Православные храмы

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм Рождества Богородицы (на Теремках)

Освящение Креста на месте будущего храма состоялось 13/26 мая 2002…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…
Публикации

Первомученики Руси

Среди канонизированных Православной Церковью святых времен Киевской Руси…

Душа его во благих водворится. Преставился ко Господу Святейший Патриарх Алексий II.

5 декабря на 80-м году жизни и на 19-м году Первосвятительского служения в…

“И остави нам долги наша...”

Ежедневно читая молитву Господню, мы просим о прощении “долгов”. Все мы знаем,…

Флорентийская уния

Отпадение Римской Церкви от Церкви Вселенской в 1054 г. и дальнейший ход исторических событий, приведших к неограниченной власти Римского папы в Западной Европе, делали невозможным ее объединение с Православной Церковью в духе братской любви.

Хотя попытки воссоединения предпринимались неоднократно, но в своей основе они не имели тех связующих начал, которые могли бы послужить их внутреннему духовному единству.

Православный Восток не был чужд идеи братского единения Восточной Церкви и Западной, особенно усилившейся перед лицом турецкого завоевания Византии. Однако, как показала история, Католическая Церковь всегда воспринимала воссоединение только как безусловное подчинение римскому первосвященнику.

Примером в этом отношении является Флорентийская уния 1439 г. Она показательна еще и тем, что явилась прототипом всех остальных уний, не имевших корней в православном народном сознании, и бывших делом государственной политики.

Предварительные переговоры об объединении Церквей, закончившиеся заключением унии во Флоренции, продолжались более 20 лет. Незадолго перед этим Западная Церковь преодолела самый крупный в своей истории раскол 1378–1417 гг., когда появилось вначале два, а затем и три папы. Почти параллельно переговорам о церковной унии проходил Собор католических епископов в Базеле (1431–1449 гг.), где решались вопросы церковной реформы в Римской Церкви и были сделаны попытки ограничить власть папы Евгения.

В свою очередь, положение Византии было критическим — территория некогда обширной империи была практически ограничена стенами Константинополя, который подвергался угрозе в любой момент быть захваченным турками. В государственной казне не было денег, поэтому все переговоры, а позже и сам Собор проходили в Италии.

Таким образом, стремление к церковному единству было обусловлено политическими причинами. Византийский император Иоанн хотел посредством унии получить военную помощь от католических правителей Европы, а папа Евгений упрочить свое положение, выступив в роли объединителя христиан. Налицо было совпадение интересов сторон, и церковное единство являлось политическим актом. Особая роль в деле унии отводилась митрополиту Исидору, посвященному на кафедру Русской Церкви патриархом Иосифом по рекомендации папы Евгения.

9 апреля 1438 г.  в Италии в г. Ферраре начал работу Собор, итогом которого и явилась Флорентийская уния. С греческой стороны на нем присутствовали  византийский император Иоанн, патриарх Иосиф, 22 митрополита и епископа. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались от участия в Соборе и назначили вместо себя местоблюстителей. Собор возглавил папа Евгений. Кроме того, с латинской стороны присутствовало 11 кардиналов и примерно 150 епископов.

Главным спорным вопросом было католическое учение об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына. Несколько месяцев ушло на предварительные совещания. Видя непреклонность греков к принятию латинского учения, папа начал действовать принудительно, прекратив выдачу назначенного им содержания.

Наконец 8 октября открылись торжественные заседания Собора. Для ведения прений с обеих сторон были назначены по шесть лиц, в том числе со стороны греков Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.

Греки поставили этот вопрос на каноническую основу и доказывали, что Католическая Церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский Символ Веры filioque (и от Сына), вопреки запрещению делать прибавление к Символу. Латиняне, напротив, утверждали, что они не ввели нового учения, а только раскрыли то, которое заключалось в Символе Веры.

В их спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк Ефесский, оставались непреклонны. Между тем, в Ферраре разразилась чума. В связи с этим папа в 1439 г. перенес Собор во Флоренцию.

Марк Ефесский был решительно против соединения и открыто называл католиков еретиками. Император же с приверженцами унии составил такое изложение учения о Св. Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но католики требовали полного принятия их учения о Св. Духе.

Был составлен акт соединения Церквей, в котором изложено было католическое учение о Св. Духе и главенстве папы, а также урегулированы обрядовые вопросы, которые не вызывали таких горячих споров. Этот акт подписали все греческие епископы, кроме Марка Ефесского (Патриарх Иосиф к тому времени уже умер).

Когда Соборное определение было принесено для подписи к папе, он в первую очередь поинтересовался, подписался ли Марк Ефесский. Узнав, что нет, он воскликнул: “Итак, мы ничего не сделали!”

Как смотреть на это объединение Церквей во Флоренции? Безусловно, оно было недействительным. Рассматривая обстоятельства, предшествовавшие Собору, можно видеть, что не искреннее желание мира церковного, а совсем другие цели побуждали императора и папу заботиться о восстановлении единства Церквей.

На соборных прениях латиняне не могли опровергнуть доказательств, приводимых греками. Разными неправдами через изменников Православию латиняне достигли призрачного торжества над греками. Нельзя признать законность Флорентийского Собора и потому, что акт соединения не подписан от имени Константинопольского Патриарха Иосифа, в связи с его смертью, а также от имени патриарха Антиохийского, так как его местоблюститель Марк Ефесский остался непреклонным поборником Православия. Со стороны католиков на нем не присутствовали епископы, продолжавшие свой Собор в Базеле и затем осудившие папу как еретика, а созванный им Собор признали незаконным.

Нежизнеспособность унии проявилась сразу, когда во Флоренции греки отказались причащаться за литургией латинской, а католики вообще отказались от присутствия на службе греческой. Вернувшись домой, все подписавшиеся со стороны православных всенародно каялись. Сам император, как инициатор унии с греческой стороны, так и не решился обнародовать решения Флорентийского Собора и умер православным, отрекшись от всякого союза с Католической Церковью.

Нельзя не сказать о дивном событии, подтверждающем незаконность Флорентийского Собора и его антиправославную направленность. Суздальский священник Симеон, бывший на Соборе, вместе с Тверским послом Фомой решился бежать, не имея никаких средств и не зная дороги. Утомясь в пути, Симеон и Фома задремали на привале.

Вдруг Симеон увидел старца, который, взяв его за правую руку, сказал: “Благословился ли ты от последовавшего стопам апостольским Марка, епископа Ефесского?” Он отвечал: “Да! Я видел сего чудного и крепкого мужа и благословился от него”. Явившийся говорил далее: “Благословен от Бога человек сей, потому что никто из суетного латинского Собора не преклонил его ни имением, ни ласкательством, ни угрозами мук. Ты сие видел, не склонился на прелесть и за то пострадал. Проповедуй же заповеданное тебе от св. Марка учение, куда ни придешь. О путешествии же вашем не скорбите, я буду неотступно с вами”. На вопрос Симеона о том, кто он, явившийся отвечал: “Я Сергий Маковский (Радонежский), которого ты некогда призывал в молитве”. Симеон рассказал видение своему спутнику, а позже описал его вместе с событиями, происходившими на Соборе.

Митрополит Исидор, вернувшись домой, на первой же литургии упомянул имя папы Евгения, а по окончании службы архидиакон зачитал с амвона акт Флорентийского Собора. Все эти новости, неслыханные в Русской Церкви, привели в изумление собравшихся. Великий князь Василий, ревнуя о чистоте Православной веры, прямо в храме стал обличать изменника, всенародно назвав его латинским прелестником и еретиком. Он велел низвести недостойного митрополита с престола и заточить в Чудов монастырь до полного раскаяния.

Александр КУКУИШКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu