Православные храмы

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…
Публикации

Традиции православного воинства

Русское воинство не единожды проявляло свою доблесть. Наше воинство под…

“Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима”

Что стоит за красивыми словами “милосердие” и “благотворительность”? С какими…

“Село на нашій Україні...” (роздуми про Шевченка та сучасне село)

Є на Київщині село Липовець. Як їхати по трасі в напрямку Черкас, недалеко за…

О будущем храме новомучеников Киевских

В Киеве было репрессировано не менее 8 тыс. священнослужителей. В 1918–1920 гг. духовенство уничтожалось бессистемно. В 20-х гг. начались государственные акции по вскрытию святых мощей, изъятию церковных ценностей, передаче храмов автокефалам и обновленцам, “перепрофилирование” монастырей в воспитательные трудовые колонии, закрытие монастырей и организация в них атеистических музеев и культурных заведений, разрушение храмов. И аресты, расстрелы и ссылки...

После перенесения столицы из Харькова в Киев “реакционный очаг церковников” власти решили превратить в образцовый социалистический город. Монастыри уже были закрыты, по всей епархии действовало всего 16 храмов, однако в Киеве проживало много представителей православного духовенства. В 1933 г. прошла их массовая высылка за пределы будущей столицы. Священники и монашествующие могли проживать не ближе чем в 50 км (а затем и 101 км) от Киева. Впрочем, и там их настигали аресты и заключения.

До революции Киев был не только крупнейшим духовным, просветительским и студенческим центром Православия, но и всемирным центром православного паломничества. Он — новый Иерусалим, колыбель восточнославянской цивилизации. По количеству просиявших здесь подвижников, по количеству святынь и исторических памятников ему не было равных. Ежегодно Киев принимал миллионы паломников. Кроме того, монастыри и приходы содержали больницы, лазареты, богадельни, детские приюты и училища.

В 1917 г. Киевская епархия насчитывала 1 710 церквей, 1 435 священников, 277 диаконов, 1 410 псаломщиков, 23 монастыря и

5 193 монашествовавших. В 1939 г. осталось два прихода с тремя священниками, одним диаконом и двумя псаломщиками. Таким образом, репрессировано было более 8 тыс. священнослужителей. А если учитывать, что с ними арестовывались их семьи и члены приходских советов  (которые также высылались и расстреливались), то общее количество репрессированных будет исчисляться десятками тысяч.

Более точные данные остались со времени “троек”. В Черкассах с 1928 по 1938 г. по постановлениям “троек” были расстреляны 300 священников (104 из них причислены к лику святых); сохранились протоколы допросов, постановления. Но ведь огромное количество священнослужителей и верующих погибли без суда и следствия, как погиб священномученик Владимир: вывели за угол и расстреляли. Часто энкавэдисты вкупе с автокефалами и обновленцами приходили отбирать церковные ценности с пулеметами. Пулеметная очередь — вот и весь суд. Людей истребляли, даже никуда не вызывая. Укрепляя в Ильинской церкви фундамент под колокольней, мы обнаружили скелеты: старые прихожане рассказывали, что людей заводили на территорию храма, и оттуда они уже не возвращались.

Очевидно, что было уничтожено все духовенство, отказавшееся выполнять требования безбожной власти и вставшее на защиту тысячелетней веры своего народа. Мы знаем много имен новомучеников — безусловно лучших представителей общества того времени. Вспомните убитого во время допроса в Лукьяновской тюрьме о. Александра Глаголева, которого весь мир почитает как замечательного богослова, пастыря, организатора приходской жизни на основах социального служения.

Однако не следует все репрессированное киевское духовенство одним списком причислять к лику святых. Ведь среди этих нескольких тысяч были разные люди: кто-то дрогнул на допросах, сломался. (Хотя, если помните, и Вавилов признался, что рыл тоннель для связей с империализмом.) Мученическая смерть смывает все грехи, но мне кажется, что почтить мы их должны просто как пострадавших за веру. Канонизация, причисление к лику святых — чрезвычайно ответственное дело. Нужно максимально полно исследовать жизнь каждого репрессированного священнослужителя, увековечить их память — прежде всего в тех храмах, в которых они служили, из которых начался их путь на Голгофу. Это и было бы не декларативным, а реальным преодолением последствий тоталитаризма, восстановлением справедливости, общественной морали.

Храмы и монастыри, в которых пролита кровь мучеников, — это святыни; они не могут быть музеями, использоваться в хозяйственных или коммерческих целях. Более того, они должны быть переданы именно той Церкви, которой служил мученик-исповедник и за служение которой отдал свою жизнь. Мы рассматриваем как глумление над памятью погибших многочисленные факты передачи наших храмов псевдоцерковным организациям вроде УАПЦ, которые были созданы во время господства безбожного режима НКВД для уничтожения Православной Церкви, по доносам служителей которых погибли тысячи православных священников. Эти формирования не имеют ни юридических, ни моральных прав на наши храмы. Иначе получится, что незавершенное дело ВЧК доведут до конца нынешние коррумпированные чиновники. Не менее кощунственна передача столичных православных храмов униатам или возникшей 10 лет назад и, естественно, никаким репрессиям не подвергавшейся УПЦ КП.

***

Нынешние политические игры и коммерческие торжища на крови мучеников ни для кого не пройдут бесследно. Господь воздаст каждому, его семье и детям за творимые ныне беззакония. Самим же новомученикам Киевским мы должны построить гигантский храм, ибо столько крови православных священнослужителей, сколько было пролито в Киеве, не проливалось нигде. Храм будет не только вечным напоминанием о той кровавой эпохе, которую пережил наш народ и его Церковь, но и залогом того, что этот ужас никогда не повторится.

Проф.-прот. Виталий КОСОВСКИЙ, благочинный храмов г. Киева, настоятель храма св. прор. Илии

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu