Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Публикации

Пленники корпорации. “Свидетели Иеговы” на постсоветском пространстве

“Я больше не мог оставаться в этой организации. Я не мог оставаться больше ни…

О природе суеверий

Гадания, предсказания, совершаемые путем определенных ритуалов, их различные…

Старый стиль

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас в…

В последние годы все чаще приходится слышать о тоталитарных сектах — “Церковь Унификации” (мунисты), “Церковь Сайентологии” (дианетика, Хаббард-колледжи), “Харе Кришна” (кришнаиты), “Свидетели Иеговы”, “АУМ Синрике”, “Богородичный центр”, “Церковь последнего завета”, “Белое братство” и т.п.

Многие люди, став членами этих сект, нередко отдаляются от друзей, родителей, оставляют учебу или работу, замыкаются в узком кругу сектантов. Соблюдая требования новой веры, некоторые истязают себя ограничением сна и пищи, носят необычную одежду, вступают в странные браки и даже отдают секте все свое имущество.

Сектантство имеет глубокие корни. Известно, что оно процветало даже в тех странах, где исповедовались определенные религии и деятельность любых сект строго преследовалась законом. Не исключением была и православная Россия, а также страны ислама и буддизма. В Европе с ними вела борьбу инквизиция. В России после революции 1905 года преследования за веру были прекращены. Возобновились они при советской власти и велись в судебном порядке только против тех сект, которые своей деятельностью наносили ущерб здоровью людей или были связаны с зарубежными центрами. Открыто боролись с сектантами в странах, где господствовал режим диктатуры. К настоящему времени количество сект достигло немыслимых размеров, в них вовлечены миллионы людей.

Так, за рубежом появилось целое движение, оказывающее психологическую помощь лицам, пострадавшим от культов, и их семьям. Например, в США действует около 5 тыс. сект, которые включают до 20 миллионов человек. Религиозные культы, добиваясь “совершенства личности в служении Богу”, часто требуют освобождения человека от обязанностей перед светским обществом и государством.

Каким образом в сектах осуществляется психологическое воздействие на человека? Путем целенаправленного использования набора методов манипулирования личностью, известных еще в древности. Кстати, общенародные религии всегда осуждали эти методы. В зарубежной литературе они называются реформированием мышления или контролем за мозгом. Профессиональное исследование провел американский психиатр Роберт Лифтон, изучавший приемы обработки американских военнопленных, находившихся в связи с войной в Корее в китайских концлагерях, откуда они нередко возвращались домой с коммунистическими убеждениями. Эти методы от китайского их наименования ksi-nao (“мыть мозг”) стали называть “промыванием мозгов”. Иногда в литературе они именуются зомбированием.

Лифтон выделил восемь принципов обработки и показал, что все они в разной степени используются в практике тоталитарных сект.

1. Контроль за связями членов секты с окружающим миром; их изоляция от людей, не принадлежащих к ней.

2. Мистические манипулирования — введение членов группы в ситуации, якобы подтверждающие присутствие высших сил. Например, необычное физиологическое состояние (типа гипнотического), легко возникающее при массовом молении, трактуется как доказательство “нисхождения Святого Духа”.

3. Требование чистоты. Резкое деление всех на “чистых” (принадлежащих к группе) и “нечистых” (всех остальных).

4. Культ исповеди. Требование интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины, полного подчинения секте.

5. Святая наука. Члены секты усваивают набор определенных догматов, которые признаются абсолютной вечной истиной, а все им противоречащее рассматривается как ложное.

6. Усвоение культового языка со своими терминами, с особым смыслом обыденных слов, понятным лишь для членов секты. Такой язык затрудняет общение с ними, делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами.

7. Принцип учения — “доктрина выше личности”. Доктрина рассматривается как нечто более реальное и истинное, чем личный опыт. Сомнение в учении (или в словах лидеров секты) наказывается изгнанием из секты.

8. Отрицание равного права на существование для “верных” (секте, учению) и “неверных” (всех остальных). Сюда включается отношение к семье. Если она не согласна с вовлечением в секту, то подлежит осуждению и разрыву отношений с ней. Новичкам часто на первых этапах активно демонстрируется искусственная любовь (“отравление любовью”, “бомбардировка любовью”), что оказывает мощное воздействие на тех, кто в жизни не сталкивался с таким понятием. Они боятся лишиться ее и воздерживаются от нежелательных вопросов и действий. В арсенале воздействия: ограничение сна (бдения, ночные моления), аскетизм в пище, вовлечение в постоянный утомляющий труд и изощренное влияние на психику путем медитации. Многие секты контролируют половое поведение, требуя или полного воздержания, или, наоборот, допуская половую распущенность (в определенные моменты).

Последствия зомбирования, как показывает пример пострадавших от секты “Белое братство”, проявляются чаще всего стойкими изменениями уровня психики, невротическими расстройствами. Люди утрачивают возможность жить в обычном обществе, разрывают семейные и дружеские связи, отдают имущество и т. д. У некоторых происходят выраженные психические расстройства, вплоть до тяжелых хронических психозов.

Почти все при выходе из культа нуждаются в консультировании, разъяснении методов манипулирования, которым подвергался пострадавший. Для многих одного этого оказывается достаточно. Другим нужна специализированная помощь. Процесс полной реабилитации, т.е. достижения состояния, когда вышедший из культа может вернуться к нормальной жизни, как правило, длится до полутора лет.

Чтобы не оказаться в столь сложной ситуации, каждый человек должен усвоить определенные правила безопасности, которые сводятся к известному библейскому изречению: “Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых” (Пс. 1, 1). Нельзя ставить над собой эксперименты! Нельзя из любопытства испытывать на прочность свой рассудок! Вербовщики уже имеют опыт и знают, к кому подходить.

На собрании, на которое вас приглашают, вы можете столкнуться с такой обработкой, которой ничего не сможете противопоставить.

Не следует вступать с сектантами в дискуссию, здесь они опытнее. А начав разговор, вы помогаете им вовлечь себя в секту.

Разговор нужно обрывать решительно и категорично, не допуская его продолжения. Не ищите окольных путей ко спасению — обратитесь к вере ваших отцов и вернитесь в лоно единственно истинной Православной Церкви!

С. ВОРОШИЛИН, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Уральской медицинской академии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua