Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Публикации

Семь Столпов Православия. III и IV Вселенские Соборы. Христологические споры

С завершением Второго Вселенского Собора оканчиваются арианские смуты,…

Прославление преподобных отцев Глинских

15–16 августа. КОНОТОП. В Рождества Пресвятой Богородицы мужском…

Вера в Бога или вера в науку?

Сегодня мы воспринимаем Священное Писание и Священное Предание не так, как это…

Перед Церковью и церковной общественностью сегодня стоит задача христианского просвещения приходящих в Церковь взрослых людей и систематического ознакомления с учением, историей, духовным и культурным наследием Церкви детей и молодежи.

В этой ситуации особенно уместным представляется поднять вопрос о нравственном воспитании, о дисциплине души и разума.

“Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих...” (Мф. 18, 10).

Помним ли мы об этих словах Христовых? Думаем ли мы, что они относятся непосредственно к нам, к каждому из нас? Разве мало у нас этих “малых сих”, которых нам надлежит блюсти? Разве мало у нас малолетних воров, хулиганов и даже убийц, детей, выпавших из внимания общества? Когда родителям тяжко от своих собственных детей, от того, что те творят, — тогда они плачут, молятся Богу, чтобы Он помог. Но очень часто молитва остается бесплодной. Почему? Потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности. Родители сами должны заботиться о детях своих, а не ждать, что, за их нерадением, это исполнит Бог. Свт. Иоанн Златоуст сказал о тех, кто не воспитывает детей своих так: “Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную. Тяжкий ответ перед Богом даст каждый, кто не заботится о воспитании детей”.

И тут возникает вопрос: а как же должно их воспитывать?

Нужно с самого детства приучать ребенка к молитве, к храму, к постам, к Таинствам церковным. Но главное — воспитать в ребенке христианскую дисциплину мышления, дисциплину разума и души. Тогда, и только тогда, они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда они будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога.

Воспитывать ребенка следует прежде всего собственным примером. “Вырастут ли людьми чистыми и хорошими дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности, будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами преподаете им пример прелюбодеяния? Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших? Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель. Вы об их душе, как о чем-то ненужном, небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем”, — говорит в своей проповеди архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Мы заботимся о том, чтобы у сына была машина, красивая модная одежда, деньги; души же не удостаиваем и малейшей части такого попечения. В нынешнее время разгула безнравственности, наркомании, магии и оккультизма, преступности на всех уровнях общества, крайнего материального и духовного обнищания большинства населения особенно важно сохранить душу. Современный человек в массе своей очень увлечен благополучием своего тела. Оно, тело, служит предметом особенно тщательного попечения. Модный костюм, косметика, массаж, ванны, фитнес-клубы, курорты — и т.д. и т.п. Об этом все мечты, вся забота. В этом цель жизни.

Нравственный закон призывает уважать телесную жизнь, однако не делая из нее абсолютной ценности. Он восстает против неоязыческой концепции, стремящейся распространять культ тела, всем ему жертвовать, превращать физическое совершенство в кумир. Нужна дисциплина тела, а не культ. Вместе с дисциплиной тела обязательна и дисциплина речи. Не следует забывать, что истинная свобода, понимаемая по-христиански, отнюдь не предполагает права говорить и делать все что угодно. Отдаляясь от морального закона, человек наносит ущерб прежде всего себе, своей истинной свободе. Он сам себя заковывает в цепи, разрушает братство себе подобных и восстает против божественной истины.

Все речи и действия человека и действия тела суть выражения мыслей человека, и все они зарождаются в разуме человека. Поэтому дисциплине речи и тела предшествует дисциплина рассудка, мышления. А главным результатом дисциплинированного мышления является умение отличить в мире соблазнов добро от зла. А это сейчас могут, увы, не многие. Забота о внешней, фальшивой “образованности” без заботы о внутреннем, мысленном мире и его дисциплине насаждается во многих проектах современного образования. И, к сожалению, небезуспешно.

Свт. Иоанн Златоуст говорил, что нет более тяжелого, продолжительного и страшного греха, чем грех злого писателя, ибо грех простого грешника умирает вместе

с ним, а произведение злого автора продолжает совращать людей на грех и после его смерти, готовя им геенну огненную. Соблазны, склоняющие к преступлению наш разум, исходят от разума злого, диавола, который непрерывно ищет, “кого поглотить” (см.: 1 Петр. 5, 8), а наш слепой человеческий разум не умеет распознать автора очень красивых идей, наш бедный рассудок увлекается красотой греха и не желает даже бороться с ним. Еще от глубокой древности оставлены нам добрые указания: “Думай о добром, чтобы не думать о плохом, ибо ум человеческий не может пребывать в праздности”.

Нельзя забывать о том, что умирает только тело — материальная субстанция. Мысли же не могут умереть, ибо они нематериальны. После смерти каждый из нас остается окруженным облаком своих собственных, чаще негативных, мыслей. Никогда нельзя забывать, что в мире существуют две противоположные силы: Бог и диавол. Если мы и осуществляем на деле дисциплину тела и речи, то тем более обязаны дисциплинировать свой собственный разум. Странно, как много людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся обязанность человека усмирять свои телесные порывы, однако не приходят к той мысли, что и порывы рассудка могут быть низменны и развращенны, что с помощью строгой дисциплины разум надо очищать, ограждать, облагораживать, формировать и управлять им, прежде чем можно будет безоговорочно на него положиться.

Диакон Виктор ВОЙТЕХОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua