Православные храмы

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Публикации

Думи мої, думи... До 190-річчя з дня народження Тараса Шевченка

“Він був сином мужика — і став володарем в царстві духа. Він був кріпаком і —…

Новозаветный город Назарет

Назарет расположен среди невысоких гор Нижней Галилеи. Этот маленький городок…

Добром согретое сердце

Каждый человек выбирает свой жизненный путь сам. Но над ним незримо пребывает…

Церковное служение женщины

Каждое столетие развития человечества находит свое отображение в жизни Церкви Христовой. Меняются направления богословских течений, перед пастырями и мирянами возникают новые проблемы. Сегодня актуализировался вопрос о роли женщин в церковной жизни и о тех функциях, которые они могли бы выполнять при совершении богослужения.

Вопрос во многом усложняется тем, что мужчины не в состоянии максимально обеспечивать потребность в церковнослужителях: основную часть мирян составляют женщины. В связи с этим обстоятельством многие неправославные христианские конфессии, в частности Епископальная Церковь США, сделали экстремальный шаг: расширили церковное служение женщины за рамки вспомогательных должностей — ее официально приняли в церковную иерархию в качестве священнослужительницы.

 

Хиротония женщин

Какое отношение это имеет к православным верующим? Непосредственное, ведь реалии приходской жизни и влияние западной культуры не отвечают на данный вопрос, а, напротив, делают его актуальнее.

Священный Синод Русской Православной Церкви еще в начале XX в. признал необходимым возобновить древний чин диаконис, чтобы привлечь женщину-христианку к более активному участию в деле заботы Церкви о немощных, больных и бедных. Это решение также свидетельствовало о проблеме церковного статуса женщины. XXI век тем более не позволяет оставить ее без внимания. Дискуссии на эту тему требуют привлечения многовекового опыта Церкви и знаний наивысшего научно-богословского уровня.

Во времена земной проповеди Иисуса Христа женщины проявили себя ревностными последовательницами своего Учителя (Лк. 8,

2–3). Они встречали Христа в своих домах, всем сердцем принимали Его Божественное Слово, шли с Божьим Сыном из Галилеи к Голгофе, не оставляя Его ни в страданиях, ни в смерти (Мф. 27, 55). Не случайно Спаситель поручил известить о Своем Воскресении не Апостолам, а Марии Магдалине (Ин. 20, 17–18). После Вознесения Господа женщины помогали Его ученикам в проповеди и заботе о Церкви (Деян. 18, 2–3;

Рим. 16, 1–4). Однако примера непосредственного участия женщин в Таинствах в Новом Завете мы не найдем. Они не входили ни в состав 12 ближайших учеников Христа, ни даже в состав 70-ти. Господь не наделял женщин силой и властью “вязать и разрешать” (см.: Мф. 18, 18). Хотя помощь женщин-христианок и была значительной, ни один из Апостолов их не рукополагал.

 

Институт диаконис

В первые века христианства количество женщин, активно занимавшихся нуждами Церкви, значительно возросло, и их начали называть диаконисами (от греч. “служительница”). Диаконис считали (и вполне справедливо) очень близкими к делам Церкви. Их вера, сила духа, богословская подготовка, которой могли бы позавидовать богословы-мужчины, вызывали восхищение у многих святых отцов Церкви. Диаконисам писали приветствия и похвалы св. Игнатий Богоносец*, св. Климент Римский** и многие другие. Однако попытки некоторых диаконис покуситься на запрещенное им священнослужение святые отцы всегда пресекали.

Вселенские Соборы (I Никейский, ІV Халкидонский, VІ Константинопольский), святые отцы и учители Церкви, а также византийские императоры определяли церковное служение женщины не как тайносовершающее, а как вспомогательное. Ее участие в богослужении и делах благотворительности было вызвано потребностями времени. В первые века христианства, как и в наше время, в Церковь вступало много взрослых, а крещение людей происходило через полное погружение. Во избежание искушения и из уважения к стыдливости крестившихся женщин диаконисы помогали им раздеться и одеться, а кроме того, умащивали их тела священным елеем. Но о служении диаконис перед Божьим Престолом не было и речи.

 

Церковная иерархия

Священники — это благовестники Истины, наставники в заповедях, те, кто совершает Таинства. Для этого Господь поставил Своих учеников — апостолов. Они во всей полноте передали своим последователям полученные от Спасителя власть и благодать, образовав церковную иерархию. Женщины находятся вне ее. Однако вопрос о невозможности женского священства никак нельзя связывать с унижением достоинства женщины и пренебрежением ее желанием принимать возможно полное участие в богослужебной жизни.

Иерархический чин — это прежде всего свидетельство Божьей Благодати, которая подается нам в Таинствах Церкви. Иисус Христос — главный вершитель Таинств. Священнослужитель — образ Христа. И Церковь свято помнит об этом. Женское священство — это вопрос не столько богословия и церковного права, сколько личного духовного опыта и веры Церкви.

Совершенно некорректно утверждать, что Церковь отрицает или не вполне понимает значимость роли женщин в становлении и распространении христианства. Они несли и несут подвиг евангелизации, мученичества, молитвы и благотворительности. Яркий пример тому — открывшаяся в 1910 г. Марфо-Мариинская обитель и ее первая игуменья — преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

 

***

Женщинам не запрещается принимать участие в богослужении, выполняя вспомогательные функции: читать, петь, печь просфоры, следить за порядком в храме. Сегодня Церкви, как никогда, нужна помощь христианок для обеспечения полноценной жизни приходских храмов. Существует нужда в квалифицированных преподавателях детских воскресных школ, православных женских училищ и гимназий. И всеже служение православных христианок распространяется не на все сферы церковной и общественной жизни.

Подготовила Елена Громоздова

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu