Православные храмы

Храм священномученика Антипы (при 2‑й областной больнице)

Первую Литургию служили 27 августа / 9 сентября 2009 г. Храм…

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Публикации

Под золотыми куполами. Никольский собор киевского женского Покровского монастыря

В живописном уголке Киева, на Вознесенской горе, возвышается самый большой храм…

1020-летие Крещения Руси. Владимирская горка

27 июля на Владимирской горке Вселенский Патриарх Варфоломей I, Патриарх…

Церковная продленка, или как привить детям православную культуру

В последнее время уделяется огромное внимание проблеме работы с молодежью в…

Cлушая разные суждения о елочке — этой хрупкой и недолговечной рождественской радости, хочется поделиться своими мыслями. Елочку называют языческим атавизмом.

Приклеивают ярлык с чьей-нибудь не “легкой” руки и тем самым плотно закрывают себе и другим двери в замечательное понятие, понятие — “елочка”, после чего радость наша подпорчена и неполна. В рождественскую ночь происходит много событий, которые могли бы отвлечь от этого явления. Но елочке в равной степени радуются и христиане, и атеисты. Елочка питает радостью всех. И все мы, и старый, и малый, радуемся. Это одно из ее замечательных свойств.

Чему же мы радуемся? Возможно, причина этого кроется в тертуллиановской мысли о человеческой душе, душе-христианке, которая интуитивно угадывает подлинное.

Человеку радость очень полезна. Но почему? Это сложный вопрос.

Соединение духовной и телесной сущностей в человеке должно иметь и две равные возможности.

Смешивая особенности своей природы “в кучу”, человек деформирует сознание, и оно начинает блуждать в лабиринте иллюзий. Это очень тягостное состояние можно назвать состоянием “суржика” или эклектики. Собственно оно и является источником всех человеческих неприятностей, заблуждений и одновременно нашей действительностью.

И только трудясь и усердствуя над питанием души, научаясь находить для нее пищу чистую, мы делаемся здоровы. Наша душа радуется особенным образом, когда встречается с чем-то подлинным, когда видит проявление Славы Божией или печать Слова Его.

***

Открыв двухтомник “Мифы народов мира” на понятиях “древо жизни” и “древо мировое”, каждый любопытствующий получит справку об этом замечательном символе и удивительно емкой универсальной философской модели. Деревце пользовалось популярностью во всех древних культурах. И, очевидно, именно это и заклеймило его в современном восприятии клеймом язычества.

Когда-то давно, рассматривая деревце в версиях разных культур, весьма удаленных друг от друга и временем, и пространством, я подумала: “Как же это может быть, что один и тот же образ — символ — был близок всем сразу? Что общего между индейцем, украинцем и египтянином?”

Теория миграции и взаимопроникновения культур воспринимается несостоятельной.

Мы можем понять или увидеть только то, что хотя бы в начатках есть в нас самих. Но зато то, что нам знакомо, мы легко угадываем и узнаем “по тени”. Так думали апологеты.

К сожалению, наше сознание “замусорено” ложными культурными достижениями. Человеческая мысль так усердно создавала комфортные приспособления для тела и так преуспела в этом, что они плотной стеной, толстым земляным валом отгородили нас от возможности жить в единстве со всем миром, сотворенным Господом.

***

Еще 200 лет назад простая украинка, вышивая деревце на рушнике, чтобы украсить иконы, знала, что она вышивает и что делает. Мое же современное сознание должно изобретать “велосипед”, чтобы стать органичной частью мира.

Необходимость в елочке у нас возникает в Рождественскую ночь, когда рождается Сын Божий и вместе с Ним Истина, спасительная для всех людей. Это время, когда старое, изжив самое себя, умирает, а новое проявляется и начинает жить, организуя пространство в новом ключе. Когда начинается новый отрезок времени.

В самом деле, кому придет в голову любоваться елочкой, как бы хороша она ни была, в течение всего года?

Жизнь елочки коротка, потому что она знаменует собой начало и является его эквивалентом. Она появляется только в самом начале, как проповедание Благой Вести, самого чистого времени. Чистого, как бывает чисто всегда все новое.

“Елочка” — начальная точка в системе отсчета времени. И поскольку время властно над нами и над всем созданным, что имеет свой конец, то в начале чего бы то ни было бывает “елочка”, как один из феноменов вселенского закона времени,  как начало бытия. Зернышко, из которого все произойдет. Как из Начала книги Бытия Моисея происходит вся Библия.

Вот и получается, что долговечными бывают лишь формы истинные, т.е. подобные формам, созданным самим Творцом. Я искренне верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца и Создателя, а значит и в то, что все созданное Им создано по единым законам и принципам. Эта вера и знание дает возможность видеть мир более-менее цельно и избегать частности.

Сформулировав для себя мир как единое целое, мы тем самым открываем для себя новую эпоху в возможностях.

***

Одно из чудесных свойств елочки — это ее способность стать центром праздника и организовать всю среду по-новому.

Подобное можно хорошо рассмотреть в химии. Так, например, имея насыщенный раствор поваренной соли и внеся туда зародышевый кристаллик, мы организуем всю среду по-новому, в новом ключе. Кристалл начинает расти, и все однородные частички находят свое место в этой структуре.

“Елочка” всегда возникает на границе прошлого, того, что уже было, и нового, что еще только начинается, там ее место и там лучше и проще всего искать эту модель.

***

Когда вы входите в церковь, подходя к большому напольному подсвечнику и ставя свечу, оглядитесь — вы начинаете новое бытие. Но уже не Господь обращается к Вам, а Вы к Господу. “Елочка” же перед Вами.

К семейству “елочек”, наверное, относится и алтарный семисвечник.

Древо Креста и осенение крестным знамением тоже начало нового бытия, или выбор пути.

Наряжая шарами-планетами свою елочку и для подлинности зажигая звезды-фонарики, я творю свой Новый год. Чистое время помогает стать рядом с началом самого начала, т.е. первым днем творения. Когда Господь создал образ будущего творения. Теперь это назвали бы мыслеформой. По единому закону в этом первом дне тоже должна быть своя “елочка”.

Там, где у елочки корни, я кладу подарки для сына и тем самым повторяю то, что сделали все мои предки, принеся часть себя в дар моей будущности при моем рождении к “елочке” моей жизни. В Рождественский вечер я вспоминаю свой род, свои “корешочки”, и молюсь о них. Так как я семя их и подобие по роду.

***

Древние иудеи аккуратно считали колена родов. Обстоятельства нашей жизни не дают нам такой возможности. Но их аккуратность не лишена смысла.

Ведь если правило единого закона верно, то оно распространяется и на такое понятие как род. И когда должное количество колен рода прошло, род заканчивается, принося свой плод. Семечко нового, чистого начала — “елочку” древа рода. И это должно быть применительно не только к каждому роду, но и ко всему человечеству в целом. Математически вычислить это невозможно, т.к. время не пропорционально морали, но оно последовательно. Последовательность событий всегда соблюдается. Это один из законов времени. Новые обстоятельства всегда знаменуются и имеют предтечу. Как в незначительных случаях, так и в случае приближения Царствия Божия.

***

Интуитивно мыслимая единая форма времени и пространства обрела почву, когда я обозначила для себя правило единого закона и исходную точку — “елочку”. Думаю, что два древа, помещенные Господом посреди Рая, были по форме подобны, как подобна форма пространства форме времени. Плоды же их отличались, как жизнь отличается от смерти. И в нас самих заложено и временное, и вечное. К нашему вечному принадлежит и такая частичка нашей бессмертной души, как память. Та память, которая унаследована нами от первородного Адама. Память о райском состоянии души, единой с миром и Богом — “елочкой” нашей памяти. Древние греки считали богиню памяти матерью муз. Тут, наверное, не обошлось без души-христианки. Наша душа страдает от деформированного грехом сознания и ищет путь устранить деформацию. Эта “елочка” звучит в нас голосом совести и интуиции, подсказывая правильный выбор и корректируя наши поступки.

***

Суета каждого дня пытается поймать человека в сети мнимых необходимостей. И только память о “елочке” возвращает нас к истокам, очищая мысли и не давая забыть, что Господь нас обязал, прежде всего, следить и ухаживать за деревьями добродетели, которые произрастают в нашей душе, в чем собственно и должен упражняться каждый православный христианин...

Вера Брахнова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua