Православные храмы

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм в честь пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Псевдопатриотизм вокруг нас

В мировой истории разные государства имели много различных эпитетов в своих…

Православная Церковь о Воскресении Христа

Воскресение Господа Иисуса Христа — это истина и тот фундамент, на котором…

О вере и неверии

После распятия и погребения Христа Спасителя апостол Фома пребывал в тяжелом и…

Каждое столетие развития человечества находит свое отображение в жизни Церкви Христовой. Меняются направления богословских течений, перед пастырями и мирянами возникают новые проблемы. Сегодня актуализировался вопрос о роли женщин в церковной жизни и о тех функциях, которые они могли бы выполнять при совершении богослужения.

Вопрос во многом усложняется тем, что мужчины не в состоянии максимально обеспечивать потребность в церковнослужителях: основную часть мирян составляют женщины. В связи с этим обстоятельством многие неправославные христианские конфессии, в частности Епископальная Церковь США, сделали экстремальный шаг: расширили церковное служение женщины за рамки вспомогательных должностей — ее официально приняли в церковную иерархию в качестве священнослужительницы.

 

Хиротония женщин

Какое отношение это имеет к православным верующим? Непосредственное, ведь реалии приходской жизни и влияние западной культуры не отвечают на данный вопрос, а, напротив, делают его актуальнее.

Священный Синод Русской Православной Церкви еще в начале XX в. признал необходимым возобновить древний чин диаконис, чтобы привлечь женщину-христианку к более активному участию в деле заботы Церкви о немощных, больных и бедных. Это решение также свидетельствовало о проблеме церковного статуса женщины. XXI век тем более не позволяет оставить ее без внимания. Дискуссии на эту тему требуют привлечения многовекового опыта Церкви и знаний наивысшего научно-богословского уровня.

Во времена земной проповеди Иисуса Христа женщины проявили себя ревностными последовательницами своего Учителя (Лк. 8,

2–3). Они встречали Христа в своих домах, всем сердцем принимали Его Божественное Слово, шли с Божьим Сыном из Галилеи к Голгофе, не оставляя Его ни в страданиях, ни в смерти (Мф. 27, 55). Не случайно Спаситель поручил известить о Своем Воскресении не Апостолам, а Марии Магдалине (Ин. 20, 17–18). После Вознесения Господа женщины помогали Его ученикам в проповеди и заботе о Церкви (Деян. 18, 2–3;

Рим. 16, 1–4). Однако примера непосредственного участия женщин в Таинствах в Новом Завете мы не найдем. Они не входили ни в состав 12 ближайших учеников Христа, ни даже в состав 70-ти. Господь не наделял женщин силой и властью “вязать и разрешать” (см.: Мф. 18, 18). Хотя помощь женщин-христианок и была значительной, ни один из Апостолов их не рукополагал.

 

Институт диаконис

В первые века христианства количество женщин, активно занимавшихся нуждами Церкви, значительно возросло, и их начали называть диаконисами (от греч. “служительница”). Диаконис считали (и вполне справедливо) очень близкими к делам Церкви. Их вера, сила духа, богословская подготовка, которой могли бы позавидовать богословы-мужчины, вызывали восхищение у многих святых отцов Церкви. Диаконисам писали приветствия и похвалы св. Игнатий Богоносец*, св. Климент Римский** и многие другие. Однако попытки некоторых диаконис покуситься на запрещенное им священнослужение святые отцы всегда пресекали.

Вселенские Соборы (I Никейский, ІV Халкидонский, VІ Константинопольский), святые отцы и учители Церкви, а также византийские императоры определяли церковное служение женщины не как тайносовершающее, а как вспомогательное. Ее участие в богослужении и делах благотворительности было вызвано потребностями времени. В первые века христианства, как и в наше время, в Церковь вступало много взрослых, а крещение людей происходило через полное погружение. Во избежание искушения и из уважения к стыдливости крестившихся женщин диаконисы помогали им раздеться и одеться, а кроме того, умащивали их тела священным елеем. Но о служении диаконис перед Божьим Престолом не было и речи.

 

Церковная иерархия

Священники — это благовестники Истины, наставники в заповедях, те, кто совершает Таинства. Для этого Господь поставил Своих учеников — апостолов. Они во всей полноте передали своим последователям полученные от Спасителя власть и благодать, образовав церковную иерархию. Женщины находятся вне ее. Однако вопрос о невозможности женского священства никак нельзя связывать с унижением достоинства женщины и пренебрежением ее желанием принимать возможно полное участие в богослужебной жизни.

Иерархический чин — это прежде всего свидетельство Божьей Благодати, которая подается нам в Таинствах Церкви. Иисус Христос — главный вершитель Таинств. Священнослужитель — образ Христа. И Церковь свято помнит об этом. Женское священство — это вопрос не столько богословия и церковного права, сколько личного духовного опыта и веры Церкви.

Совершенно некорректно утверждать, что Церковь отрицает или не вполне понимает значимость роли женщин в становлении и распространении христианства. Они несли и несут подвиг евангелизации, мученичества, молитвы и благотворительности. Яркий пример тому — открывшаяся в 1910 г. Марфо-Мариинская обитель и ее первая игуменья — преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

 

***

Женщинам не запрещается принимать участие в богослужении, выполняя вспомогательные функции: читать, петь, печь просфоры, следить за порядком в храме. Сегодня Церкви, как никогда, нужна помощь христианок для обеспечения полноценной жизни приходских храмов. Существует нужда в квалифицированных преподавателях детских воскресных школ, православных женских училищ и гимназий. И всеже служение православных христианок распространяется не на все сферы церковной и общественной жизни.

Подготовила Елена Громоздова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua