила) становится архимандритом и наместником Печерского монастыря. Святитель, будучи в продолжении 19 лет архимандритом Лавры и митрополитом, не жалел ни своих денег, ни сил на ее устройство. Под его руководством были отреставрированы храм Успения Божией Матери, святые пещеры, восстановлены обветшавшие лаврские церкви. При нем впервые был издан Печерский патерик. Кроме того, были описаны и совершавшиеся при святых мощах угодников Божиих чудеса, которые, вопреки клевете врагов Православия, не иссякали и по отпадении униатов. Было также составлено подробное описание всей Лавры с ее пещерами. Святитель возвратил под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основал Голосеевскую пустынь и за собственный счет открыл в Печерском монастыре богадельню.

В 1631 г. архим. Петр (Могила), дождавшись возвращения из-за границы своих питомцев и пригласив из львовского братства недостающих ученых, открыл высшее духовное училище на базе Богоявленского Братского монастыря на Подоле. В Киево-Печерской Лавре он расширил типографию и поддерживал на высоком уровне духовную дисциплину среди лаврских монахов.

В 1632 г. на сейме, состоявшемся по случаю избрания нового короля Речи Посполитой Владислава IV, архим. Петр (Могила) как делегат от православных ревностно отстаивал интересы Церкви. Несмотря на все протесты католического и униатского духовенства, православные получили от короля диплом, которым подтверждалось свободное исповедание веры, совершение таинств, разрешение ремонтировать церкви и строить новые, создавать при церквах и монастырях братства, богадельни, школы, семинарии и типографии.

Было подтверждено право православного духовенства и всего народа избирать себе митрополита, посвященного Константинопольским патриархатом. Все киевские монастыри передавались в ведение православного Киевского митрополита. Здесь же, на сейме, по предложению православной делегации, митрополитом Киевским был избран Петр (Могила).

Оградив свое избрание всеми необходимыми формальностями, Петр (Могила) отправился во Львов к единственному православному епископу, сохранившему кафедру, — Иеремии (Тисаровскому), титулованному Экзархом Константинопольского Патриарха и имевшему право посвящать Киевского Митрополита от имени Вселенского Патриарха. Возведение в сан митрополита свт. Петра (Могилы) состоялось 28 апреля 1633 г. в церкви Львовского ставропигиального братства. Здесь же, во Львове, митр. Петр (Могила) ходатайствовал перед королем о преобразовании Киево-Братской богоявленской школы в православную академию. Однако это встретило сильное противодействие со стороны католиков и униатов, но король прошение святителя утвердил, присвоив школе статус не академии, а коллегии.

Деятельность Петра (Могилы) как митрополита отличалась большой разносторонностью. Человек энергичный и настойчивый, святитель шел прямо к поставленной цели. Благодаря этому ему удалось многого достигнуть из того, что он намечал. Как православный архипастырь и сильная личность, он оставил неизгладимый след о себе в истории просвещения и культурного развития православной Украины. При нем Киев стал духовным центром для всего православного населения Речи Посполитой.

Святитель уделял много внимания вопросам церковной дисциплины и преобразованию Киево-Братской коллегии в высшее духовное заведение, не уступавшее лучшим европейским учебным заведениям такого уровня. Серьезное внимание он также обращал на киевские святыни, большинство из которых находилось в запустении. Митр. Петр (Могила) восстановил и украсил Софийский собор, находившийся в полуразрушенном состоянии, произвел раскопки части Десятинной церкви и на этом месте построил небольшой храм. По его распоряжению были возобновлены Трехсвятительская церковь и Спаса на Берестове, а также Михайловская в Киево-Выдубицком монастыре.

В то же время весь свой литературный талант свт. Петр (Могила) направлял на воспитание православного народа. Литературная полемика с иноверцами и издательская деятельность при нем получили новое развитие. В 1635 г. в Лаврской типографии были напечатаны известные труды Сильвестра Коссова “Экзегезис” и “Патерикон”. В 1638 г. вышла  книга печерского инока Афанасия Кальнофойского “Теретургима” (продолжение “Патерикона”), в которой были собраны сведения о чудесах, произошедших в Лавре в последнее время, а также исторические данные о Лавре, ее благотворителях и киевских пещерах.

В качестве пособия священникам в 1637 г. в Лаврской типографии было издано “Евангелие учительное” — полное собрание поучений на все годовые недели и праздники Константинопольского Патриарха Каллиста с предисловием святителя, в котором он призывает священников как можно чаще читать Евангелие, черпая из него поучения для себя и паствы.

По поручению святителя Киево-Николаевский игумен Исаия (Козловский) написал “Православное исповедание веры”. Этот труд должен был помочь устранить нарекания на Православие, вызванные появлением в Европе на латинском языке “Восточного исповедания”, пропитанного кальвинистскими идеями и приписываемое патриарху Кириллу (Лукарису). “Исповедание” было одобрено всеми восточными патриархами на Соборе в Яссах (1641–1642 гг.), но вышло в свет лишь в 1667 г. в Голландии. На славянском языке этот труд был напечатан в 1696 г. Не дожидаясь возвращения рукописи с Востока, митр. Петр (Могила) в Лаврской типографии издает сокращенный вариант — “Собрание короткой науки об артикулах веры православно-кафолической, христианской” вначале на польском, а в 1645 г. на славянском языке.

Митр. Петр (Могила) является автором и величайшего сочинения “Лифос” (“Камень”), увидевшего свет в 1644 г. Эта книга вышла под псевдонимом Евсевия Пимена — “благочестивого пастыря” и, поскольку преследовала основную цель — защиту Православия от нападок католиков, была написана на польском языке. Издание “Лифоса” вызвало в католических кругах появление целого ряда трактатов, свидетельствующих, что “Камень” — одно из выдающихся произведений православной полемической литературы XVII века.

“Евхалогион” (Требник) — еще одна уникальная работа свт. Петра (Могилы), составленная и изданная в 1646 г. с целью дать украинскому духовенству всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения, а также исправления погрешностей и заблуждений, вкравшихся в православную церковную обрядность.

Насмешки противников Православия над невежеством наших пастырей, начавшиеся с легкой руки Скарги в 70-е годы XVI в., не прекращались и в XVII веке. “Бог вас, видимо, карает за схизму, оттого у вас нет хороших школ, а ученого человека и со свечой не сыщешь!” — говорили униаты православным украинцам. И чтобы покончить с унижающим наш народ шантажом, православным необходимо было повысить уровень образования в школах и увеличить количество научных кадров до уровня противной стороны. Этот труд и выпал на долю свт. Петра (Могилы). Именно ему принадлежит заслуга повышения уровня духовного образования в Украине в XVII веке. С его именем связаны все наиболее знаменательные события, имевшие благотворное влияние на ход религиозной жизни в нашем народе.

В свое время, заступая на кафедру, святитель сказал: “Видя, что упадок святого благочестия в народе нашем происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка образования и учения, я и дал обет Богу моему — все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что ни осталось бы здесь от доходов, приобретаемых с порученных мне имений, обращать частью на восстановление разрушенных храмов Божиих, частью на основание школ в Киеве”.

Рассуждая о гражданском повиновении христианина властям, митр. Петр (Могила) в своих проповедях говорил: “Христианство явилось не от мира сего, оно никакой политической программы никогда не имело и не будет иметь, однако должно уживаться со всеми формами государственного устройства, потому что на знамени христианства были начертаны слова: “Несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть” (Рим. 13, 1).

Свт. Петр (Могила) умер внезапно в расцвете сил 1 января 1647 г. в возрасте 50 лет. Ревностный поборник Православия и просвещения, святитель и в последние минуты жизни не оставлял заботы о своем училище, завещав ему почти все свое имущество и умоляя светских начальников о попечении и покровительстве духовной школе.

Канонизирован свт. Петр (Могила) в 1996 г. Украинской Православной Церковью, память его совершается 31 декабря/13 января.

Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua