Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Публикации

Защищать свое Отечество

Патриотическое воспитание детей и юношества имеет на Руси давнюю традицию,…

“Мы были готовы пойти на страдания”.

17 октября настоятелю Покровского храма столицы, что на Приорке, протоиерею…

“Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. К 60-летию Свято-Никольского храма г. Ровеньки Луганской епархии

Прошло 60 лет с тех пор, как православные верующие города Ровеньки, купив на…

В Древней Церкви словом “канон” называли все богослужение. Позже оно стало обозначать только определенную часть службы. Домашнее келейное правило — это тоже канон молитв, совершаемых дома.

В былые времена совершалось пение всего канона. Теперь эта традиция сохранилась лишь при исполнении Пасхального канона.

Греческие каноны составлялись в стихотворной форме и зачастую имели рифму. В славянском языке сохранились только размер и дословный перевод оригинала.

Красота и глубина церковных канонов сравнима с красотой древней канонической иконописи. Понимание и осо-знанное восприятие канонов в духовной жизни христиан имеет такое же значение, как и символика канонической иконописи.

Все ирмосы канона являются поэтическим пересказом ветхозаветных событий с указанием на исполнение пророчеств в Новом Завете. Таким образом, ирмос (от греч. — связь) связывает не только песни канона, но и Ветхий и Новый Заветы.

Ирмос первой песни основан на песне сестры Моисея Мариами, которую пел весь еврейский народ после чудесного события перехода через Красное море. Эта песнь содержит благодарение Богу за избавление  от рабства в Египте и прославляет силу и величие Творца. Самое главное в этом событии — его символическое указание на Новый Завет. В Христианской Церкви это освобождение обозначает свободу от смерти и греха, которую даровал нам Христос в Своем Воскресении.

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше (Канон ко Спасу).

Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися (Канон ко причащению).

Крест начертав, Моисей впрямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу; тоже обратно фараоновым колесницам, ударив, совокупи, вопреки написав непобедимое оружие. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися (Канон Крестовоздвижению).

Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда: яко стена бо, огусте обаполы вода людем пешемореходящим и богоугодно поющим: поим Господеви, славно бо прославися (Канон Сретению).

Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами на-ставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися (Канон Вознесению).

Горькия работы избавлься Израиль, непроходимое пройде, яко сушу, врага зря потопляема, песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою, яко прославися (Канон на Духов день).

Море огустил еси, погрузивый со оружием гордаго фараона, и люди спасл еси немокренно, Господи, и ввел еси я в Гору Святыни, вопиющия: поим Тебе, Богу нашему, песнь победную, яко прославися (Канон Всемилостивому Спасу).

Лицы израильстии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты, враги, видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися (Канон Преображению).

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты про-стер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность.  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

Канон. Песнь 3-я

Третья песнь канона перекликается с той, которую воспела Анна, придя в храм и посвятив Богу дарованного ей после многих лет бесплодия сына — будущего пророка Самуила. Эта песнь благодарности Богу, смиряющему гордых и возвышающему убогих (см.: 1 Цар. 2, 1–11).

Во многих ирмосах — перифраз слов Анны. Цель ирмоса — сосредоточить мысли молящихся на Господе. Эта устремленность к Богу была естественна для Анны, радовавшейся исполнению Господом ее просьбы.

Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего (канон ко Спасу).

На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе, Господи (канон ко причащению).

Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя (канон Рождеству Богородицы).

Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею Кровию (канон Сретению).

Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася на враги моя уста моя, возвеселихся о спасении Твоем (канон Преполовению Пятидесятницы).

Лик сильных изнеможе и немощстсвующии препоясашася силою: сего ради утвердися в Господе сердце мое (канон Преображению).

Разверзе утробы нечадствовашия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящая дух сокрушен, к Сильному и Богу разумов (канон Святой Троице).

И молилась Анна и говорила: “Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою. Сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего”.

Канон. Песнь 4-я

Четвертая песнь связана с песнью прор. Аввакума, в которой предстает страшный во гневе, но праведный Судия, всегда защищающий людей Своих (см.: Ав. 3, 2–19).

Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи (канон ко Спасу).

Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи (канон ко причащению).

Услышах, Господи, слух Твоего смотрения и прославих Тя, Едине Человеколюбче (канон Рождеству Богородицы).

Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество (канон Крестовоздвижению).

На божественней страже Богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен (канон Пасхи).

Пророк Аввакум умными очима провиде, Господи, пришествие Твое, тем и вопияше: От юга приидет Бог, слава силе Твоей, слава снисхождению Твоему (канон Преполовению Пятидесятницы).

Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: Силе Твоей слава, Человеколюбче (канон Положению Честного пояса Пресвятыя Богородицы).

Господи! услышал я слух Твой и убоялся.

Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. <…> Увидевши Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Я услышал — и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

Канон. Песнь 5-я

Пятая песнь, связанная с песнью прор. Исаии, свидетельствует о грядущем  дне славы и торжества Божия (Ис. 26, 9–19).

Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа (канон ко Спасу).

Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас. Разве бо Тебе инаго бога не знаем (канон ко Причащению).

Яко виде Исаия образно на престоле превознесена Бога, от Ангел дориносима, о окаянный, вопияше аз: провидех бо воплощаема Бога, Света Невечерня и миром владычествующа (канон Сретению).

Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся (канон Положению Честного пояса Пресвятыя Богородицы).

Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем (канон Вознесению).

Ты, Господи, мой Свет, в мире пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя (канон Положению Ризы Пресвятыя Богородицы).

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо, когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. Мертвые не оживут; Рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, — прославил Себя, распространил все пределы земли. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина при наступлении родов мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов.

Канон. Песнь 7, 8 

 Жизнь через сожжение

Тяжело благодарить Бога, когда болит зуб. Еще тяжелее молиться, если случаются более серьезные болезни или проблемы. А воспевать гимны Всевышнему в минуты смертельной опасности могут, наверное, только святые. Именно такими людьми были три молодых еврея, жившие в плену в древней Вавилонии и приговоренные к смертной казни за свои религиозные убеждения.

Трех юношей бросили в горящую печь. Смерть эта ужасна тем, что человек умирает медленно, от многочисленных ожогов или от болевого шока. Причина приговора — отказ молодых людей проявить уважение к религиозным символам, считавшимся в Вавилонии государственными. Но последствия этой смертной казни были неожиданными. Вместо криков боли из печи донеслось пение хвалебного гимна: “Праведен ты, Господи, в том, что сделал, и величественно имя Твое”. Этот гимн и это событие — сверхъестественное спасение юношей — стало темой стихотворений, вошедших в православное богослужение как ирмосы 7 и 8 песней канона.

В дни поста ирмос 7-й песни — прямая цитата из гимна трех отроков: “Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже”. Она напоминает нам, что как бы ни были велики наши проблемы, мы все-таки еще не в предсмертном состоянии, как трое юношей в печи, и ожидаем Воскресения Христова, подобно тому, как ожидали чудесного избавления древние евреи.

Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородично спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Благочестивых юношей в печи спасло рождение Богородицей Христа, тогда это было только образом, теперь же — явным событием. И все это поднимает мир для того, чтобы петь Тебе: все создания Божии, воспевайте Его вечно.

В богослужебных текстах искусство поэзии сочетается с символическим объяснением ветхозаветных событий. Отроки, оставшиеся в живых после смертной казни — это один из образов Рождества Христова, или, как его часто называют в тропарях, “Рождества Богородична”, то есть рождения Богородицей Младенца Христа. Подобно тому, как юноши остались живы, хотя по всем законам природы должны были погибнуть, так и Божия Матерь осталась Девой и после зачатия, и после рождения, хотя это тоже не укладывается в рамки человеческой логики.

Более распространенное толкование этого события — прообраз Воскресения Христова. Именно так оно понимается в пасхальном каноне:

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцов, благословенный и препрославленный.

“Боже отец наших”, — эта фраза часто повторяется не только в ирмосе, но и в самих тропарях 7-й песни канона. В наше время для православных она звучит не всегда искренне. Не все современные верующие, большинство из которых пришло в Церковь уже взрослыми людьми, могут честно сказать, что их Бог — это Бог их родителей. Родители часто не только не ходят в церковь, но и препятствуют в этом детям. Поэтому эти слова приходится понимать не в буквальном смысле — Боже прадедов или праотцев наших. Если наши отцы или деды не ходили в церковь, то дальше в прошлое — три поколения тому назад — наша страна была еще религиозной. Связь традиции прервана. В этом и трагедия, и надежда. Если мы будем жить как настоящие христиане, то, по крайней мере, наши дети смогут искренне спеть “Боже отец наших”.

 

Канон. Песнь 9.

Все поколения.  Ирмос 9-й песни всегда восхваляет Божию Матерь

Всечестная, Богоневестная Матерь, Всечистая, Славная Владычица — это, на первый взгляд, просто перечисление эпитетов. Но за этим перечислением — великая любовь человечества к самой святой из людей. Дева Мария — это тот максимум святости, на который было способно человечество за 5 тыс. лет ожидания Христа. Да и сейчас, спустя 2 тыс. лет существования Церкви, никого из святых не почитают больше Божией Матери. А всевозможные эпитеты напоминают отношения двух нежно любящих супругов. И жена, и муж, если только по-настоящему любят друг друга, всегда общаются между собой самыми теплыми и ласковыми словами. Просто потому, что таково свойство любящего сердца. И эта земная любовь — всего лишь небольшие отголоски той небесной любви, которую святые имеют ко Господу и Его Матери.

В ирмосах 9-й песни часто употребляется фраза “вси роди”, то есть, на языке Библии, — все поколения и все нации: “Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем”. Это не совсем соответствует современной реальности, ведь кроме неверующих есть еще и протестанты, которые Царицу Небесную не почитают. На самом деле, их непочтение показывает, насколько они далеко ушли от Библии, хотя и заявляют, что разбираются в Писании лучше всех. “Все роды” — это цитата из Евангелия от Луки: “Ибо отныне будут ублажать Меня все роды” (Лк. 1, 48). В любой конфессии, которая считает себя библейской, эти слова объясняются как пророчество. Дева Мария предсказывает будущее почитание Себя. И если есть конфессии, которые этому пророчеству не соответствуют, то логичнее предположить, что не они уменьшают правдивость слов Священного Писания, а Библия обличает их несоответствие христианской традиции. Почитанию Божией Матери уделяется огромное внимание и в проповедях святых отцов, и в богослужебных текстах. Именно потому, что святым отцам была очень дорога идея того, что Святой Бог мог прийти в грешный мир только от Святого Человека.

Божия Матерь стоит во главе сонма святых, прославляемых Церковью. Почитание святых и молитва к ним — древнейшая традиция Церкви, сохранившаяся со времен апостольских. Несправедливы обвинения в адрес Церкви, будто она поклоняется людям наравне с Богом, нарушая заповедь: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Мф. 4, 10). Греческое богословие четко различает служение Богу (latreia) и почитание святых (proskynesis), которым воздается честь не как богам, но как людям, достигшим духовной высоты и соединившимся с Богом. Святые тесно связаны между собой и со Христом. Почитая их, мы почитаем Христа, Который живет в них: “Христос есть начало, середина и конец. Он есть во всех — и в первых, и в средних, и в последних... — говорит прп. Симеон Новый Богослов. — Те, кто из рода в род через исполнение заповедей становятся святыми, приходя на смену прежним святым, соединяются с ними, озаряясь подобно им и принимая благодать Божию по причастию, и все они становятся как бы некой золотой цепью, будучи каждый отдельным звеном, соединяющимся с предыдущим через веру, дела и любовь”. Золотая цепь христианской святости тянется от апостольского века до наших дней. И сейчас есть немало святых, тайных и явных, которые когда-нибудь будут прославлены Церковью.

Подготовил Влад Головин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me