Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Публикации

Истинная вера

В Капернауме римский сотник просил Господа об исцелении своего слуги. Господь…

Успіння Пресвятої Богородиці

Успіння Пресвятої Владичиці нашої Богородиці не привід для скорботи і сліз.…

Жития святых — детям

“Избранные жития святых для детей” — совместный издательский проект Сретенского…
На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

? Зачем Бог стал человеком?

Господь предвозвестил рождение Спасителя, которого затем ожидали все ветхозаветные праведники. Он установил завет с Авраамом, дал заповеди Моисею, передавал волю свою через пророков, но для спасения человека понадобилось Боговоплощение.

Цель Боговоплощения четко объ-ясняют святые отцы. Они говорят, что Бог стал человеком:

чтобы человек имел возможность стать богом по благодати;

чтобы освободить человека от власти греха и смерти;

чтобы избавить человека от адских мук и снова открыть для него двери рая;

чтобы возобновить среди людей истинное Богопочитание.

Господь и Бог наш Иисус Христос стал человеком ради нас и ради нашего спасения.

 

? Мы называем Деву Марию Богородицей. Но разве может человек родить Бога?

Вопрос относительно того, может ли человек родить Бога, является некорректным. Ибо не Мария по собственному желанию родила Бога, а Господь Бог — Всемогущий Творец Вселенной избирает Деву Марию сосудом Своего Воплощения.

Пресвятая Дева Мария действительно родила Господа нашего Иисуса Христа не по Божеству, а по его человеческой природе. Но эта человеческая природа от самого начала Боговоплощения была неразрывно связана во Христе и с природой Божественной. Бог становится человеком, принимает человеческую плоть от Девы Марии. Христос является Истинным Богом и настоящим человеком. А Та, Которая послужила Боговоплощению и родила Сына Божьего, является действительно Богородицей.

Так исповедует свою веру Святая Церковь. И эту веру свою она изложила в догматических постановлениях Вселенских Соборов, которые учат нас исповедовать Сына Божьего, рожденного от Отца по Божеству, и от Духа Святого и Марии Девы, Богородицы, — по человечеству.

 

?Мы называем Христа Сыном Божьим, а кем Иисусу приходится Иосиф — муж Марии?

Иосиф был обручен с Девой Марией, когда Архангел Гавриил благовестил Ей о рождении Спасителя. Несколько евангельских ссылок свидетельствуют, что Иосиф был человеком скромным, добрым, искренним и работящим. Будучи праведным и узнав о беременности Марии, Иосиф хотел тайно отпустить ее, но Ангел Господень успокоил его и приказал принять Марию, а младенца назвать Иисусом: “…ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1, 21).

Иосиф заботился о Деве Марии и Младенце во время побега в Египет, а также по возвращении их в Назарет.

Последний раз в Евангелии об Иосифе упоминается в связи с паломничеством Святого Семейства в Иерусалим. Тогда 12-летний Иисус остался в Храме Божием, а когда его нашли среди учителей Закона, сказал: “…зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” (Лк. 2, 49).

 

?Чем отличается православный крест от католического?

Прежде всего нужно понимать, что мы называем Крест Христовым. И, поклоняясь Кресту, мы не отдаем предпочтение той или другой христианской традиции, а чтим крестную жертву нашего Господа и Спасителя.

Но, действительно, существуют разные традиции изображения Креста Господнего. Для православных является традиционным восьмираменный крест, к тому же имеются особенности и в изображении Распятия. Католическим считается четырехраменный крест, но он используется и в нашей традиции.

 

? Действует ли порча или сглаз на верующего человека?

Все зависит от того, во что верует человек.

Если человек верит и доверяет Богу, пытается жить согласно Его заповедям, злые силы не могут иметь над ним власти.

В “Требнике”, написанном в XVII веке святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, на вопрос “Действуют ли на человека колдовские и бесовские силы через порчу и сглаз?” был дан ответ: “Нет, если он безгрешен”. Если человек регулярно посещает Церковь, исповедуется и причащается, злой силе не за что зацепиться в его душе.

Но если человек живет вне ограды Церкви и сам отказывается от Ее благодатной помощи в борьбе со злом и грехом, то он открыт для действия злых сил и фактически находится в плену греха, иногда этого даже не сознавая.

Следует сказать и об особых случаях попущения Божьего и испытания крепкой человеческой веры. Мы видим это на примере библейской истории праведного Иова Многострадального. Так, на вопрос учеников о слепом от роду: “Кто согрешил, он или родители его, что слепым родился?” — слышим ответ Самого Господа: “…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин. 9, 3).

То есть испытания и искушения посылаются всем благочестивым людям, но они никогда не превышают человеческих сил и действия Божьей благодати. Такие испытания не бывают к погибели, а открывают славу Божью.

 

?Что такое чудотворная икона и чем она отличается от обычной?

Чудотворными мы называем иконы, о чудесных исцелениях от которых засвидетельствовано Церковью. Одни чудотворные иконы почитаются в пределах прихода или епархии, а о других знает весь православный мир, как, например, о Владимирской, Иверской, Киево-Печерской и др. Известны списки и копии чудотворных икон, которые иногда также становятся чудотворными.

Но, поклоняясь иконе, хотя бы и чудотворной, мы кланяемся не дереву или краскам, а тому, кто на ней изображен. Поэтому Господь может оказать нам Свою благодатную помощь не только через чудотворные иконы, но и через простые, даже изготовленные типографским способом.

Известны случаи, когда начинали мироточить обычные фотографии или ксерокопии икон. Так, на Святой Горе Фавор в греческом православном монастыре есть чудотворная Акафистная икона Божьей Матери, которая прославилась многими чудесами, хотя и является копией иконы, напечатанной в обычной газете.

Таким образом, можно сказать, что через любую икону может действовать благодать Божия. А каждый христианин чествует образы Господа нашего Иисуса Христа, Божьей Матери и святых угодников Божьих.

?Что означает освящение иконы и можно ли молиться перед неосвященной иконой?

Чин освящения и окропления святой водой иконы, который совершает священник, не придает ей каких-то сверхъестественных качеств. Но это важное для Церкви и верующих действие. Освящая икону, Церковь свидетельствует, что принимает созданное изображение как святое и достойное поклонения. В молитвах на освящение от имени Церкви и тех, кто создал или приобрел икону, священник просит Бога оказывать необходимую благодатную помощь тем, кто будет молиться перед этим образом.

Традиция освящать и окроплять иконы святой водой возникла относительно недавно, вследствие того что изменялись условия, предше-

ствующие изготовлению икон. Если ранее иконы писали преимущественно иноки в монастырях, и при этом они постились и молились, то с появлением книгопечатания стало возможным воссоздавать и тиражировать иконы без соответствующего духовного подвига, причем часто не в церковных типографиях. Тогда-то и появился чин освящения как свидетельство церковного благословения.

 

?Почему мы поклоняемся Кресту? На нем же был распят Христос, на нем Он страдал и умер.

Действительно, крест — это орудие казни. К тому же казни позорной.

Но для нас, верующих, Крест Христов стал орудием спасения. Именно на Кресте Господь принес себя в жертву за наши грехи. Именно Крест Господень из орудия казни и позора превратился в символ победы над смертью и стал ключом к Царствию Небесному.

Сам Господь говорит: “…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24).

Почитание Креста восходит к самому началу истории христианства. Изображение креста встречается с первохристианских времен и до наших дней. Сам Господь явился императору Константину и приказал: “Сделай такой Крест, прикажи нести его перед своими воинами и тогда победишь всех врагов”. Крест Господень — это оружие против дьявола.

Крест — это путь к Воскресению. Поэтому в Крестопоклонную неделю, когда на середину храма для поклонения выносится Крест, мы поем: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua