Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…
Публикации

Как распинают в XXI веке

Не так давно велись дискуссии вокруг фильма Мэла Гибсона “Страсти Христовы”. Но…

“Начало премудрости — страх господень”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Долгожданная встреча

Переводя пророчество Исайи “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис. 7,…

Несколько слов об “отчитках”

“Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей”. Свт. Климент Римский

Предлагаем вашему вниманию статью доктора богословия, профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова.

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике — крещение, причащение, венчание или монашеский постриг, принимаемые по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (см. Мк. 16, 16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, почти всегда не имеющие на то благословения епископа, без которого иерей, в принципе, не имеет права совершать ни одного нетрадиционного (необычного, не совершающегося повсеместно) священнодействия. Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более чем попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого “отчитывание” превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Лаодикийский собор (364) постановил: “Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах...” (правило 26). Это красноречиво свидетельствует как о нецерковном характере новой практики, так и о духовном состоянии отчитывающих.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: “А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот, хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями...”

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. “Постановления апостольские” (III век) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что “славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем”.

В V веке экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания, появившийся в требнике в XVII веке, имеет католическое происхождение, и в нашей Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из отечественных святых не отчитывал всех поголовно и в той форме, как это пытаются делать некоторые современные священники, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, вспомнить, как изгоняли бесов Оптинские старцы, или прочитать “Слова об одержимых” в поучениях афонского старца Паисия Святогорца.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что “сей род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар освобождения от злых духов. Только достигший Христова смирения и бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий изгонять (отчитывать) злых духов “Иисусом, Которого Павел проповедует” (Деян. 19, 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но и бесноватого ввергнуть в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара.

Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью восклицал о подобных попытках: “Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований”.

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли “просто” молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней, совершая Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед Таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами. Теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу “проповедовать”, вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского “О девстве” аскетам предписывается “посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания”.

“Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей”.

Преподобный Варсонофий Великий. Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову.

Преподобный Иоанн Пророк. На просьбу помолиться о бесноватом сказал: “Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо “много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5, 16).

Преподобный Исаак Сирин предостерегал от прекословия бесам: “Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие”.

Блаженный Феофилакт Болгарский. Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из нас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой...

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Массовое “отчитывание” представляет собой явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение “нового века”, а в секулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Величайшее искушение для человека — “сорвать тайны бытия” (Бога, человека, природы) и самому стать “как Бог”, неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога, какими бы внешними формами богопочитания она ни прикрывалась.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира — антихриста, “человека греха”, “беззаконника” (см. 2 Фес. 2, 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, “так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu