Православные храмы

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…
Публикации

Церковь святой Византии. История Константинопольской Православной Церкви

Вся история христианского просвещения Руси была неразрывно связана с…

“Нова радість стала!..” Рождество Христово в Свято-Успенской Почаевской Лавре

По давней традиции нашего народа, каждый, где бы он ни был, старается накануне…

Не шукай допомоги у нечистої сили

У передноворічні дні газети і журнали заповнені рецептами різних гадань: на…

Крест, обвитый колючей проволокой “ГПУ НКВД делало все, чтобы о “ненужном” человеке не осталось никакого воспоминания…”

Лукьяновское кладбище — одно из наиболее известных мест расстрелов киевского православного духовенства, совершенных атеистической властью в предвоенные годы. По свидетельствам очевидцев, овраг на окраине кладбища был полностью заполнен телами священнослужителей и мирян, расстрелянных в Лукьяновской тюрьме.

Сегодня на месте массового захоронения — православный храм в честь новомучеников и исповедников Российских. Настоятель игумен Валериан (Головченко) в течение нескольких лет активно занимается агиографическими исследованиями судеб репрессированных.

Интервью с настоятелем храма новомучеников и исповедников Российских на Лукьяновском кладбище г. Киева игуменом Валерианом (Головченко)

 

— Насколько актуальна сегодня тема гонений на Церковь, происходивших в прошлом веке?

— Первейшая задача историков Церкви — создать мартиролог пострадавших священнослужителей столицы. Историческая наука довольно тенденциозна и спекулятивна. Такой она была в советское время, такова она и теперь, только двигается в другом направлении. Вот наглядный пример. Говоря о мученическом подвиге украинского духовенства, почему-то вспоминают только униатов. Хотя в Киеве православных священнослужителей было репрессировано больше, чем во всей Греко-Католической Церкви.

Существует немало так называемых “спецобъектов”, на которые можно наткнуться лишь случайно. Главное политическое управление НКВД делало все, чтобы исчез не только человек, но и память о нем. Многие документы уничтожены, поэтому отыскивать места расстрелов очень сложно. Место захоронения репрессированных на Лукьяновском кладбище нашли только потому, что безбожникам не удалось уничтожить следы массовых расстрелов. В коллективной могиле, где похоронен священномученик Константин, покоятся не только священнослужители, но и миряне.

Сегодня в Украине есть значительный потенциал для проведения серьезных исследований в данной области. Было бы неплохо создать электронный мартиролог, куда бы оперативно вносилась информация о репрессированных священнослужителях. Благодаря этому удастся систематизировать все материалы, которые относятся к данной теме. Интернет-сайт, как мне кажется, объединит общие усилия церковных и светских историков в деле восстановления исторической справедливости.

 

— Насколько тяжелым было положение Церкви в Киеве в сталинские времена?

— В 1935 г. в Киевской области существовало 170 православных общин, в распоряжении которых находилось 70 храмов; в склады зерна было превращено более 100 церквей. Спустя два года осталось 11 общин; верующие Киева имели возможность молиться лишь в четырех храмах. Исходя из этого, напрашивается вывод, что 1937-й год был для православных христиан самым трагическим.

 

— Наиболее известным новомучеником Киева является митрополит Константин (Дьяков), похороненный возле храма в честь новомучеников и исповедников Российских...

— Жизнь митрополита Константина — это крестный путь настоящего православного пастыря. Еще в 1927 г., принимая епископский сан, он четко сознавал, на что идет. В Киев владыка приехал 29 марта 1935 г., после назначения Экзархом Украины. А 16 сентября 1937 г., во время богослужения в Свято-Покровской церкви на Соломенке, которая тогда исполняла функции кафедрального собора, он был арестован. Вместе с ним арестовали священника Александра Глаголева и протодиакона Сергия Лемисова (они были объявлены членами контрреволюционной “фашистской организации церковников-тихоновцев”). Умер священномученик Константин 10 ноября на допросе. Запись о смерти митрополита сделана в уголовном деле помощником начальника Лукьяновской тюрьмы лейтенантом Перцовым. Вскрытие “показало” склероз сосудов; в действительности же митрополита замучили во время допроса.

Большинство исследователей сходится во мнении, что тела священномученика Константина и всех его сподвижников просто выбросили в овраг. За похоронами о. Александра Глаголева наблюдал его сын — священник Алексий. Это место он видел издали — приблизительно с 10 м. Внучка и правнучка о. Александра говорили, что местонахождение его могилы условно.

 

— В последнее время об этой могиле много говорят...

— По данным архивов, расстрельная яма наполнялась с августа 1937 г. по февраль 1938 г., т.е. ее постоянно докапывали и расширяли. Там покоятся тела многих священников, арестованных в 1937 году. Ее нынешнее месторасположение — 45-й участок Лукьяновского кладбища. В те времена там был пустырь, производить захоронения на котором запрещалось: яма была объявлена чумным могильником. Хотя в действительности тела людей, умерших от чумы, сжигали. “Высочайшее” разрешение хоронить на этом участке пришло после смерти Сталина. Когда же стали рыть могилы и откапывать человеческие тела, возник вполне логичный вопрос: “Что же это за разновидность чумы, которая оставляет дырки в голове?” На что чиновники отвечали: “Массовые расстрелы — дело фашистов”.

 

— Как в наши дни верующие и общественность столицы относятся к месту скорби, возле вашего храма?

— В этом году мы завершили работы по строительству памятника на этом месте, который, мы верим, не даст предать забвению невинно убиенных священнослужителей. Памятник исполнен в форме аналоя, на котором находится возвышение — Голгофа. Все это венчает крест из тюремной решетки, с терновым венцом. Вместо виноградной лозы — крест, обвитый колючей проволокой. Памятник отображает боль и страдания тех страшных дней. Идея создать скорбный монумент нашла отклик в сердцах многих людей, откликнулось много жертвователей и меценатов. Все это свидетельствует о том, что кровь новомучеников, по изречению Тертуллиана, и в наши дни стала семенем, от которого произошло целое поколение истинно верующих.

***

Зная о страданиях новомучеников Киевских, отдавших свою жизнь за Христа, каждый человек должен осознать, что ценна только истинная, не формальная, вера, что христианином нужно быть не только по названию. Человек, для которого вера не просто страничка национальной культуры, но духовная основа всей его жизни, получает ответ на все волнующие его вопросы. Наши святые мученики — и прославленные, и еще не прославленные, ведомые и неведомые — молятся о нас. А мы должны обращаться к ним как к духовным покровителям с просьбой о ниспослании Божьей милости.

Беседу вел Владимир СВИСТУН

 

Сайт http://www.pohoroniy.ru/ дает много информации по поводу похорон в Москве - все самое необходимое в трудную минуту Вы найдете на этом сайте.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu