Православные храмы

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Осокорках), часовня великомученика Пантелеимона

Храм действовал с лета 1997 г. в приспособленном для этого доме. В…
Публикации

Все содействует ко благу

“Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу” (Рим.8,28). Эти слова…

Феофилакт Болгарский

Известный византийский писатель, богослов и церковный деятель Феофилакт…

В ногах правды нет

“Почему в храме  нужно стоять, ведь это тяжело? Вот у католиков сидят, всем удобно...”

Какую цель преследует христианин, приходя в храм и участвуя в Таинствах и богослужениях Церкви? Когда задаешься этим вопросом, сразу вспоминаются слова Христовы о храме: “Дом Мой домом молитвы наречется” (Мф. 21, 13). Следовательно, христианин в храме должен молиться, беседовать с Богом, просить Его о чем-то. О чем же просить Бога: о деньгах, о здоровье, об удаче в делах?.. В притче о мытаре и фарисее Христос дает ясный ответ, о чем просить Небесного Отца. Помните мытаря, который “стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” (Лк. 18, 13)? Мытарь просил о прощении грехов. Итак, первой целью нашего прихода в храм должно быть покаяние.

Что такое покаяние? Православный катихизис говорит следующее: “Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои (кающийся), при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается (прощается) от грехов Самим Иисусом Христом”. Праведный Иоанн Кронштадтский дополняет: “Грех есть отпадение от Бога; одно мгновение греха — и отпадение. Искреннее, глубокое, всецелое покаяние — и соединение с Богом. Вот как необходимо покаяние для грешника, и как велика сила покаяния!” Главное условие покаяния — это сокрушение души и сердца и сожаление о грехах своих. “Вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: “прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. И, выйдя вон, плакал горько” (Мф. 26, 75). Покаяние есть состояние души и сердца человека, жаждущего примириться с Богом, и получить прощение грехов.

Ну а как любое состояние души, так и покаяние (если оно искреннее) имеет внешнее проявление. Вспомните: Петр плакал; мытарь бил себя в грудь, опустив взор; Христос призывал города Хоразин и Вифсаиду к покаянию “во вретище и пепле” (Мф. 11, 20–22). Апостол Павел говорил о печали: “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…” (2 Кор. 7, 10). “Господи! У нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших, и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою”, — вторит Павлу прор. Даниил (Дан. 9, 8). А теперь спросим себя: сможем ли мы, каясь и плача о своих грехах, сознавая свою вину и ничтожность перед Богом, с комфортом сидеть в храме? Конечно же нет. Более того, мы должны благодарить Бога за то, что Он позволил нам, недостойным, стоять перед Ним.

Впрочем, есть и другой аспект этого вопроса — этический. Придя на прием к начальнику, мы стоим, не садимся, пока нам не предложат. В присутствии старших мы также стоим. Учитель входит в класс — встаем... Это знак элементарного такта и уважения. Когда мы находимся в храме, среди нас Господь, — так стоять мы должны или сидеть? “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 20). А ведь на Божественной литургии собираются сотни верных, в которых Таинства Церкви совершает Сам Господь.

Третий аспект вопроса — практический. Человек слаб — как телесно, так и духовно. И этой слабостью пользуется враг рода человеческого, стремящийся нарушить нашу молитву, убить покаяние ленью и расслаблением плоти. Не плоть должна руководить духом христианина, но дух плотью. Поэтому, стоя на богослужении, христианин порабощает плоть, которая ищет во всем удобства и комфорта.

Но, конечно же, Церковь допускает послабления, разрешая сидеть в храме престарелым, больным, беременным, занятым на тяжелых работах. Кроме того, в богослужениях есть чтения, при которых можно присесть, — так называемые седальны (от слова “садиться”). Но вот в такой части Божественной литургии, как Евхаристический канон, сидеть разрешается только в крайних случаях.

Итак, сидеть или стоять в храме — личное дело каждого человека, как, впрочем, и вера и покаяние. По вере нашей да будет нам!

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu